ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Михалевич Е.А. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестным является тот факт, что китайская цивилизация – одна из самых древнейших в мире. История Китая насчитывает более 5 тысяч лет, практически все это время данное государство было империей. Лишь после Синьхайской революции 1912 года Китай перешел на абсолютно новую для него форму правления – республиканскую. После завершения гражданской войны, в 1949 году было образовано новое государство – Китайская Народная Республика. Практически за 70 лет своего существования, политический курс КНР претерпел значительные изменения. Спустя время мы можем видеть, что сейчас Китай является весьма сильным игроком на международной арене. Существует целый ряд причин, почему КНР смогла занять передовые позиции в мировой политике. Одним из основных факторов является политическая культура данного государства, которая, зародившись еще до нашей эры, и претерпела естественные изменения, но, тем не менее, отличается преемственностью и традиционностью.

Актуальность изучения исторических основ и современного состояния политической культуры Китая объясняется тем, что, являясь одной из важнейших характеристик политического режима, политическая культура представляет собой совокупность устойчивых политических взглядов, форм поведения и деятельности участников политического процесса в обществе. Так как в восточных цивилизациях политическая культура играет первостепенную роль в функционировании институтов власти, а также в социо-политическом и экономическом развитии общества, представляется необходимым изучить традиции и новации политической культуры Китая с целью лучшего понимания и уяснения исторических и иных закономерностей, происходящих в данном государстве.

Цель исследования – характеристика истории формирования и современного состояния политической культуры Китая.

Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы какого-либо общества, так как по уровню развития политической культуры судят о состоянии политической системы в целом. Кроме того, являясь отражением политической и юридической осведомленности граждан, отвечая за их политическое поведение, она не может не оказывать большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Так как явление политической культуры отличается сложной внутренней структурой, следовательно, существует большое количество мнений в толковании понятия «политическая культура», а так же множество формулировок, касающихся ее структурных компонентов, функционала, содержания.

Существует несколько подходов к определению понятия «политическая культура». Представляется необходимым разъяснить, в чем состоит разница между понятиями данного термина в широком и узком смысле.

Политическая культура в широком смысле представляет собой исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, которая включает в себя уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, которые отражены в определенных общественно-политических отношениях и институтах. В узком смысле политическая культура выступает как комплекс установок, представлений определенной национальности или общности о мире политики [13].

Структурно политическая культура состоит из множества компонентов. Основными элементами являются:

- политическое сознание – совокупность знаний и ценностей, которыми определяется отношение людей к настоящим политической системе, явлениям и процессам;

- политическое поведение – способ организации своих действий, соответствующий существующим нормам;

- политический опыт – совокупность знаний, которые были накоплены в процессе политической практики;

- политическая этика – совокупность ценностей и норм, которые ориентируют и регулируют действия участников политической сферы;

- политическая символика – специальный набор атрибутов, призванных нести определенный смысл;

- политический язык – система символов, служащая для передачи политической информации;

- политические мифы – определенные неизменяющиеся образы, не связанные с религиозными или традиционными верованиями;

- политические знания и убеждения – первое понятие считается фактическим представлением о каких-либо политических событиях, второе понятие носит субъективный, оценочный характер [11, с. 284].

Процесс складывания политической культуры носит затяжной характер. Так как политическая культура выступает в качестве неотъемлемой части культуры общенациональной, она включает в себя политический опыт различных социальных групп, народов, накопленный в ходе естественного исторического развития. Данный опыт становится основой формирования политического сознания определенных групп людей и выражается в их политических взглядах, что и определяет политическое поведение той или иной общности. Взаимодействие государств между собой, развитие международных отношений также не могут не оказывать влияния на формирование политической культуры отдельно взятого государства [10, с. 54].

Политическая культура тесно связана с политической системой в целом, а именно – является частью данной системы. Политическая культура участвует в качественной и временной трансформации политической системы и накладывает на нее свой отпечаток. В то же время, по сравнению с другими элементами политической системы, политическая культура является самостоятельным слагаемым, то есть имеет потенциал функционировать независимо от других компонентов.

