ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА РЕГИСТРАЦИИ АВТОРСКИХ ПРАВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА РЕГИСТРАЦИИ АВТОРСКИХ ПРАВ

Горшелева Н.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях информационного общества результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации приобретают возрастающее экономическое значение. При этом возможность получения больших доходов от их неконтролируемого использования приводит к увеличению числа нарушений в этой сфере. Такое положение требует особых способов охраны интеллектуальных прав[5]. Сегодня мы можем наблюдать, что отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства стремительно развиваются, из этого следует необходимость усиления правовой охраны в данной сфере. Для этих целей государства и международные организации создают акты, устанавливающие общеправовые стандарты в интеллектуальной сфере и её охране.

Одним из первых международных договоров в сфере интеллектуальной собственности стала конвенция по защите авторских прав 1886 г. - Бернская конвенция по охране литературной и художественной собственности [1]. В данной конвенции обозначаются основные принципы права интеллектуальной собственности, устанавливаются общие права авторов произведений. В свою очередь в статье 5 рассматриваемой конвенции закреплено: «пользование этими правами и их осуществление не связаны с выполнением, каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения»[1]. Такое положение обосновано той точкой зрения, что факт создания произведения является основанием для его защиты. Однако не все страны придерживаются подобной точки зрения.

В последние годы многие государства создают нормы, закрепляющие институт регистрации не только патентных, но и авторских прав. Такая тенденция вызвана очевидными преимуществами этого института, одним из которых является усиление правовой охраны для правообладателя произведения, повышение его правовых гарантий, в некоторых странах это является выявлением начала действия охраны авторских прав на произведение, и кроме того регистрация объектов значительно разгружает работу судов.

Регистрация произведений, а также объектов смежных прав происходит в форме депонирования копии произведения, и может осуществляться как на государственном уровне, где эта функция выполняется в основном органами исполнительной власти, так может и не иметь отношения к публичной власти. Ярким примером государственной регистрации является исполнение этих функций таким органом как Бюро авторских прав, подведомственное Библиотеке Конгресса США. Так ст. 410 закона США об авторских правах закрепляет, что «зарегистрированное произведение ставит автора в приоритет по отношению к другим лицам, а также, что нарушитель не вправе оспорить наличие прав у истца»[3]. Регистрационные органы, в свою очередь, могут быть не только на общегосударственном уровне, но так же делиться на территориальные ведомства (такая практика наблюдается в Испании).

Законодательство стран подходят по-разному и в иных вопросах регулирования данного института. Например, в вопросах уплаты пошлин за регистрацию. Во многих странах регистрация произведений осуществляется на платной основе, но так же она бывает и бесплатной. Также вопросы доступа к результатам интеллектуальной деятельности решаются неодинаково в государствах, но в большинстве случаев копии открытых произведений являются общедоступными. Однако возможны случаи, когда они доступны под надзором регистрирующего органа, как в США, или вовсе только правообладателям. Кроме того, в Соединённых Штатах Америки предусмотрены особые уведомления при оформлении авторского права его вид, форма содержатся в 401 разделе закона об авторских правах.

В российском законодательстве процедура государственной регистрации объектов авторских прав не предусмотрена. Гражданский кодекс Российской Федерации [2] имплементирует принцип Бернской конвенции об отсутствии совершения обязательных в вопросах возникновения авторских прав. В частности он закрепляет в ст.1259, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения и соблюдение каких-либо иных формальностей[2]. Однако здесь имеется исключение, касающееся правообладателей программ ЭВМ. Несмотря на то, что такие программы приравнены к объектам авторских прав их регистрацию законодательство выделяет, и её осуществляет соответствующий орган исполнительной власти - федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Отсутствие института государственной регистрации произведений в Российской Федерации значительно ослабляет их правовую охрану, усиление которой необходимо при интенсивно развивающихся отношениях в интеллектуальном праве. Надёжные правовые гарантии являются необходимым условием для стабильности таких отношений, стоит отметить, что это защитит авторов от многих случаев мошенничества, а также плагиата.

Несмотря на отсутствие официальной регистрации в России, используются иные способы фиксации произведений. Прежде всего, это способ обнародования произведения, это не является регистрацией, но считается своего рода мерой предупреждения со стороны автора. Такой способ является не самым надёжным с точки зрения правовой охраны.

Оформить авторское право в Российской Федерации можно при помощи организаций, созданных правообладателями авторских прав для осуществления коллективного управления. В этом случае депонирование объекта авторского права должно происходить до его обнародования, тем самым положение автора станет приоритетным при судебном разбирательстве, и доказать обратное будет сложно. Одной из самых известных организаций, осуществляющих регистрацию произведений и прав на них, в нашей стране является Российское Авторское Общество (РАО).

Данное общество осуществляет регистрацию на основании Положения «О порядке учёта правообладателей, регистрации произведений и прав на них». Положение регулирует отношения по учету правообладателей, регистрации произведений и прав на них и распространяется на правообладателей, намеревающихся заключить с РАО договоры о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе или уже заключившими такие договоры. Положение также регулирует, согласно пункту 1.5, отношения, возникающие между РАО и получателями вознаграждения[4].

Исходя из вышеизложенного, авторы, нежелающие передавать полномочия по управлению обществу, не могут оформить таким образом своё право на произведение. Этот способ регистрации прав может удовлетворить далеко не всех авторов произведений.

Ещё одним способом закрепления произведения является нотариальное удостоверение факта создания объекта авторского права. Из практики следует, что нотариальное заверение является не таким дорогостоящим, как, например, регистрация в авторских обществах.

Отправка автором бандероли или письма себе же со своим произведением будет являться, пожалуй, самым доступным вариантом подтверждения авторских прав. Такая посылка должна вскрываться при востребовании. Недостатком такого способа будет то, что конверт или посылку можно вскрыть лишь единожды.

Граждане РФ также могут использовать международную регистрацию авторских прав на произведение. В данном случае многие авторы и различные агентства по интеллектуальной собственности предпочитают сотрудничество с Библиотекой конгресса США, регистрируя свои произведения в Бюро по авторским правам - The U.S. Copyright Office. При такой регистрации авторам выдаётся специальное свидетельство Copyright Office of the Library of Congress, которое подписано компетентным по таким вопросам лицом. Произведение также депонируется, и срок его охраны распространяется на весь срок действия авторского права. Значительными минусами в этом случае будет являться то, что подобная процедура может быть оформлена лишь юристом, работающим в этой стране и знающим её законы, а также отталкивающим фактором становятся необходимость значительных затрат для регистрации произведения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с развитием интеллектуальной собственности регистрация авторских прав играет важную роль для её правовой охраны. Во многих странах закреплена официальная регистрация произведений через органы исполнительной власти, что делает её доступной, а для авторов это является правовой гарантией. В Российской Федерации данный институт не развит, централизованная регистрация только возможна для таких объектов авторских прав как программы ЭВМ.

Список использованной литературы:

1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г, измененная 28 сентября 1979 г. [Электронный ресурс]// http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=12214 (дата обращения: 20.03.2017)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

3. U.S. Copyright Act of 1976, 17. U.S.C. §§ 101 et seq. (consolidated version of December 2011) [Электронныйресурс]// http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15060 (датаобращения: 20.03.2017)

4. Положение РАО о порядке учета правообладателей, регистрации произведений и прав на них [Электронный ресурс]// http://rao.ru/about-rao/documents/polozhenie-o-poryadke-ucheta-pravoobladatelej/ (дата обращения: 21.03.2017)

5. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Статут, 2011. – 958 c.

Просмотров работы: 6