ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Иванова М.В. 1, Максимова Л.И. 2
1Северо-восточный Федеральный университет им М. К. Аммосова
2Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Решается задача формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности [1, c. 5].

Как известно дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. В результате чего ребенок овладевает социальными компетенциями, позволяющими ему применять в своей жизнедеятельности, культурные формы, способы и средства поведения [5, с. 30].

Культура поведения, совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуре [4, c. 5].

Проблему воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста исследовали в своих фундаментальных трудах Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина, Э.К. Суслова, Т.В. Черник и др. В исследованиях В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой раскрывается содержание образовательной работы по воспитанию культуры поведения и необходимость создания соответствующих педагогических условий.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия дошкольников. Поэтому образовательный процесс в ДОО должен предусматривать реализацию нравственных идей и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности [4, c. 6].

Несмотря на многочисленные исследования проблем воспитания культуры поведения у дошкольников недостаточно рассмотрены возможности использования в данном процессе средства информационно-коммуникационных технологий [2, с. 1].

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования Л.Н. Духанина, Т.В. Волосовец, Н.Е. Веракса, Э.М. Дорофеева, Т.С. Комарова, Т.И. Алиева, И.И. Комарова, К.Ю. Белая и др. высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Большинством ученых отмечается, развивающая роль компьютерно - игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет.

Отечественный и зарубежный опыт применения развивающих и обучающих программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике общественного дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста заключается в следующем:

Во-первых, делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации.

Во-вторых, оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

В-третьих, способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

В-четвертых, позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса. Повышают качество педагогического труда. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. [3, с. 22]

Целью нашей работы являлось создание условий по развитию культуры поведения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Образовательная работа была составлена в соответствии воспитательных, развивающих и образовательных задач перспективного плана. Нами решались следующие задачи: воспитывать у детей бережное отношение к окружающим; воспитывать в детях дружеское взаимоотношение; обогащать нравственные представления детей на положительных примерах их жизни; закреплять с детьми правила безопасности; сформировать у детей культурно-гигиенические навыки в повседневной жизни.

Данный перспективный план был рассчитан на четыре недели. Технологическую основу нашего образовательного процесса составили мультимедийные презентации, слайдовые материалы, видеоматериалы, компьютерные программы, развивающие игры на интерактивной доске.

Каждая неделя проводилась по тематике. Первая неделя называется «Культура общения»; вторая - «Правила поведения»; третья - «Культура гигиенических навыков»; четвертая - «Культура поведения в повседневной жизни».

Исходя из целей и задач в организации деятельности детей, проведены разные формы работы. На основе диагностики был определен базовый уровень развития нравственных качеств и культуры поведения у дошкольников. На основе полученных данных в содержание каждой календарно-тематической недели были включены познавательные тематические беседы с использованием слайдовой презентации: «Что такое культура поведения», «Будь вежливым», «Культура поведение в общественных местах», «Безопасность на дорогах», «Правила поведения за столом», «Гигиена», «Всегда помогай людям».

Нами были разработаны развивающие игры c использованием программы Power Point: «Правила поведения в природе», «Правила безопасности», «Найди лишнее», «Волшебный мешочек», «Хорошие плохие поступки» и др.

Для создания эмоционально-чувственной основы воспитания нравственных качеств детей использовали психотерапевтические игры, разработанные на основе программы Smart Notebook «Эмоции», «Доставляй радость людям добрыми делами», «Что такое хорошо, что такое плохо» и др.

В ходе данной работы вели ежедневный мониторинг самочувствия детей и их эмоционального состояния. С целью обеспечения эмоционального благополучия активно применяли приемы стимулирования: сюрпризный момент, волшебное письмо, загадывание загадок от лица любимых героев, показ собственных рисунков на экране, видеосюжеты из жизни группы. Положительную мотивацию к деятельности осуществляли с помощью решения игровых ситуаций, интеллектуальных игр-соревнований, конкурсов. Дети выполняли действия по установленным правилам в соответствии с представленными проблемно-поисковыми ситуациями.

На основе проведенной нами работы по воспитанию культуры поведения у детей посредством ИКТ были разработаны следующие научно-практические рекомендации:

Компьютерные средства должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать эффективному формированию представлений о нравственных нормах и правилах поведения.

При планировании деятельности важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной образовательной программы с содержанием используемых интерактивных продуктов, с целью обеспечения для ребенка единого образовательного пространства.

Ведущая роль отводится выбору используемого мультимедиа-продукта, так как именно в нем заложены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса, их соответствие целям, задачам и программному содержанию.

Необходимо использовать традиционную развивающую предметно-пространственную среду: демонстрационный и раздаточный материал, иллюстрации, видео, мультипликацию и др.

Комплексное использование ИКТ с учетом социальной ситуации развития ребенка в реальных жизненных ситуациях морального выбора и нравственного поведения.

Оптимальный результат достигается путем использования ИКТ с активным внедрением эмоционально значимых приемов (проблемно-поисковые ситуации, игровые ситуации).

Таким образом, вышеуказанные методические рекомендации могут быть полезны педагогам, желающим применять инновационные технологии в воспитании культуры поведения старших дошкольников.

Список литературы:

Федеральный государственно образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N 1155.]. – Москва, 2013.

Бородина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4. – С.24 – 25.

Дроговцова Н., Тупичкина Е. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2010. - №2 – С.49 – 56.

Ломбина Т., Лукша В. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями // Детский сад от А до Я. – 2010. - №2. – С. 23 – 29.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1986. - 96 с.

Просмотров работы: 41