ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МАЛЬЧИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МАЛЬЧИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Протопопова Т.И. 1, Дедюкина М.И. 1
1СВФУ ПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Именно в детстве у человека складываются все психические функции, механизмы речи, речевого мышления, памяти, внимания, восприятия. За период детства закладывается основа всех психических функций. Головной мозг мальчиков и девочек уже с первых месяцев жизни работает по-разному. В процессе развития ребенка и формируются гендерные различия.

Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития памяти. В этом возрасте важно учитывать особенности развития памяти в зависимости от пола. Поэтому тема данного исследования становится актуальной.

Впечатления, которые человек приобретает об окружающем мире, сохраняют определенный след, сберегаются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Такие процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, считается условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти неосуществимо нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и последующий прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, которые в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Такие функции являются для памяти главными. Они разнообразны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у различных людей развиты различно.

В психологических источниках можно выделить определение памяти - память характеризуется как способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.

По мнению Л.Д Столяренко [8, с. 52] память есть форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая вероятным его повторное применение в деятельности либо возвращение в сферу сознания. Память-основа психической деятельности.

Р.С. Немов [15, с. 39], характеризуя память как психический процесс установил, что впечатления, которое человек получает об окружающем мире, оставляет определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Собственно, эти процессы и называются памятью.

Большинство психологов считают, что память не может быть установлена как одно из свойств мозга, в отрыве от специфик каждого человека, его деятельности, интересов.

Итак, впечатления, которые человек получает об окружающем мире, сохраняют определенный след, закрепляются, а при надобности и возможности – воспроизводятся. Данные процессы в совокупности и называются памятью.

Более строго и точно память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, которые выполняют в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [3].

В соответствии с этим различают следующие виды памяти: двигательную память, проявляющуюся в навыках и привычках, образную память (слуховую, зрительную, осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную) [11].

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как производится запоминание. В зависимости от характера деятельности, в процессе которой происходит запоминание, распознаются непроизвольное и произвольное запоминание.

В зависимости от способа запоминания в этом плане отличаются смысловое и механическое запоминание. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение разных движений и их систем.

Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз заново учиться исполнять соответствующие движения. Немалое значение этого вида памяти заключается в том, что она служит базой для формирования разных трудовых и практических навыков, равно как навыков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память – это память на чувства.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на запахи, звуки, вкусы. Она является зрительной, слуховой, вкусовой.

Зрительная память соединена с сохранением и воспроизведением образов.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков.

Обонятельную, осязательную и вкусовую память в известном смысле можно именовать профессиональными видами памяти – они усиленно развиваются в связи со специфическими видами деятельности [18, с. 300].

Словесно-логическая память можно охарактеризовать тем, что человек, который обладает ею, точно и быстро запоминает смысл событий, логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Таким типом памяти обладают научные работники, преподаватели учебных заведений, юристы, т.е. люди, которые занимаются интеллектуальным трудом [14].

По характеру целей деятельности – произвольная и непроизвольная. Непроизвольная – это когда запоминание случается автоматически, без специальных усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи запомнить.

Произвольная, в свою очередь – это когда процесс запоминания или воспроизведения требует от человека усилий воли.

По продолжительности закрепления и сохранения материала имеется память кратковременная, долговременная и оперативная.

Кратковременная память - это память, в которой сохранение данных ограничено обусловленным, как правило, маленьким периодом времени.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информация, заблаговременно не определенный.

Оперативной считают память, которая занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной.

Когда человек выполняет какое-нибудь сложное действие, например, арифметическое, то он удерживает «в уме» некоторые промежуточные результаты, например, три пишем, два в уме – так вот «два в уме» и является есть в данный момент содержанием оперативной памяти.

Таким образом, память – это когнитивный процесс, который в свою очередь состоит из запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.

Все виды памяти нужны и взаимосвязаны. Памятью располагают не только животные, люди, но и их сообщества, а также технические устройства.

Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации.

Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.

Память дошкольника, как правило, носит непроизвольный характер. Это означает, что ребенок зачастую не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание случаются независимо от его сознания и воли. Они реализовываются в деятельности и зависят от ее характера. Так, например, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание считается косвенным, дополнительным результатом осуществляемых ребенком действий восприятия и мышления.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают вырабатываться в возрасте 4-5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением формируются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Число слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине назначенные предметы, оказывается выше, чем число слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

На этапе от 2 до 4 лет формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у ребенка сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.

Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания [5, с. 88]. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей.

При отсутствии нарушений в развитии ребенок 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.

Когда взрослые жалуются на «плохую» память собственных детей, они часто приводят примеры того, как принуждают ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В этом случае проблема состоит в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, который не вызывает у него интереса.

Однако, без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще неосуществимо и противоестественно для здорового ребенка.

Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребенка, ее формировании ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

У дошкольника значительно изменяться содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.

Возникновение произвольности памяти не случайно, оно связанно с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольным механизмов поведения и деятельности. Впервые действие самоконтроля проявляются у ребенка в 4 года.

А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминания или воспроизводя материал. [20]

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все большое объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

-словестно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

-складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Таким образом, в дошкольном возрасте психологи отмечают преобладание непроизвольной и механической памяти. Динамика памяти выражается в формировании произвольной основы протекания данного процесса. К концу дошкольного возраста память становится произвольной в специальных условиях.

На протяжении дошкольного детства развиваются все виды памяти и мнемические действия, преобладание того или иного вида памяти зависит от особенностей деятельности, от ее характера. Увеличение объема запоминаемого материала, стимулируют изменения и совершенствование процессов памяти, и их произвольный характер.