Политическая культура призвана выполнять ряд функций. Познавательная отвечает за формирование у граждан определенного государства необходимых общественно-политических взглядов, а также развитие политической компетенции. Целью интегративной функции является формирование единой стабилизирующей основы политической сферы общества, а, следовательно, повышение эффективности управления обществом. Нормативно-ценностная функция способствует формированию и усвоению в общественном сознании определенных политических ценностей и норм поведения. Коммуникативная функция призвана транслировать политическую культуру от поколения к поколению, а также устанавливать связь между участниками властных отношений. Воспитательная функция ставит своей задачей сформировать у граждан политическое сознание и политическое поведение, соответствующее определенной политической системе [11, с. 283].

Таким образом, политическая культура – это явление, сочетающее в себе в равных пропорциях признаки политической и духовной сферы жизни общества, выступающее в качестве самостоятельного элемента политической системы, способное непосредственно оказывать влияние на функционирование политических институтов и других компонентов системы, отличающееся способностью к развитию независимо от других элементов.

Для общественно-политического строя традиционного Китая преобладающую роль в регулировании отношений играли нормы морали. На основе моральных норм складывались политико-правовые регламентации. Древние китайцы издавна руководствовались нормами ли, которые представляли собой нормы поведения, выработанные в результате многовекового развития Китая в I пол. I тысячелетия до н. э. Это очень глубокое и емкое понятие, которое тяжело перевести на русский язык, используя одно слово. Ли –это благопристойность,этикет,этика,ритуал,церемония,обряд,поклонение, приличия, моральные устои и обусловленное ими поведение [7, с. 297; 9, с. 299; 14, с. 241].

Создание концепции ли предписывается Конфуцию (ок. 551 до н. э. – 479 до н. э.), древнему мыслителю и философу Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. В основе учения Конфуция об обществе и государстве лежат следующие базовые принципы: чжэн мин (исправление имен), сяо (сыновняя почтительность), чжи (ум, мудрость), жэнь (человеколюбие, гуманность), и (долг, справедливость). Среди них упомянутый принцип ли занимает центральное место. Все эти принципы являются звеньями одной цепи, они не могут существовать отдельно друг от друга, поэтому представляется необходимым дать краткую характеристику всем компонентам.

Концепция чжэн мин предусматривает необходимость соответствия ка-ждого человека тому статусу, который он получает вместе с социальным «именем». Это подтверждают следующие выдержки из сборника «Лунь юй» о сущности истинного правления: «правитель должен выполнять обязанности правителя, чиновник должен выполнять обязанности чиновника, отец – отца, сын – сына» [20, с. 237].

Традиционные представления об уважении к старшим и родителям, которые были перенесены из понятия «семья» на государство в целом, были закреплены в концепции сяо: «мало бывает таких, которые, будучи почтительны к родителям и старшим в роде, захотели бы восстать на высших; никогда не бывало, чтобы тот, кто не любит, восставал против высших. Для благородного мужа всего важнее основание; когда основание положено, то рождаются и правила; а почтительность к родителям и уважение к старшим вроде – это и составляет, кажется, основание человеколюбия» [20, с. 245].

Понятие чжи означает умение просчитать свои действия наперед, по-смотреть на них в перспективе, а также здравый смысл и благоразумие: «когда ни изощренной клевете, ни пылкой жалобе не удается возыметь воздействие, то это может называться дальновидным» [20, с. 218].

Идеал конфуцианского гуманизма заключен в понятие жэнь: «человеколюбие означает любить людей» [20, с. 193].

Концепция и требует от человека исполнять то, что он должен делать, но не ради выгоды, а ради процветания общества: «благородный муж думает только о справедливости, маленький человек думает только о выгоде» [20, с. 111].

Ли означали нормативное социальное поведение цзюнь-цзы (благородный муж), официальный этикет и сакральный ритуал, а также моральные стереотипы поведения: «если наставлять народ путем правления, основанного на законе, и поддерживать порядок наказанием, то народ станет избегать наказаний и лишится стыда. Если наставлять народ путем правления, основанного на добродетели, и поддерживать порядок путем должных норм поведения (ли), то в народе появится чувство стыда и он исправится» [20, с. 140].

Из учения Конфуция следует, что все формы социальной взаимосвязи базировались главным образом на ли и традиционных нормах отношений между старшими и младшими. На протяжении многих веков конфуцианская этика и ли функционировали наравне с политико-правовыми регламентациями, выступая центральным звеном политической культуры китайского общества.

