Проблема социально-психологической зависимости подростков от социальных сетей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема социально-психологической зависимости подростков от социальных сетей

Сабанова Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о правонарушениях, преступности и наркомании. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают рассуждать о проблемах в отношениях с подростками, часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Чтобы развеять эту тенденцию необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются подростки, и искать пути их решения [Александр Щербаков http://kutuzovsky-zao.ru/2017/11/02/statya-problemy-podrostkov/].

Примерно один процент жителей России не общаются в социальных сетях, двадцать девять процентов населения заходят на свои страницы от двух до четырех раза в день.

Лишь тридцать восемь процентов ставят своей целью посещения соц. сетей поиск

новых знакомых, целых семьдесят процентов пользователей используют их в качестве связи с семьёй и друзьями и всего двадцать два процента создают страницы ради получения новой информации и знаний.[ Константин http://biokomb.ru/vliyanie-socialnyx-setej-na-podrostkov/ ].

Шестьдесят один процент населения лишь пользуются знаниями, предложенными в интернете и только двадцать два процента жителей страны делятся своим мнением с окружающими.

Социальные сети в представлениях подростка:

Новые знакомства. Подростку очень важно иметь друзей, у которых будут схожи взгляды на жизнь. Социальные сети очень удобны в этом отношении т.к. там сразу предоставляется основная информация о человеке, с помощью которой можно легко найти единомышленников.

Возможность спокойно выкладывать фотографии и видео со своим участием, а также возможность просмотра подобной информации на страницах своих друзей.

Возможность занять свободное время. В подростковом возрасте довольно трудно заставить заняться себя полезным занятием, намного проще занять себя легко доступным, но далеко не всегда полезным времяпрепровождением.

Доступность информации. Однако далеко не всегда речь идет именно о запрещенных детям темах, но об информации в целом. Каждый подросток стремится знать все что твориться вокруг него, что бы, к примеру, была возможность всегда поддержать разговор.

При переписке в соц. Сетях ты не видишь своего собеседника, его эмоции и следовательно можешь общаться с ним более раскованно.

В результате отсутствия прямого общения возникает раскованность, которая в свою очередь снижает ответственность за речь и поступки. Этот фактор очень привлекает подрастающее поколение. Рассуждая о причинах, толкающих подростка к регистрацию в социальных сетях, можно выделить несколько наиболее важных:

Внешние:

Погоня человека за модой. Каждый стремится идти в ногу со временем, выглядеть модно , все это обусловлено тем, что люди(в том числе и взрослые) подвержены стадному чувству.

Поиск новой информации. Это обусловлено стремлением человека познававать новое, совершенствовать свои знания.

Многих привлекает возможность новых знакомств и общения. Особенно это привлекательно подросткам, которые очень активно ищут себе новых друзей, схожих по характеру и внутреннему миру.

Внутренние:

Бегство от реальности. Очень часто бывает что подросток не способен удовлетворить все свои мечты и желания идет более простым путем. В социальных сетях очень легко придумать себе новые достижения, найти свое место среди публики, которую ты сам же себе можешь выбрать и самое главное можно спрятать себя за ликом другого человека, которым он не является. Все эти возможности привлекают человека (подростка), который ищет свое местечко в мире, среди людей.

Попытки оградится от чрезмерного внимания . Большинство родителей постоянно пытаются уберечь свое чадо от внешнего мира, полностью контролируя их жизнь. Все это выражается боязнью родителей за своих детей. В связи с этим , социальные сети являются единственной возможностью детей оградится от влияния родителей, создав надежно запароленную, не редко даже фейковую страницу.

