МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Муксунова С.Т. 1, Николаева А.В. 1
1Свфу им. М.К.Аммосова, Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема оценки качества образования в наши дни считается одной из самых актуальных для образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой составляющие взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы достичь успеха, нужно уметь управлять данной cиcтемой комплексно.

Для администрации ДОО управление качеством образования в критериях модернизации
и совершенствования свойства образования, становится приоритетным в работе. Управляющему персоналу необходимо умение быстро приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения [9, с.56].

Практическая реальность показывает, что в системе дошкольного образования зачастую не разработана система средств отслеживания за качеством образовательного процесса с целью стимулирования деятельности воспитателей, отсутствуют критерии оценки свойства образовательного процесса и характеристик, обеспечивающих составление целостного представления о его состоянии, отсуствуют группы мониторинга в дошкольных организациях.

Образовавшаяся ситуация настоятельно требует поиска новых путей к организации мониторинга качества образования в дошкольных организациях, а также поиска актуальных методов и средств, которые повысят уровень качества образовательного процесса.

Наиболее эффективным способом решения данной проблемы можно рассматривать мониторинг как систему получения данных о состоянии деятельности дошкольной организации.

Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее частей, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития
[3, с.36].

Рационально разработанная система мониторинга качества образования позволит поставить перед работниками детского сада абсолютно новые задачи по улучшению образовательной деятельности, искать новые пути решения задач и напрямую управлять качеством деятельности ДОО, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, вовремя обнаружить проблемы при организации работы детского сада в инновационном режиме.

На основе изучения научной литературы и методических пособий, мы выявили, что за основу модели мониторинга в нашем детском саду была принята систематическая процедура сбора информации об условиях созданных в детском саду для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которая включает в себя регулярную оценку качества оказываемых образовательных услуг. Мониторинг качества образования в детском саду проводится с целью принятия управленческих решений, которые основаны на собранных фактах и данных, и содействует своевременному предотвращению неблагоприятных ситуаций.

Системная работа по организации аналитической деятельности
по различным направлениям была начата частной дошкольной образовательной организацией детским садом «Уу-чуку-чук» с октября 2018 года.

При проведении мониторинга рабочий состав использовал следующие литературные источники: по педагогическому мониторингу (Поташник М.М, Крулехт М.В., Тельнюк И.В.) и разработанной Белой К.Ю. технологии управления по результатам [2, с.26]. Ученые (О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьва, В.Н. Казакова) рассматривают результат деятельности детского сада, как комплексное изменение личности ребенка, которое необходимо изучать на базе информации от всех специалистов дошкольной организации [6, с.34].

Чтобы выявить возможности и потребности ДОО по организации мониторинга качества образования мы применили методы: наблюдения; беседы; опросы участников образовательного процесса; анкетирование; тестирование педагогов; сравнение и анализ; отчеты специалистов дошкольной организации; посещение НОД и открытых мероприятий; анализ документов.

В детском саду «Уу-чуку-чук» была организована творческая группа
и проанализирована система мониторинга качества образования, которая уже ранее существовала в дошкольной организации.

Мониторинг в нашем детском саду ориентирован на отслеживание качества образовательной деятельности и ведется по трем направлениям:

1. Качества результатов деятельности дошкольной организации.

Определение результативности деятельности дошкольной организации в первую очередь связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, наш мониторинг направлен на исследование удовлетворенности различных групп потребителей деятельностью дошкольной организации.

2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольной организации.

Работа ДОО и достижение указанных выше результатов обеспечиваются реализацией основной образовательной программы. При создании карты мониторинга образовательного процесса мы исходим из необходимости обеспечить его направленность на отслеживание качества:

— образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов;

— организации самостоятельной деятельности дошкольников;

— взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Качества условий деятельности дошкольной организации.

Осуществление образовательного процесса возможна при обеспечении необходимыми ресурсами и организации необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга входит анализ условий, которые обеспечивают качество образовательного процесса в детском саду: особенности профессиональной компетентности педагогических кадров; РППС детского сада.

Были определены 4 функции мониторинга в дошкольной организации:

1. Мотивационно-целевая функция. Одним из ее основных черт является образ будущего результата, который может представляться в виде моделей, понятий, умозаключений [4, с.33].

2. Планово-прогностическая функция. Планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего, а также перспективного развития детского сада в определенных условиях педагогического анализа [5, с.78].