По своему происхождению ли никак не были связаны с законом или политикой. Главное отличие ли от закона состоит в том, что несоблюдение моральных устоев необязательно влекло за собой наказание, но обязательно способствовало нарушению гармонии в обществе. Тем не менее, неукоснительное соблюдение и ли, и закона – это то, что их роднит. Вторым важным отличием ли от закона является тот факт, что моральные нормы поведения были выработаны обществом в процессе его развития, а право было санкционировано государством.

На разных этапах китайской истории отношение к ли было разным. В начале эпохи Чжоу (XI – III вв. до н. э) ли играли особенно важную роль: они оформляли отношения внутри кланов и между ними, закрепляли нормы поведения с гостями и «варварами» [3, с. 113].

В эпоху Чжаньго (V – III вв. до н. э.) ли подвергались порицаниям со стороны моистов и легистов, которые считали ритуальные средства управления государством и обществом недостаточными. Причина перехода ли на второстепенный план кроется в развитии в данный промежуток времени политических и духовных течений, которые за основу стабильного развития государственности принимали правовые установления.

Мо-цзы (ок. 470 – ок. 391 до н. э.), основоположник моизма, учил своих последователей, что обществом и государством необходимо управлять и с помощью правовых установлений, и с помощью ли, причем право в таком тандеме должно стоять на первом месте.

Легисты, приверженцы школы закона фа-цзя, в своих стремлениях отодвинуть ли на второй план, пошли еще дальше. Своей целью они видели создание сильного и систематизированного законодательства. Легизм – это теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221 – 207 гг. до н. э.). В VII – V вв. до н. э. начали зарождаться легистские принципы. Гуань Чжун (720 до н. э. – 645 до н. э.) первым в истории китайской цивилизации выдвигает право на передовые позиции. Он определяет закон как то, что возвышается над самим императором, и то, что призвано регулировать общественные отношения [12, с. 36, 46].

Легистская идеология достигла своего апогея благодаря привнесению новых идей Шан Яна (390 до н. э. – 338 до н. э.), которого часто называют основателем легистской школы. Он считал, что закон – это единственный верный и эффективный инструмент управления обществом. «Наказание рождает силу, сила рождает могущество, могущество рождает властное величие, властное величие рождает добродетель. Добродетель рождается от наказания», поэтому «в пребывающем в порядке государстве много наказаний и мало наград» [12, с. 84, 88].

Еще в IV в. до н. э. легизм был взят на вооружение в государстве Цинь. Легизм сыграл не последнюю роль в становлении первого китайского императора Цинь Шихуан-ди (259 до н. э. – 210 до н. э.) и возникновением первой в Китае централизованной империи. Тогда легизм обрел статус главной всекитайской официальной идеологии, опередив имевшее на это большие права конфуцианство. Тем не менее, империя Цинь в конце III в. до н. э. рухнула, похоронив под своими обломками грозную славу легизма, снова уступив главную сцену конфуцианству. Однако идея создания единой политико-правовой системы прочно прижилась в Китае и продолжила развиваться далее.

При династии Хань (III в. до н. э. – III в. н. э) в политических и фило-софских дискуссиях, что эффективнее влияет на гармоничное развитие общества, сливаются воедино концепции управления государством с помощью ли и правовых установлений [15, с. 62]. Эти две категории ставятся в один ряд, им отводится равная важная роль. Кроме того, постепенно начинают формироваться представления о том, что основные общественные отношения должны регулироваться ли, а закон и наказания служат средством пресечения особо опасных нарушений существующего в обществе порядка. Итак, ли стали основой управления государством, а закон – орудием управления.

Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» является одним из главных текстов китайской канонической литературы. В нем приводится описание идеальной конфуцианской модели социального механизма – от истоков политической администрации до норм взаимоотношений в рамках семьи как социального института и ритуалов в основных жизненных ситуациях. Основой этого механизма служат ли.

Текст «Ли цзи» специально был написан простым и понятным для всех китайцев языком. Он создавался на основе более ранних сочинений и, говоря словами Конфуция, «не создавал, а передавал» мудрость прошлых поколений [6, с. 48]. Это было что-то вроде учебника правильного поведения, а в качестве «иллюстраций» к нему использовались вполне стандартные ситуации из повседневной жизни народа, дополненные четким анализом всех деталей. Таким образом, целью составителей текста «Ли цзи» было создание полной и понятной для всех системы принципов и норм поведения в определенной обстановке на основе уже известных древним китайцам сведений.