В. В. Волков [11] изучал объем кратковременной и долговременной зрительной памяти при запоминании двузначных чисел, слов и изображений предметов у школьников с 1-го по 10-й класс. За исключением одного класса показатели памяти были немного выше у девочек, все-таки различия были весьма небольшими.

Объемное половозрастное исследование памяти проведено В. Ф. Коноваловым с соавторами [24]. Исследовалась кратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9:

а) в возрасте 5-10 лет запоминание цифр было наилучшим у девочек (рис. 2);

б) в возрасте 15-17 лет отличий между юношами и девушками не выявлено;

в) в возрасте 18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них рост памяти еще имелся, а у женщин память осталась на уровне 15-17 лет.

Я. И. Петров [27, с. 302] выявил, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины обгоняют мужчин.

К. Ховланд [26, с. 99], например, подмечает, что количественные различия мнемических функций между полами не так ясны, как качественные.

Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-нибудь технических процессов, а в иных – описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола.

По данным казанских психологов [14], преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны.

По данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги. Правда, в исследовании В. Н. Андреевой [14] существенных различий между мужчинами и женщинами не было.

Так, среди затративших меньше всего повторений мужчин было больше на 10 %, так же как и запомнивших наибольшее число объектов. Однако при воспроизведении через длительный срок (долговременная память) явное преимущество имели женщины. Лучшая у женщин 18-20 лет долговременная память при запоминании слогов и слов выявлена и Р. С. Моргуновой, а у школьниц разного возраста - В. В. Волковым.

Таким образом, можно представить память, как когнитивный процесс, который включает в себя запоминание, сохранение, восстановление и забывание приобретенного опыта.

Полученные разными авторами данные, свидетельствующие о различиях в памяти между мужчинами и женщинами, не являются однозначными. И это во многом можно объяснить тем, что установление межполовых отличий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания.

Заслуживает внимание опыт экспериментально сравнительный анализ уровня развития памяти мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста.

Выбор эмпирических методов исследования исполняется исходя из объекта, предмета и цели исследования. В исследовании можно ограничится изучением произвольной и непроизвольной памяти. Для исследования памяти можно применить следующие диагностические методы:

1) методика «Повторение слов» (Модификация методики А.Р.Лурия); 2) методика «Воспроизведение визуальных репродукций». Д.Векслер (1945); 3) методика «Пройди через лабиринт»; 4) методика «Узнай фигуры».

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, а также полученные результаты, подобрать серию развивающих игр, направленных на развитие памяти. Данные игры могут быть применены как педагогами, так и родителями в качестве средства развития процессов памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Игры для развития механической памяти: Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше - компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свой чемодан... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

«Кто больше». Игра, помогает трениро­вать память и одновременно внимание. «Чердачные находки». Вариант предыдущей игры. Первый игрок начинает говорить: «Я пошел на чердак и нашел там...» - и назы­вает любой предмет. Второй игрок повторяет эту фразу, называет то, что придумал предыдущий игрок, и добав­ляет свою вещь и т. д. «Парные картинки». Для этой игры понадобятся пары одинаковых карти­нок. В наборе может быть 48 карточек, составляющих 24 пары. Карточки можно купить или сделать са­мим - наклеить одинаковые изображения на картон. «Ассоциации». Подойдет набор карточек, описанный в предыдущей игре. Игры для развития зрительной памяти: «Дверная скважина». Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его.

Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его.

При проведении нами экспериментировании, анализ полученных итогов показал, что в среднем дошкольном возрасте имеются различия в уровне развития памяти у девочек и мальчиков: у мальчиков уровень произвольной, зрительной памяти выше чем у девочек, а уровень образной и уровень развития процесса узнавания выше у девочек.

На основе изучения психологической литературы мы пришли к выводу, что память рассматривается в отечественной психологии, прежде всего как сложный психический познавательный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов.

К компонентам памяти относятся: накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. В отечественной психологии традиционным является представление о развитии памяти в аспекте деятельностного подхода.

Исходя из этого, процессы памяти также выступают в качестве компонентов познавательной активности и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.

Учитывая, что о действия имеют сознательную цель и опираются на использование общественно выработанных знаковых средств, в структуру мнемического действия, включаются такие операции как ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление межгрупповых связей.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. Это обусловлено тем, что представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т.п., возникающие в результате практической деятельности ребенка, его восприятие, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только потому могут служить средствами дальнейшего познания.

Динамика памяти в период дошкольного детства выражается в формировании произвольной (волевой) основы протекания данного процесса.

Так, память младшего дошкольника в основном носит непроизвольный характер, что означает отсутствие осознанных целей на запоминание, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, осуществляются в деятельности и зависят от его характера.

Со временем дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

К концу дошкольного возраста память становится произвольной в специальных условиях. На протяжении дошкольного детства развиваются все виды памяти и мнемические действия, преобладание того или иного вида памяти зависит от особенностей деятельности, от ее характера.

Увеличение объема запоминаемого материала, стимулируют изменения и совершенствование процессов памяти, и их произвольный характер.

При полученных результатах показали, что имеются количественные и качественные различия памяти у мальчиков и девочек.

Мы выявили, что количественные показатели развития памяти у мальчиков выше, чем у девочек. Таким образом, в среднем дошкольном возрасте существуют различия памяти.

Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

Каримов, А.Г. Память: развитие памяти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/memory/ (дата обращения 01.10.2018).

Лавренчук, И. О. Развитие мальчиков в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — № 3 — С. 23-28.

Лисковец, Ю.А. Развитие памяти у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cepia.ru/memory/ (дата обращения 01.10.2018).

Саврей, В. И. Гендерные особенности детей в среднем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — № 1 — С.40-43.

Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.

Просмотров работы: 74