Педагогические условия развития навыков измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народных мерок - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Педагогические условия развития навыков измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством народных мерок

Охлопкова А.С. 1
1Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе дети живут в новых социокультурных реалиях. Потому в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (ФГОС ДО), утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 [1], обозначены высокие требования к познавательному развитию детей, в т.ч. формированию математических представлений.

Профессор и основатель методики математического развития детей дошкольного возраста А.М. Леушина считала, что необходимо учить детей шести-семи лет измерению условными мерками с тем, чтобы они более глубоко поняли в школе значение общепринятых мер (мер длины, массы, объема) [Цит. из 2]. Как показывает опыт, в дошкольных организациях очень часто педагоги самоустраняются от содержательного решения задач всех видов измерительной деятельности.

Измерение для детей дошкольного возраста является сложным видом деятельности и введено только в старших группах детского сада. А измерение различных объектов народными условными мерками непосредственно готовит ребёнка к применению эталонных общепринятых мер, которые отчасти доступны дошкольникам.

Известно, что в современном образовательном пространстве и в практической деятельности наблюдается постепенное исчезновение традиции измерения народными условными мерками. Традиции у каждого народа наделены особыми культурными смыслами и развивающими функциями. По Р.Д. Стренбергу, различные культуры поддерживают творчество по-разному [3].

В нашем исследовании педагогический потенциал народных традиций измерения условными мерами представлена как педагогическая категория в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Цель нашего исследования заключается в изучении и обосновании педагогических условий эффективного формирования измерительных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством народных условных мерок. Предметом нашего исследования является изучение педагогических условий эффективного формирования измерительных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством народных условных мерок. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в выявлении потенциала народных условных мер в развитии измерительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, что обогащает теоретическую и методическую основы математического развития детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические, эмпирические, методы обработки полученных данных (математические, статистические). Теоретические методы включают: изучение и анализ психологической, педагогической, этнографической литературы; описание и классификацию условных мер народа саха; эмпирические методы и методы обработки полученных данных: изучение опыта воспитателей в детских садах; педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой его результатов; анкетирование, тестирование, беседы. В исследовании участвовали 50 детей старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Измерение в математике поясняется как совокупность действий, выполняемых с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения; протяженность. Измерение следует рассматривать как вид деятельности, так как ему присущи все признаки и компоненты познавательной деятельности: мотив, цель, способы достижения и решения задач, результат, оценка.

Изучение и анализ научных трудов подводит к мысли, что северным народам всегда были присущи эмпирические знания и представления о функциональной зависимости, представления об отрицательных числах и о нахождении неизвестных компонентов арифметических действий. Это и являлось основой для измерения времени и пространства.

В обучении детей старшего дошкольного возраста нами использованы меры измерения параметров объекта, расстояний, веса, времени.

На констатирующем этапе эксперимента посредством разработанных методик, наблюдений за детьми, беседы с родителями и детьми установлено, что из 50 детей 40% не знают и не проявляют самостоятельности в использовании народных условных мерок. Дети в основном все нуждаются в направляющей или обучающей помощи педагога; с трудом ориентируются на измерение объектов простыми и сложными мерками.

В связи с этим нами разработана и апробирована система обучающих занятий с детьми. Основная задача обучения измерению величины народными условными мерками – научить правильно пользоваться и называть народные условные мерки (суом, тутум, харыс, ытыс, былас и др.).

В этом аспекте в обучающем эксперименте разработаны и апробированы:

- серии занятий с детьми по каждому виду народных мерок на репродуктивном и продуктивном уровнях;

- игры, упражнения и проблемно-игровые задания детям с учетом дидактических и развивающих задач;

- тематика и содержание творческих проектов родителей совместно с детьми.

Результаты обучающего эксперимента обсуждаются с точки зрения их соответствия как имеющимся в науке данным, так и гипотезе исследования:

- разработанная система образовательной деятельности (ОД) в форме проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций способствовала качественному формированию умений и навыков измерительной деятельности;

- активное использование народных условных мерок в реальной ситуации формирует понимание особого значения числа как выражение отношения одной величины к другой; функциональной зависимости между величиной, числом и единицей, принятой в качестве условной мерки для измерения конкретной величины;

- последовательное усложнение дидактических и развивающих задач в заданиях детям усиливало их мотивацию, нахождение разных вариантов и способов решения поставленной проблемы;

- обеспечение творческой самостоятельности детей как субъектов образовательного процесса максимально удовлетворяло их познавательную активность и послужила необходимым условием эффективного формирования навыков измерительной деятельности.

Таким образом, народные условные меры,обусловленные национальными традициями, природно-климатическими особенностями, являются одним из самых эффективных средств развития личности детей. Практические действия в процессе измерения побуждают мотивацию детей, удовлетворяют познавательные потребности, активизируют и усовершенствуют измерительные навыки. Педагогический потенциал народных мерок измерения заключается и в эффективном развитии интеллектуальных, творческих, волевых, коммуникативных и др. способностей детей.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155.

Баишева М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Якутск: Изд.-во ИПКРО, 2012. 63 с.

Sternberg R.J. The Assessment of Creativity: An Investment-Based Approach //CREATIVIT RESEARCH JOURNAL, Vol. 24 (1), 2012. P.3-12.

Просмотров работы: 67