Разработанная в далеком прошлом идеальная модель социальной структуры не всегда может соответствовать реалиям определенного промежутка времени, например, она не соответствовала реальности цинского Китая [4, с. 174]. Однако, данная модель обладает способностью ориентировать реальность в определенном направлении, в том самом, которое было заложено еще в начале новой эры.

Известно, что этика и ритуал, веками опиравшийся на конфуцианское учение, на протяжении тысячелетий были доминирующими категориями в китайском обществе. Более того, они служили в качестве официальной и неофициальной государственной религии. Даосизм и буддизм стояли, пожалуй, в одном ряду с конфуцианством, однако, они не стали идейной основой китайского общества и государства. Такой основой выступало как раз-таки конфуцианское учение, суть которого заключалась, прежде всего, в этической норме и ритуализованном церемониале. Естественно, эта идея нашла отражение в трактате «Ли цзи».

Согласно «Ли цзи», основной смысл ли заключается в том, что каждый человек должен понимать социально-политическое неравенство людей, знать свое место в общественной структуре, жить в соответствии со своими правами и обязанностями, то есть четко придерживаться установленных «правил игры», жить в соответствии с незыблемыми традиционными предписаниями. Кроме этого, целью ли является также закрепление в сознании людей истоков, некогда легших в основу уже существующего миропорядка. Существование ли обеспечивало нормальное функционирование и развитие как общества, так и государства [4, с. 178; 19, с. 37].

Отметим, что при порядке вещей, который провозглашает ли, правитель занимает центральное место. Он является сыном Неба, обладает Небесным мандатом, правит на земле от имени небесных божеств. В Поднебесной он сам призван быть для своего народа отцом. Он должен в равной мере заботиться о всех людях. Несмотря на всю полноту своей власти, сын Неба не имеет права быть тираном и деспотом. Наравне с простым народом он всю жизнь должен стремиться жить в соответствие с нормами ли, соблюдать и почитать их. Управлять своим государством правитель должен тоже в соответствии с ли [6, с. 213]. Этот принцип является одним из основных в конфуцианском учении.

Все огромное государство, с его разветвленной системой социальных и политических институтов, в учении Конфуция уподобляется семье. Глава государства – это глава семьи, старший мужчина, чаще всего – отец семейства. Семейно-клановые отношения пронизывали все общество и определяли его структуру, следовательно, такие отношения объединяли государство и общество в единое целое, основой которого были все те же ли.

Многие китаеведы делают акцент на том, что ли распространяются только на людей аристократического сословия и не предназначены для простого народа [4, с. 180]. Это заключение не совсем верно. Правила ли обязательны для соблюдения абсолютно всеми китайцами без каких-либо исключений. Дело в том, что чем выше стоит человек на социальной лестнице, чем он образованнее и грамотнее, тем тщательнее он должен следить за соответствием правилам ли. Соблюдение же ли простым человеком, увы, никак не скажется на его продвижении по карьерной лестнице. Это лишь вопрос воспитанности человека.

Тем не менее, следовать заветам, прописанным в «Ли цзи» должны были все без исключения.

Хотя в «Ли цзи» большое внимание уделяется таким темам, как организация административной структуры государства, правила должного поведения повелителя и его подчиненных и т. д., основной акцент сделан все же на сферу отношений между людьми. Помощники вана – сановники и правители княжеств по своему статусу, а также по объему прав и обязанностей, стояли на несколько ступеней ниже сына Неба. Существенным моментом изложения статуса этих категорий людей в трактате «Ли цзи» является принцип кланового родства. В клан вана входили все его родственники и ближайшие сановники, все члены клана пользовались особыми привилегиями. Например, приближенные вана получали права на управление уделами или даже целыми княжествами, конечно, при условии признания себя не самовластными правителями своих земель, а вассалами вана.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моральные установки, несоответствие которым рассматривалось как нарушение общественных взаимоотношений, играли ключевую роль в процессе формирования политико-правовых регламентаций в традиционном Китае. Ли по своему происхождению не связаны с политико-правовыми регламентациями. Несоблюдение ли необязательно влекло за собой наказание, но обязательно вызывало неодобрение общества. Кроме того, ли были выработаны социумом в процессе его исторического развития, а политико-правовые установления были санкционированы государством. Тем не менее, неукоснительное соблюдение – это то, что их роднит. Ли глубоко проникли в сущность древнекитайского социума. Они играли значимую роль в качестве организующего, структурирующего фактора китайского общества и государства. Незыблемой являлась генеральная структура, описанная в «Ли цзи». Общество должно быть построено на основе древних традиций, обрамлено в рамки этики и ритуала. Ли стали стереотипны поведением, автоматическим ответом на повседневные жизненные ситуации, базой, на которой стоит китайское общество. Ли играли роль идеологической основы Китая. Все это было мощной волной, зародившейся еще до новой эры и с течением времени приобретавшей все более и более широкие масштабы, наподобие снежного кома. Своим акцентом на семейные отношения текст «Ли цзи» формировал основы всего общества. Этические нормативы «Ли цзи», обязанные своему появлению учению Конфуция, внесли огромный вклад в развитие китайской цивилизации, сформировали облик этой страны, сформулировали качества национального характера китайского народа и задали направление, по которому следует современное китайское общество.