3. Организационно-исполнительская функция. Функция организации подразумевает в дошкольной организации выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка целей и задач; планирование; отбор оптимальных форм и методов предстоящей деятельности; организация условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем определенной задачи; создание хорошего настроя на работу; непосредственная поддержка
и помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и итогов конкретного дела [7, с.42].

4. Контрольно-диагностическая функция. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь. В детском саду «Уу-чуку-чук» ведутся следующие виды контроля: административный, оперативный, тематический, медико-педагогический, сравнительный, итоговый [1, с.60].

Содержание мониторинга образовательного процесса в детском саду «Уу-чуку-чук» включает: оценку программно-информационного обеспечения, наличие эффективности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации; обеспеченность методической и учебной литературой; оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН и пр.; оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью.

Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности воспитателей
и их работы по обеспечению требуемого качества образования включает: аттестацию педагогов; отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в различных конкурсах, конференциях
и т.д.); знание и использование современных педагогических методик и технологий; различные достижения воспитанников.

Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает: наличие медицинского кабинета и его оснащенность; регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; оценку заболеваемости воспитанников, оценку эффективности оздоровительной работы и пр.

Данные, полученные нами в ходе анализа потребностей и возможностей по организации мониторинга качества деятельности детского сада «Уу-чуку-чук», позволили выявить дальнейшее направление в работе. Были определены основные направления и функции мониторинга. Для улучшения системы мониторинга качества образования в дошкольной организации было принято решение начать с разработки системы методов мониторинга, продумывания системы оценки и интерпретации, а также системы обработки и хранения полученных данных. Для охвата мониторингом всех направлений в дошкольной организации будет функционировать система мониторинга качества образования по следующим блокам: обеспечение доступности дошкольного образования; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования; кадровое обеспечение ДОО; материально-техническое и информационное обеспечение детского сада; состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования; финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в детском саду.

По каждому из перечисленных блоков информации были составлены технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. В каждом из этих блоков определено содержание информации, кто, когда
её собирает и где она используется.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю мы использовали следующие методы: изучение документов, анкетирование, анализ педагогической деятельности, наблюдение, тестирование, беседа, контроль.

А также нами были разработаны схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, совместной деятельности взрослых и детей, режимных моментов, карты, анкеты, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы.

Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем членам ДОО оценить качество образования в дошкольной организации. Поэтому было решено создать службу группу мониторинга детского сада «Уу-чуку-чук».

Руководство мониторингом в образовательной организации находится
в компетенции старшего воспитателя д.с. «Уу-чуку-чук» и выполняют следующие функции: определяют объем и структуру информационных блоков и организуют их; планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности организации; организуют распространение информации о результатах мониторинга.

В результате изучения теоретических оснований было выделено несколько этапов, которых мы придерживались при создании системы мониторинга качества образования ДОО:

1 этап – нормативно-установочный (разработка локальных актов и положений, приказов, определение основных показателей и критериев, установка целей и задач мониторинга);

2 этап – аналитико-диагностический (сбор информации с помощью подобранных методик, количественная и качественная обработка полученных данных);

3 этап – прогностический (прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта, разработка плана педагогических коррекционных мер);

4 этап – деятельностно-технологический (работа в соответствии с разработанным планом, осуществляется коррекция образовательного процесса, с устранением причин пробелов);

5 этап – промежуточно-диагностический; (анализ результатов проделанной работы, уточнение уровня реальных достижений объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причин отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии коррекционно-развивающей работы).

6 этап – итогово-диагностический (получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности) [8, с.106].

Разработанная и внедренная система мониторинга качества образования предоставила управлению ДОО сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию.

Список литературы:

Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция – М: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.

Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. 2-е изд., перераб. и доп. – М: ТЦ Сфера, 2003-399 с.

Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: Методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – М.: Айрис-пресс,2006 – 192с.

Голицына Н.С. Стандартизация образовательного процесса
в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013 г.

Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практич. пособие для руководителей ДОУ. Часть 1 – Ростов – н/д: Издательство «Учитель», 2002 – 128 с.

Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации / Авт.- сост.: М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. – М.: ТЦ Сфера, 2005-80 с.

Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: учеб пособие для студ. Пед. вузов – 2-е изд, стереотип
– М: Издательский центр Академия, 1999-432 с.

Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014 – 172 с.

Просмотров работы: 107