По данным научного центра здоровья детей РАМН, число детей, нуждающихся в помощи специалистов уже в дошкольном возрасте составляет 25-40%. 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 20% являются инвалидами с рождения: с нарушениями слуха, зрения, с поражением опорно-двигательного аппарата, с пороками сердца, врожденными инфекциями, родовыми травмами, речевыми нарушениями и многими другими ограничениями в состоянии здоровья.
Очень часто приходится наблюдать, что дети-инвалиды «заключены» в домашние условия. Их родители считают, что чем реже их видят окружающие, тем лучше для всех. ЭТО ГЛУБОКО ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ![8] Недостаток двигательной активности детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата или отсутствие общения приводит к значительному отставанию в социальном развитии, а в итоге к социальной пассивности. Вырастая, подобный ребенок, который не стремится к самостоятельности, а все больше надеется на опеку родителей, оказывается неспособным к жизни в социуме.
По мнению Л.Г. Выготского социальное[5] – не просто влияние среды, а источник развития личности. Ребенок развивается, осваивая те виды деятельности, которые были закреплены в общественных формах культуры. При этом развивается ребенок не сам по себе, а через общение его с окружающими людьми. В процессе социализации ребенок не только запоминает слова, действия, поступки, но и организует свое собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии с взрослыми на основе подражания.
Анализируя трудности, которые возникают у ребёнка с особенностями развития, а так же путём систематизации научной литературы были выделены следующие условия успешной интеграции:
1. Ранняя помощь ребёнку, специальная подготовка по социализации.
2. Психологическая и педагогическая работа с родителями, имеющими ребёнка с особенностями развития.
3.Работа и оказание помощи специалистам по вопросам интегрированного обучения и воспитания.
4. с родителями здоровых . Эта работа направлена на родителей, снятие напряжения.
5. со сверстниками.[2]
Для того сверстники не акцентировали на дефекте, активно с особенным , необходим определенный поведения взрослых, толерантный способ к нетипичному (в первую очередь со воспитателей и родителей). ребёнок может множество со стороны сверстников, в с присущей любознательностью и ребёнка. В этой воспитатели честно ответить на детей, корректно, такт[11].
6. Пространственно-временная среды. В это включены такие :
- соотношение детей, развивающихся и с особенностями , должно таким же, как в большом , а именно 9:1. Исследователи оптимальными небольшие (до 15 человек) в включены дети с развития по 2-3 человека.
7. моменты: возможность режима группы, возможность обучения подстраиваться под ребёнка.
8. Физическое : архитектура ( ребёнка с особенностями в детский сад).
9. учреждение: площадь группы. расположения группы.
10. среда: наличие зон: зоны сюжетно-ролевой , зоны , зоны искусства, манипулятивных действий ( игры, зоны , зоны пространства.
Социальная представляет собой взаимного сближения социальных : детей с отклонениями в здоровья и инвалидов, к включению в общество развивающихся , и этих самых , которые с помощью организованных воспитательных способны благоприятные условия для включения, гуманного с больными детьми, на равных, к ним, соучастия в их жизни.
Для процесса интеграции, является:
1. Информирующая с родителями развивающихся сверстников, эмоционального напряжения,
в идеале родители развивающихся тем, что:
- ведущим мотивом и взаимодействия родителей развивающихся детей, конкретное , является стремление к наилучших условий своих детей, на идеях и открытости;
- родители развивающихся детей в ДОУ видят себя как в педагогическом ;
- транслируют в социуме отношение к непохожим .
На первом этапе специалисты ДОУ создать атмосферу , оптимизма, непосредственности, и доверия, как с ребёнком, так и его . Важно с ребенком теплые, отношения и при этом определенную дистанцию с ним. Это избежать ребенка от умного товарища и повысить маленького ребенка за поведение. Очень важно меру и не освобождать от ответственности за агрессивные , непослушание или порученных заданий, не переложить на специалиста всех проблем.
В условиях современной ситуации в стране все остроту вопрос о роли детей с ограниченными здоровья. В связи с переосмысливаются , задачи, содержание и обучения и воспитания . С позиций деятельностного к социализации с ограниченными возможностями необходимо создать для постепенного усвоения социально опыта поведения, культуры общения с людьми, нравственной и культуры. социальной адаптации и детей с ограниченными здоровья решаются в целенаправленного воздействия через их в доступные области , индивидуальной и общественно деятельности с личных интересов и детей.
Преобразования, в общественной жизни страны, меняют объективные социализации детей с возможностями здоровья. До времени по социализации детей с возможностями здоровья главным образом систему средств общения. В годы, благодаря идей гуманизации, в системе детей с ограниченными здоровья появляются формы получения , инновационные к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. , Н.Д. Шматко). Труды авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. , А.Г. Зикеев, Т.С. , Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. исследованию социально-эмоционального детей.
Современные учреждения перед проблемой путей совершенствования и воспитания детей с возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специализированных образовательных учреждений направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В воспитании нет мелочей. Каждый наш поступок, каждое наше слово и даже интонация оставляют след в душе «особенного» ребенка. Ошибки воспитания в раннем периоде развития оказываются его личной трагедией уже в самом близком будущем. Почему ребенок стал вдруг замкнутым, угнетенным, раздражительным, враждебным, агрессивным.
Чтобы повысить социальный статус детей - инвалидов необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование нравственных чувств: воспитанию доброты, умению сопереживать, сочувствовать, сорадоваться, проявлять заботу об окружающих, умению оказать какую-либо услугу, умению признать равные права сверстников на участие в совместной деятельности.
Отношения между детьми характеризуются избирательностью. Дети неодинаково относятся к сверстникам: к одним испытывают симпатию, к другим - безразличие, к третьим испытывают отрицательную реакцию. Это приводит к установлению определенного положения ребенка в группе сверстников. Поэтому для сохранения эмоционального благополучия среди ровесников важно как можно быстрее устранить причину отрицательного отношения к нему, вызвать к нему интерес, сочувствие.
Таким образом, в результате правильно организованной коррекционной педагогической деятельности, изолированные дети получают возможность испытать радость общения, ощутить свою значимость и защищенность среди сверстников, преодолеть скованность и эмоциональную тревогу.
В заключении следует отметить, что интеграция - это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства[9].
Возможности ДОУ, безусловно, огромны, так как они являются одним из звеньев педагогической системы, которая занимается социализацией детей и позволяет осуществить успешную социально-педагогическую интеграцию детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников. Процесс социализации идет на протяжении всей жизни человека. От того, насколько успешно он будет проходить в детском возрасте, зависит дальнейшая жизнь ребенка.
Литература:
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– Москва: Просвещение, 2005. -272с.
Гаркуша Ю.Ф.Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. - Москва:Изд.: Секачев В., 2008.-132с.
Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технология социальной работы.- М.осква:Дашков и К, 2016.-478с.
Назарян Н. Г. Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/131/35957/
ЛевченкоИ.Ю., Ткачева В.В. «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» - Москва: Просвещение, 2008. — 240 с.
Е. А. Стребелева Коррекционно-развиающее обучение детей в процессе дидактических игр – Москва: Владос, 2008 -70с.
Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста.- Москва: « Мозаика-Синтез», 2016
Солодянкина О. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: «Аркти», 2006.- 88с.