При изучении истории и культуры другого народа исследователи первым делом акцентируют свое внимание на его специфичных чертах. Китайская цивилизация во многом отличается от европейской. В эпоху «опиумных войн» и открытия Китая иностранцы удивлялись многому, знакомясь с этой страной. Пожалуй, самым поразительным было то, что китайский народ строго соблюдал предписанные нормой детали поведения. Абсолютно все сферы жизни были четко регламентированы: отношения между супругами, родителями и детьми, старшими и младшими, управляющими и подчиненными.

Как отмечалось выше, философия оказала существенное влияние на развитие политической культуры китайского общества. «Собственно «политика» в западном понимании этого слова в принципе чужда китайской культуре. Государство в Китае всегда было скорее этическим, чем политическим. Политика же понималась почти исключительно как администрирование» [8, с. 47].

Также вследствие своего географического положения страна на протяжении тысяч лет развивалась обособлено от остального мира. Это оказало свое влияние на отношение китайцев к роли политики. Китай считался как политический и экономический центр мира, название данной страны говорит само за себя – Срединное царство. Убежденность китайцев в своей исключительности постоянно подчеркивалась постоянными заимствованиями другими народами материально-экономических и культурных изобретений китайцев. Такая вера в свою уникальность передавалась из поколения в поколение и отчетливо прослеживается во внутренней и внешней политике КНР в настоящее время [5, с. 738].

Также исторически сложилось, что китайцы стали различать «своих» от «чужих» («варваров»), что является еще одной особенностью данной нации. Тем не менее, необходимо отметить тот факт, что уезжающие на постоянное место жительства за рубеж китайские эмигранты, так называемые «хуацяо», тем не менее остаются «своими» для соотечественников. В настоящее время на государственном уровне действует множество правительственных программ по поддержке китайских переселенцев.

Кроме того, для азиатской культуры характерно превышение интереса коллектива над собственным интересом. Идея коллективизма прививается китайцам с самого рождения. Они учатся учитывать интересы целого коллектива в семье, закрепляют навыки в общении со сверстниками в школе, транслируют такое поведение другим в ходе профессиональной деятельности. В то же время некоторые специалисты видят в данном проявлении коллективизма весьма негативные стороны: «отсутствие индивидуалистических настроений в традиционной китайской культуре, абсолютный примат целого над частью, государства над личностью, а также другая система ценностей в китайской традиции не способствует формированию в национальном менталитете уважения к личности, ее правам и свободам» [1, с. 43].

Как отмечалось ранее, для Китая характерна четкая общественная иерархия. Отношения подчинения строятся по схеме «сверху – вниз», а не «снизу – вверх», как в западном обществе. Все государство уподобляется большой семье, где каждый должен выполнять предписанную ему роль. Если каждый в обществе выполняет свои функции, то общество находится в состоянии гармонии, а, следовательно, социо-политические институты могут нормально функционировать.

Также отличительными особенностями национального характера китайцев являются дисциплинированность, трудолюбие, терпеливость, непритязательность и бережливость. Эти черты характера представляют собой духовную основу стремления китайцев к социальной гармонии.

Как отмечал Ху Цзиньтао, «гармония – это один из основополагающих принципов современной политической культуры Китая. Именно на него полагается КПК во внешнеполитическом курсе, в политике на международной арене» [18].

Изучив научную литературу по рассматриваемому вопросу, представляется интересным и необходимым привести некоторую статистическую информацию, касающуюся современного состояния политической культуры в Китае с точки зрения непосредственно граждан КНР.

