В настоящее время перед любым ВУЗом стоит задача учета достижений студентов [1]. Процесс учета учебных и научных достижений студента ВУЗа является трудоемкой задачей. Рассматривая учет достижений студента ВПИ, можно увидеть трудности в оценивании учебной, научной и внеучебной деятельности студента. На данный момент весь учет достижений представляет собой операцию по загрузке портфолио в систему «Электронная информационная образовательная среда ВолгГТУ». Система не имеет рейтинговой системы для оценивания, а также отсутствует разделение достижений по типам учебная, научная или социальная. В связи с чем возникают следующие проблемы:
Отсутствие рейтинговой системы для оценивания достижений студента;
Отсутствие разделения по типам;
Отсутствие поиска по различным критериям;
Отсутствие данных об успеваемости;
Отсутствие возможности формирования отчетов.
Целью данной работы является снижение трудоемкости учета учебных и научных достижений студента ВУЗа.
Для учета учебных и научных достижений студента ВУЗа могут использоваться следующие программные продукты: https://studentsonline.ru - электронное портфолио обучающегося [2], Электронное портфолио АЧИИ ФГБОУ [3], Электронное портфолио ПГГПУ [4], Электронное портфолио ВГУВТ [5], Электронное портфолио студентов ФГБОУ ВО ГУЗ [6], Электронное портфолио студентов НГТУ им. Р. Е. Алексеева [7], Электронное портфолио студентов ВолгГТУ [8]. Проведем сравнительный анализ данных программных продуктов с точки зрения их применения для решения задачи учета достижений студента ВУЗа. Для сравнения программных продуктов воспользуемся аналитической иерархической процедурой Саати.
В качестве критериев, для сравнения аналогов и прототипов программных продуктов, выберем следующие:
A1 – Наличие личных данных студента;
A2 – Данные об успеваемости;
A3 – Формирование отчетов в системе;
A4 – Поиск по различным параметрам;
A5 – Выполнение требований ФГОС ВО;
A6 – Разделение достижений на типы.
Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев представлены в таблице 1.
Таблица 1 – матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев.
Проведя проверку согласованности локальных приоритетов, выяснили, что отношение согласованности равно 0.13, что не превышает 0.20, а значит уточнение матрицы парных сравнений не требуется.
Используя полученные коэффициенты определим интегральный показатель качества программных продуктов учета достижений студента:
Таблица 2 – Интегральные показатели качества
Критерии |
Программные продукты |
Базовые значения |
||||||
Studentsonline.ru |
АЧИИ ФГБОУ |
ПГГПУ |
ВГУВТ |
ФГБОУ ВО ГУЗ |
НГТУ им. Р.Е. Алексеева |
ВолгГТУ |
||
A1 |
1 |
0.8 |
0.75 |
0.6 |
0.6 |
0.8 |
1 |
0.79 |
A2 |
0.6 |
0.6 |
0.5 |
0.6 |
0.5 |
0.5 |
0.8 |
0.59 |
A3 |
0.25 |
0.17 |
0.17 |
0.2 |
0.17 |
0.2 |
0.25 |
0.2 |
A4 |
0.8 |
0.5 |
0.5 |
0.4 |
0.5 |
0.4 |
0.8 |
0.56 |
A5 |
1 |
0.75 |
0.83 |
0.8 |
0.83 |
1 |
1 |
0.88 |
A6 |
0.5 |
0.50 |
0.2 |
0.2 |
0.25 |
0.25 |
0.6 |
0.36 |
Интегральный показатель качества Qj |
0.765 |
0.561 |
0.555 |
0.518 |
0.551 |
0.565 |
0.801 |
0.616 |
Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества программ показана на рисунке 1.
Рисунок 1 – Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества программ.
Сравнительный анализ программных продуктов для учета достижений студента показал, что только программы studentsonline.ru и ЭИОС ВолгГТУ имеют значения интегрального показателя выше базового. Сравнение аналогов программных продуктов методом определения экспертных оценок с помощью иерархической аналитической процедуры Саати, позволила выявить что ни одна из рассматриваемых программных систем не удовлетворяет всем заданным критериям. Таким образом, возникает необходимость создания собственной программно-информационной системы учета учебных и научных достижений ВУЗа.
Процесс учета достижений студента всегда был трудоемким процессом. До сих пор нет программных продуктов, полностью подходящих для учета учебных и научных достижений студента ВУЗа.
Поэтому будет разработана система, позволяющая хранить данные о студентах, их достижениях с разделением на следующие типы: учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, социальная деятельность. Также будет реализована возможность формирования отчетов по студентам по определенным критериям.
Понижение трудоемкости учета учебных и научных достижений студента ВУЗа. Основные задачи исследования:
Описать модели программно-информационной системы для учета учебных и научных достижений студента ВУЗа.
Разработать алгоритм и программную реализацию системы оценки графического контента веб-страниц.
Оценить эффективность реализованной системы.
Необходимо разработать систему учета учебных и научных достижений студента ВУЗа, упрощающую процесс сбора портфолио в институте.
Список литературы
Митрофанова К.А., Ивачев П.В., Кузьмин К.В., Использование электронных технологий учета достижений в управлении качеством образования // Электронный научный архив УрФУ. 2014. // URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/24650 (Дата обращения 22.03.2019)
«Электронное портфолио обучающегося» [Электронный ресурс] // URL: https://studentsonline.ru/ (Дата обращения 22.03.2019
«Электронное портфолио обучающихся АЧИИ ФГБОУ» [Электронный ресурс] // URL: http://ачии.рф/Eios/Portfolio (Дата обращения 22.03.2019)
«Электронное портфолио ПГГПУ» [Электронный ресурс] // URL: http://portfolio.pspu.ru (Дата обращения 22.03.2019)
«Электронное портфолио ВГУВТ» [Электронный ресурс] // URL: http://www.eios.vsuwt.ru/ (Дата обращения 22.03.2019)
«Электронное портфолио студентов ФГБОУ ВО ГУЗ» [Электронный ресурс] // URL: https://eos.guz.ru/system/portfolio/ (Дата обращения 22.03.2019)
«Электронное портфолио студентов НГТУ им. Р. Е. Алексеева» [Электронный ресурс] // https://portfolio.nntu.ru/ (Дата обращения 20.09.2018)
«Электронное портфолио студентов ВолгГТУ» [Электронный ресурс] // URL: http://eos.vstu.ru/ (Дата обращения 22.03.2019)