МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В АДМИНИСТРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В АДМИНИСТРАЦИИ

Рустамова М.Х. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное представление жизненного цикла (ЖЦ) информационной системы (ИС) определяется стандартом ISO/IEC 15288 «System Engineering – System life cycle processes» на основе возможного использования абстрактной функциональной модели. Такая модель определяет концептуализацию потребности в системе, ее реализации, применения, развития и ликвидации. При построении такой модели предполагается, что система развивается на протяжении ЖЦ в результате неких действий.

Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание ИС предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации и средств коммуникации.

Информационная система представляет собой многокомпонентный комплекс (рис.1.1), структурные элементы которого необходимо учитывать в процессе внедрения и последующей эксплуатации.

Рисунок 1. - Структура обеспечивающих подсистем информационной системы.

Внедрение ИС включает в себя следующие этапы:

Анализ. Изучение существующих ИС, выявление потребностей компании, формирование требований к разработчикам, проработка плана будущей ИС;

Проектирование. Проектирование архитектуры, согласно потребностям компании, разработка модели данных, требований к приложениям;

Разработка. Разработка, создание тестовой базы, проверка функционала, разработка пользовательской документации, базы данных;

Интеграция и тестирование. Внедрение и тестирование приложений в составе системы, оптимизация приложений и баз данных, подготовка эксплуатационной документации, тестирование системы;

Внедрение. На данном этапе происходит обучение работников предприятия, непосредственное внедрение программного продукта, проверка работы системы в «боевой» среде;

Сопровождение. Мониторинг работы ИС, обнаружение, исправление ошибок, внесение изменений, управление работой, доработка ИС.

Выбор критериев для оценки и качества ИС зависит от того, качество какой части системы будет проверяться, от требований заказчика, ожидаемого функционала и т.п.

Выделяют три основных критерия для оценки качества информационной системы:

- Надежность – свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения

- Достоверность – свойство системы, обусловливающее безошибочность производимых ею преобразований информации.

- Эффективность – набор атрибутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функционирования ПО и объемом используемых ресурсов при установленных условиях.

Каждый критерий имеет несколько подкритериев, позволяющих более точно и узконаправленно оценить качество рассматриваемой системы. Эти подкритерии, их определения и меры приведены в таблице 1.1.

Критерии, подкритерии и меры измерения

Критерий оценки

Определение

Мера

1. Надежность

   

1.1 Безотказность

Свойство системы сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки

 

- Вероятность безотказной работы

Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы не возникнет

Без меры

- Вероятность отказа

Обратная величина безотказности, вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы возникнет.

Без меры

- Средняя наработка до отказа

Математическое ожидание наработки системы до первого отказа

Временная мера

- Интенсивность отказа

Условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемой системы, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник

Временная мера

- Параметр потока отказов

Отношение среднего числа отказов для восстанавливаемой системы за произвольно малую ее наработку к значению этой наработки

Временная мера

1.2 Долговечность

Свойство системы, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию, и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов

 

- Средний ресурс

Математическое ожидание наработки системы от начала ее эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние

Временная мера

- Срок службы

Календарная продолжительность от начала эксплуатации системы или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Временная мера

1.3 Ремонтопригодность

Свойство системы, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию, и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов

 

- Вероятность восстановления работоспособного состояния

Вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния не превысит заданного

Без меры

- Среднее время восстановления работоспособного состояния

Математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния системы

Временная мера

2. Достоверность

   

2.1 Средняя наработка на информационную ошибку

Математическое ожидание наработки системы до первой ошибки

Временная мера

2.2 Интенсивность информационных ошибок

Отношение числа проектных или кодировочных ошибок к общему числу команд

Без меры

2.3 Вероятность безошибочной информации

Отношение количества ошибок, выявленных в испытании, к общему числу ошибок

Без меры

3. Эффективность

   

3.1 Функциональные критерии

Характеризуют степень достижения при данной технологии тех желаемых характеристик информационного процесса, которые необходимы пользователю

 

- Объемно-временные характеристики

Скорость передачи данных, объем памяти для хранения информации и т. п.

Кб/с, Кб и т.д.

- Надежностные характеристики

Вероятность правильной передачи или преобразования информации, уровень ее помехозащищенности и др.

Без меры

Список литературы

Бромвич, М.А. Анализ экономической эффективности капиталовложений: учебное пособие / М.А. Бромвич. - М.: Инфра-М, 2015. - 108 с.

Бройдо, В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебное пособие / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2011. – 560 с.

Болатбекова, А.А. Разработка информационных автоматизированных систем управления ресурсами и прогнозирования технического состояния оборудования предприятий / А.Х. Габбасов, А.А. Болатбекова // Проблемы и перспективы современной науки. – 2016. – №10. – С. 69–72.

Борисова, Е.П. Автоматизированные информационные системы / Е.П. Борисова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – №1–2(57). – С. 108–110.

Возможности программы «Ваш финансовый аналитик» [Электронный ресурс] // URL: http://www.audit-it.ru/finanaliz/features/, свободный. – Загл. с экрана

Просмотров работы: 22