Ван Сюем была предпринята попытка проведения социологического опроса представителей различных профессий и слоев населения Китая: юристов – как самой компетентной в изучаемом вопросе категории, представителей интеллигенции (медики, преподаватели), бизнесменов – как представителей коммерческой категории, представителей творческих профессий (журналисты, художники, писатели), представителей технического сектора (водители, инженеры), а также студентов высших учебных заведений. Всего в опросе приняли участие 728 человек, каждой категории граждан было представлено примерно поровну. Опрос проводился на территориях нескольких провинций, географически охватывая централью, восточную, западную часть Китая, с октября 2015 года по май 2016 года [2, с. 60].

Респондентам было задано несколько вопросов относительно понимания сущности политической культуры в целом, личного отношения к уровню развития политической культуры в Китае, влияния политической культуры на развитие китайского общества и государства.

На вопрос о том, понимают ли респонденты значение термина «политическая культура» в реалиях современного китайского общества, большинство представителей всех изучаемых категорий дали положительные ответы. Причем юристы как наиболее компетентные в данном вопросе выразили больший процент понимания, чем, например, представители технического сектора, которые в своей трудовой деятельности практически не касаются данной сферы, чем можно объяснить их ответы [2, с. 60].

На следующий вопрос о том, считают ли респонденты уровень политической культуры в Китае высоким, были даны неоднородные ответы. Так, представители интеллигенции в большинстве своем выражают согласие с данным утверждением, в то время как представители коммерческого, технического, творческого секторов выражают резкое несогласие. Это может быть связано с реалиями современного китайского общества, в котором практически полностью запрещена свобода слова, а частный бизнес облагается высокими налогами [2, с. 60; 17, с. 118].

На вопрос о том, оказывает ли политическая культура заметное влияние на личную жизнь респондентов, большинство опрашиваемых ответили отрицательно, за исключением представителей технических и творческих профессий, что и следует из предыдущего вопроса об уровне политической культуры, не считающих данный уровень высоким. Также большинство юристов ответили на данный вопрос положительно, что связано с их профессиональной деятельностью в политико-правовом поле [2, с. 61].

Ответы на вопрос о том, оказывает ли политическая культура влияние на экономическое развитие государства, также оказались неоднородными. Студенты, представители технических и творческих профессий не связывают уровень политической культуры с экономическим благополучием. Это может быть связано с довольно нестабильной ситуацией на рынке труда, где заняты данные респонденты, или с обыкновенной неосведомленностью о сущности политической культуры [2, с. 61].

С другой стороны, на вопрос о влиянии политической культуры на современную политическую реформу Китая, подавляющее число опрошенных дали однозначно положительные ответы. Представляется, что такое единодушие во мнениях по данному вопросу было вызвано государственной идеологией и курсом на проведение политики реформ и открытости, которые касаются всех представителей китайской нации без исключения [2, с. 61].

Вопрос, касающийся того, оказывали ли влияние на формирование политической культуры Китая и ее современное развитие традиционные философские и религиозные идеи, выявил весьма удивительные результаты. Хотя юристы и представители интеллигенции высказывают согласие, однако процент несогласных среди других слоев населения намного выше. Самое интересное то, представители студенчества, несмотря на наставления своих преподавателей, ратующих за сохранение традиций и преемственность, имеют обратную точку зрения. Судя по всему, западные веяния в Китае со временем становятся все более сильными; молодежь активно впитывает иностранную культуру, постепенно отказываясь от традиционно китайской [2, с. 61; 16, с. 94].

Ответы на блок вопросов, касающийся влияния политической культуры на дальнейшее развитие китайского общества, политическую стабильность страны и внешнюю политику государства, показали, что практически все слои населения, за исключением профессиональных юристов, отмечают, что политическая культура не является сильным фактором, способным повлиять на данные сферы жизни китайского общества [2, с. 62].