Тем не менее, у описываемого явления существует масса минусов. Прежде всего, в том, что у интернет-общения нет границ. Нет ограничений, какую информацию почерпнут неокрепшие умы с 12 до 16 лет. Любопытство двигатель не только прогресса, одним кликом можно зайти в любую группу, сообщество, которое носит негативный, а порой неадекватный характер. Человек, находящийся в пубертатном периоде многие понятия путает, нет, он конечно представляет, что такое хорошо, а что такое плохо, но подвержен внешнему влиянию, гибок в своих принципах и просто может принять на веру какие-то непроверенные факты. Отсюда негативное влияние социальных сетей на формирование личности. Вторым отрицательным нюансом являются иллюзии такого общения. Сейчас молодые люди очень часто знакомятся по переписке. В сети можно просто претвориться совершенно другим человеком. Стать тем, кем не являешься. Сколько случаев влюблённости, а потом диких разочарований, только потому, что воображаемое представление о собеседнике не сходится с реальным ни внутренним, ни внешним содержанием. Этот уход от действительности в сфере общения еще один негативный фактор в вопросе, как влияют социальные сети на человека.

Негативное влияние социальных сетей доказано уже многими учёными. Но они продолжают свое развитие. Каждый день новые пользователи регистрируются в сети, находят себе друзей, общение и нишу интересов. Вред социальных сетей связан и с влиянием на психику. Специалисты доказали, что зависимые от данного явления больше подвержены депрессиям и апатиям. Разумеется, все вышеописанное можно описать одним предложением интернет глазами родителей. Нездоровую зависимость молодежи от социальных сетей признают в основном взрослые. Этому тоже есть несколько причин. Многие мамы и папы помнят еще то, время когда не было интернета, свое совершенно иное детство без соцсетей, блогов, сообществ, в сети и знакомств онлайн.
Согласно результатам исседованиям [ ТопюкАнны Викторовны https HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012":// HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"sibac HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012". HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"info HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"/ HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"studconf HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"/ HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"science HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"/ HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"iii HYPERLINK "https://sibac.info/studconf/science/iii/28012"/28012 ]социальную сеть «Мой мир» используют 84%, «Одноклассники» - 76%, «В контакте» - 34%, «Фейсбук» - 13%, причём 70% сидят сразу в 2,3 сетях. Средняя продолжительность ежедневного пребывания в социальных сетях составила более 5 часов. Вместо общения с друзьями, чтением книг и учёбой молодые люди всё больше времени предпочитают находиться в постоянном контакте с виртуальными одноклассниками. Те студенты, у которых время пребывания в сети от 6 до 24 часов, а это 28%, не видят угрозы для себя. Это говорит о неумении анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать оценку своим действиям. У этих студентов отсутствует самокритичность, а это одно из критериев психологического здоровья человека.

На вопрос если бы завтра запретили интернет, чем бы вы себя заняли, 31% говорит что пошли бы гулять с друзьями, 30% почитали книги и 20% наконец-то занялись учёбой по-настоящему. Произошла подмена ценностей. Отсутствует способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинить свои поступки выдвинутым требованиям, на основе которых формируется дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

Характерным результатом негативных влияний социальных сетей на подростка выступает высокий уровень социальной деазаптации, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу [1. Белинская Е., Жичкина А. стр28 (1) ].

Проанализировав данную проблему возможно рассмотреть возможные варианты помощи, подросткам:

1.ограничение времени пребывания в сети;

2.поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);

3.оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);

4.увеличение времени пребывания в компании друзей

5.Запрещающие программы, которые будут по времени ограничивать пребывание подростка в сети.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Таким образом, стоит признать, в первую очередь, ответственность родителей за взаимодействие подростка и социальных сетей. При должном внимании и заботе негативного влияния вполне можно избежать. Подростки более подвержены влиянию социальных сетей, поэтому необходимо, вовремя выявить зависимость и предостеречь от чрезмерного пребывания в социальных сетях. Так как это приводит к деградации личности и не способствует её духовному развитию. Вспомним, что частая и длительная работа в Интернете — один из наиболее бросающихся в глаза признаков, по которому неспециалисты чаще всего судят о возникновении зависимости от Интернета. [ Войскунский А.Е 131стр(2)].

Библиографический список:

Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165с.

Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М: Изд-во Эксмо, 2000. 321 с.

Янг К.С. Диагноз интернетзависимость // Мир Интернет. 2000, №2. Стр 24-29.

Просмотров работы: 54