Готовность будущих педагогов к разрешению конфликтов. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Готовность будущих педагогов к разрешению конфликтов.

Ильина Е.К. 1, Зимнякова Д.В. 2
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликты являются неотъемлемой частью функционирования любой сферы жизни общества. Естественно, что и образовательный процесс невозможен без конфликтов и противоречий, поскольку они являются источником его развития.

Внутри образовательной организации различают следующие виды конфликтов:

1. Личностные конфликты – это такие конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Как правило, эти конфликты обусловлены несколькими важными факторами: первым стоит отметить недостаточную компетентность педагогического состава; вторым – острую реакцию педагога на оценку своих личностных качеств, поскольку в процессе выполнения своих профессиональных обязательств педагог привык оценивать других, и в связи с этим ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными слабостями и недостатками; третьим – высокую личностную тревожность педагогов, из-за которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

2. Учебные конфликты, которые обусловлены учебной деятельностью и которые возникают по поводу выполнения учеником заданий, по поводу успеваемости, а также во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой познавательной мотивацией учащихся (нежелание учиться и потеря интереса к учебе).

3. Коммуникативные конфликты, которые обусловлены индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками, наличием коммуникативных барьеров.

4. Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, которые проявляются, во-первых, в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса; во-вторых, в непродуманном введении педагогических инноваций; в-третьих, в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива; в-четвертых, в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении творческой стороной их деятельности и даже к их профессиональной компетентности и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных.

5. Технологические конфликты, которые обусловлены такими факторами, как недостаточное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; несоблюдение общепринятых единых требований к учащимся; ошибки учителей в оценке знаний, умений и навыков учеников; манипуляция оценками; наличие методических изъянов в работе учителя на уроке (неясное объяснение, бессистемное изложение, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др.).

В образовательных учреждениях проблема управления конфликтами и их урегулирования становится одной из самых актуальных в педагогической деятельности. Основная задача педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении — это предупредить возникновения нежелательных и негативных конфликтов, придать неизбежным конфликтным ситуациям конструктивный характер.

Таким образом, очень важна необходимая подготовка квалифицированного учителя, который способен использовать конструктивные способы взаимодействия в ходе решения конфликтных ситуаций. Это является одной из первостепенных задач высшего педагогического образования. Необходимо развивать у будущих педагогов способность анализировать, интерпретировать, трансформировать приобретенный в ходе обучения опыт.

У конфликтов, возникающих в педагогическом процессе, имеется целый ряд особенностей:

1. Разница в жизненном опыте участников, который в свою очередь порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

2. Ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;

3. Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы участников;

4. Участники конфликтов имеют разный социальный статус, чем и определяется и их поведение в конфликте;

5. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которую включаются и другие участники.

В связи с этим приоритетной целью системы подготовки будущего педагога в разрешении педагогических конфликтов является сформированность системы знаний и умений по конфликтологии, становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения, развитость культуры педагогического мышления в сфере разрешения педагогических конфликтов.

Система теоретической подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов включает изучение и использование возможностей дисциплин психолого-педагогического цикла: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, общая педагогика, психолого-педагогический практикум, методология и методика психолого-педагогических исследований.

Нами было проведено исследование среди будущих педагогов, результаты которого приведены ниже:

Можно сделать вывод, что студенты, в большей степени, не готовы решать педагогические конфликты. Отсюда следует, что в вузе необходимо уделять этой проблеме большое внимание. Например, вводить дисциплины по конфликтологии в образовательной среде, проводить различные тренинги и семинары. Это поможет будущим педагогам сформировать умение действовать и принимать правильное решение в конфликтной ситуации.

Нам представляется особенно важным проанализировать следующую классификацию (по М. М. Рыбаковой):

1. Конфликты деятельности. Они возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить задание или плохом его выполнении. Провоцировать конфликт могут разные причины: утомление, трудности в усвоении учебного материала, а иногда это может быть и неуместное замечание учителя вместо помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, которые испытывают трудности в учебе, или когда учитель ведет предмет в классе короткое время, и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается резкое увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину.

2. Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников и приводит к конфликтной ситуации между учителем и учеником.

3. Конфликты отношений. Они возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

По мнению Д. Зеркина, управление конфликтами состоит из таких компонентов, как прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение конфликтов.

Предупреждение конфликта в образовательном учреждении — это педагогическая деятельность, которая направлена на то, чтобы не допустить его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания. Предупреждение конфликта тесно связано с его прогнозированием. Прогноз — это представление о потенциальном конфликте с определенными указаниями вероятности места и времени его возникновения. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция, моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Отправной точкой в предупреждении конфликтов считается установление противоречия, обуславливающего возникновение проблемной ситуации, являющийся причиной возможного конфликта.

Регулирование педагогического конфликта играет очень важную роль в управлении конфликтами и представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Существуют несколько этапов регулирования педагогического конфликта:

1-й этап — признание и выявление конфликта в образовательном процессе как действительности.

2-й этап — институционализация конфликта, которая предполагает установление правил и общепризнанных норм его функционирования и развития.

3-й этап — легитимизация конфликта. Она включает признание и соблюдение конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения.

4-й этап — совершенствование конфликта, которая содействует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, однако допускающих устранение враждебности.

5-й этап — структурирование конфликтующих групп. Он позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и установить иерархию. А кроме того посредством структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, обнаружение приоритетных из них, с поддержкой которых возможно добиться компромисса и сотрудничества.

6-й этап — последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в иную плоскость взаимодействия конфликтующих сторон либо на другой уровень. Завершающим этапом, на котором происходит затухание конфликта является разрешение конфликта.

Эффективность разрешения педагогического конфликта возможна при организации психолого-педагогических условий таких, как наличие благоприятного социально-психологического климата; высокий уровень профессионализма педагога, его нравственные качества, его культура, возможности ораторского искусства, креативность, педагогический такт, развитый интерес к судьбе студентов и к своей воспитательной работе; уравновешенность субъектов образовательного процесса, адекватность самооценки, оптимизм, целеустремленность, самообладание, культура и техника речи, наличие опыта конструктивного решения конфликтов.

Руководитель в педагогическом коллективе для управления конфликтами обязан обладать способностью обоснованно выбирать стиль поведения (приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, соперничество или конкуренция), который не приведет к обострению ситуации.

Стиль конкуренции, соперничества имеет возможность применять управляющий, который владеет авторитетом, сильной волей, властью и который не очень заинтересован в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Стиль сотрудничества можно использовать тогда, когда вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны, защищая личные интересы. Данный стиль наиболее труден, так как он требует более длительной работы. Целью применения стиля сотрудничества является разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Стиль компромисса похож на стиль сотрудничества, однако осуществляется на поверхностном уровне, например стороны в чем-то уступают друг другу.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагивается проблема не столь важная для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Данный стиль применяется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль приспособления применяется тогда, когда вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль является более эффективным, когда исход дела очень важен для другой стороны и не очень существен для вас или же когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

В заключении можно отметить, что проблема управления педагогическими конфликтами является одной из актуальных в современной образовательной организации. Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение общественно важных задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение конфликтов.

Список источников:

1. Корнеева Н.Ю. Подготовка будущих педагогов к разрешению педагогических конфликтов в образовательной организации. / Шаталова Е.И. // Поволжский педагогический вестник, 2015.

2. Подготовка студентов-бакалавров к разрешению конфликтов как одно из условий успешной адаптации к будущей педагогической деятельности // URL: http://naukarus.com/podgotovka-studentov-bakalavrov-k-razresheniyu-konfliktov-kak-odno-iz-usloviy-uspeshnoy-adaptatsii-k-buduschey-pedagogich (дата обращения 21.03.2019).

3. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс] – URL: https://studme.org (дата обращения 21.03.2019).

4. Файловый архив для студентов [Электронный ресурс] – URL: https://studfiles.net (дата обращения 21.03.2019).

5. Шараева Л.Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации. // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. 

Просмотров работы: 46