Подводя итоги необходимо сделать следующие выводы:

- исторические традиции в политическом поведении являются определяющим фактором для конкретной политической культуры. Именно традиции способствуют осуществлению непрерывности политического процесса, передают новым поколениям неизменные элементы политической культуры. В этом плане КНР является ярким примером, иллюстрирующим преемственность традиций и их влияние на современную политическую культуру данного государства;

- хотя в социологическом опросе, анализ результатов которого представлен в данной главе, приняли участие совсем небольшое число респондентов (по сравнению с численностью населения Китая в целом), можно предположить, что результаты исследования могли бы быть совершенно отличными от тех, что мы имеем на данный момент. Тем не менее, большой процент молодых людей из студенческой среды, не считающих политическую культуру Китая важным компонентом социально-политической системы современного общества, говорит о том, что в настоящее время в Китае существуют тенденции большей лояльности к западной культуре, чем к традиционно азиатской, что не может не вызывать опасения у китайских социологов, культурологов, политологов. Именно поэтому власти КНР уделяют большое внимание изучению феномена политической культуры и ее развитию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

На русском языке:

1 Анохина, В. В. Культурные традиции и парадоксы модернизации современного Китая / В. В. Анохина // Вестник БДУ. – 2009. – № 1. – С. 48-58.

2 Ван Сюй. Особенности политической культура Китая / Ван Сюй // Общество. Среда. Развитие. – 2016. – № 3. – С. 57-62.

3 Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайского государства (формирование основ социальной структуры и политической администрации) : моногр. / Л. С. Васильев. – М. : «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1983. – 327 с.

4 Васильев, Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае : сборник статей / под ред. А. А. Бокщанина, Л. С. Васильева, А. И. Кобзева. – М. : «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1988. – С. 173-201.

5 Гавров, С. Н. Политическая культура // Социокультурная антропология : история, теория, методология. – М. : Академический проект, Константа, 2012. – С. 738.

6 Классическое конфуцианство : в 2 т. / пер., ст., ком. А. С. Мартынова. – СПб. : «Нева», 2000. – Т. 1. : Конфуций. «Лунь юй». – 384 с.

7 Кобзев, А. И. Ли // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока. – М. : Вост. лит., 2006. – Т. 1: Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. – 2006. – С. 297-299.

8 Кузык, Б. Н. Китай – Россия 2050 : стратегия соразвития / Б. Н. Кузык, М. Л. Титаренко. – М., 2006. – 656 с.

9 Кычанов, Е. И. «Ли» и право // Этика и ритуал в традиционном Китае : сборник статей / под ред. А. А. Бокщанина, Л. С. Васильева, А. И. Кобзева. – М. : «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1988. – С. 299 – 308.

10 Лисова, С. Ю. Политология : учеб. пособие / С. Ю. Лисова, Е. Ю. Моисеев. – Иваново, 2013. – 68 с.

11 Мельвиль, А. Ю. Политология : учеб. / А. Ю. Мельвиль, Т. Д. Алексеева, К. П. Боришполец, А. Г. Володин, А. А. Дегтярев. – М. : Проспект, 2008. – 618 с.

12 Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая : моногр. / Л. С. Переломов. – М. : «Наука», 1981. – 340 с.

13 Политическая культура [Электронный ресурс] // www.Grandars.ru : офиц. сайт. – Режим доступа : http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskaya-kultura.html. –16.06.2018.

14 Рэдклифф-Браун, А. Р. Структура и функция в примитивном обществе / пер. с англ. О. Ю. Артемовой. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 304 с.

15 Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. с кит. Р. В. Котенко. – СПб. : Евразия, 1998. – 376 с.

На китайском языке:

16 Гэ Цюань. Чжунго чжэнчжи вэньхуа цзяочэн (Курс политической культуры Китая) / Гэ Цюань. – «Гаодэн цзяоюй чубаньшэ», 2006. – 323 с.

17 Минь Ци. Чжунго чжэнчжи вэньхуа (Политическая культура Китая) / Минь Ци. – Юньнань : «Юньнань жэньмин чубаньшэ», 1989. – 254 с.

18 Ху Цзиньтао цзай дан дэ шицида шан дэ баогао (Доклад Ху Цзиньтао на XVII Всекитайском съезде КПК) [Электронный ресурс] // Чжунгожэнь даван : офиц. сайт. – Режим доступа : http://www.npc.gov.cn/npc/zggcddsbcqgdbdh/201211/06/content_1742192.htm . – 18.06.2018.

19 Чэн Хао. Ли цзи цзи шо («Ли цзи» со сводными толкованиями) / Чэн Хао. – Нанкин : «Фэнхуан чубаньшэ», 2010. – 493 с.

20 Ян Боцзюнь. Лунь юй ичжу («Лунь юй» с переводом и комментариями) / Ян Боцзюнь. – Пекин : «Чжунхуа шуцзюй», 2004. – 316 с.

Просмотров работы: 1205