УРОК-ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УРОК-ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шестакова Т.С. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методу проектов сегодня отводится важное место среди методов обучения, так как именно проектная деятельность помогает формировать активную позицию учащихся в обучении, развивает умение самостоятельно осваивать новые знания, находить необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.

Основными достоинствами метода проектов являются:

самостоятельность, инициативность учащихся;

развитие социальных навыков детей;

приобретение опыта познавательной деятельности младшими школьниками;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков обучающихся.

В словаре В.И. Даля дается следующее определение проекта – «это план, предположение, предначертание, задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже должна быть ссылка типа [2, с. 500].

На определение сущности понятия «метод проекта» в литературе существуют различные точки зрения. Е.С. Полат понимает метод проекта как технологию [6], И.Д. Чечель и другие – как педагогическую технологию [7, 9]; Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин дают определение методу проектов, как методу обучения [1]; Дж. Дьюи считает, что метод проектов в своей основе предполагает обучение, сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании [5]. В контексте данного исследования интересной является точка зрения Е.С. Полат. Она характеризует метод проектов как «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов» [6, с. 66].

С точки зрения возможности решения некоторых проблем современного образования проектную деятельность рассматривает Н.Ю. Пахомова: необходимость формирования у обучающихся информационной компетенции, умений применять знания на практике; выработка у обучающихся необходимых умений для формирования коммуникативной компетентности… «Новые условия использования метода проектов предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы» [4].

Проектная деятельность заинтересует обучающихся, если они будут знать, что их проект будет значим и оценен. Осуществляя выбор темы проекта, и выполняя его, обучающиеся учатся выявлять возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверять себя в деле, проявлять целеустремленность и настойчивость. Проект, как тип учебной деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством методов, организующих мышление и деятельность познающего. Учебный проект определяется как совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучающихся, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направленная на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений [3].

Н.Н. Вишнякова в своих работах употребляет понятие «педагогическое проектирование» как собирательное, объединяющее все виды проектной деятельности, субъектом которых может выступить педагог; они осуществляются в педагогических целях или их результат имеет педагогические последствия. Анализируя литературу по теме исследования и учитывая специфику проектной деятельности в образовательных учреждениях, целесообразно рассмотреть и такое понятие как учебный проект.

По мнению Т.В. Светенко, учебным проектом является совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. При этом деятельность обучающихся координируется учителем [8].

Свою классификацию учебных проектов предложила Е.С. Полат. Учебные проекты были разделены ею по определенным критериям и признакам.

По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, надпредметные и межпредметные.

По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами [6].

Учебный проект может быть представлен различными видами форм: рисунок, карта, буклет, реклама, сочинение, презентация с использованием информационных программ, творческое представление и др. Несмотря на то, что имеется огромное разнообразие форм и типов проектов, любой из них требует координации со стороны учителя, который так или иначе осуществляет руководство всем процессом. 

Анализ теоретико-методологической литературы по данной теме исследования позволяет сделать вывод о том, что в контексте ФГОС НОО второго поколения учебный проект представляет собой задание для обучающихся, которое сформулированно в виде проблемы, целенаправленную деятельность, форму организации взаимодействия обучающихся с учителем и обучающихся между собой, результат деятельности обучающихся как способ решения проблемы создания проекта. В основе учебного проектирования лежит формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, которые способствуют умению участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог со сверстниками и учителем, слушать и воспринимать речь других участников учебного процесса.

Уроки-проекты в начальной школе формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в обучении. Типологическими признаками урока-проекта в начальной школе, с точки зрения Е.С. Полат, являются:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориен­тированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одной школы, клас­са, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность выполнения проекта [6].

Проанализировав теорию по данной теме, мы выяснили, что проектная деятельность имеет ведущее место в обучении школьников. С ее помощью формируется высокая степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их регулятивной деятельности, развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, а также приобретение опыта познавательной деятельности.

Список литературы

Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Даль, В. И. Толковый словарь живого русского языка Владимира Даля в 4 т. т 3 : подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. [Текст] / В. И. Даль. – Москва : АСТ, 1998. – 584 с.

Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст] / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.

Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н. Ю. Пахомова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 112 с.

Пелагейченко, Н. Л. Метод проектов. История возникновения и развития [Электронный ресурс] : Методические ориентиры. – Режим доступа : http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_5_2314.pdf (дата обращения: 5.06. 2018).

Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2007. – 272 с.

Решетникова, А. В., Жарикова, Л. И. Овладение младшим школьником моделированием как важнейшим учебным действием // Подготовка студентов и учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников : материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л. А. Никитиной. – Барнаул, 2015. – С. 20-22.

Светенко, Т. В. Учебный проект в школе. Книга для учителей [Текст] / Т. В. Светенко. – Псков, 2000. – 28 с.

Чечель, И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка ре­зультатов [Текст] // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 7-12.

Просмотров работы: 211