В связи с демократизацией общества в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.
Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах.
Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.
В данное время, экспериментальная работа проводится на базе детского сада №30 «Татыйык» в старше-подготовительной группе «Хатынчаан» Усть – Алданского улуса (района) с. Тулуна. В исследовании принимали участие 23 детей. Широко используем народные настольные игры как хабылык, хаамыска, баайа и дидактические игры в самостоятельной деятельности. Для этого мы педагоги дошкольного образовательного учреждения и родители воспитанников сделали современные якутские игрушки своими руками.
В нашем дошкольном образовательном учреждении есть комната Саха, каждый четверг у нас якутский день. В этот день игры у нас только якутские, начиная с детей до педагогов все одеваемся в якутскую национальную одежду.
Мы детям предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), баайа (волчок), тырыынка (палочки). С помощи родителей сделали якутские игрушки, это как пазлы, якутские матрешки, якутские трудовые принадлежности, макет балаган, амбара. В этой комнате дети могут играть сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.
Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.
Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой.
Игра «Баайа» (волчок) – надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.
Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.
Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
У героев сказок и преданий дети учатся быть настоящими людьми, любящими тайгу с ее обитателями, солнце и землю, близких и родных людей. Герои якутского народного эпоса Олонхо учат совершать смелые подвиги, ради счастливой и богатой жизни в Среднем мире.
Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как:
- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.
- настольные игры народов имеют глубокие корни.
- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.
- только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.
- это универсальный и доступный всем спорт.
- преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.
- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.
Якутские народные игрушки формируют начальные представления об окружающем мире, позволяют ребенку исследовать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учат общаться.
У каждого народа с древности существуют свои игрушки, в которых отражаются самобытность и уклад, обычаи и традиции, т. е. в целом история развития народа. В якутских народных игрушках отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, основывающиеся на почитании родной природы и окружающего мира.
Литература:
Неустроева, Е.Н. Национальные детские игры/Е.Н.Неустроева-Я.: ИРО МО РС (Я), 2005
Федоров, А.С. Саха терут оонньуулара/Народные игры и забавы Саха/А.С.Федоров-Я.: Бичик, 2011
Воспитательный и развмвающий потенциал якутских настольных игр https://e-koncept.ru/2017/770089.htm
https://infourok.ru/
Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие-Якутск: СГПА, 2008.