Как известно, США всегда были государством, привлекательным для иммиграции. Исторически, здесь на протяжении многих лет происходили конфликты расовой и этнической направленности. Во многом это и стало первопричиной появления в стране концепции мультикультурализма, согласно которой в государстве формируется поликультурное общество, в котором различные культуры, невзирая на расовые, половые, языковые, религиозные, этнические и другие признаки, способны беспрепятственно взаимодействовать друг с другом. На сегодняшний день данная концепция играет существенную роль в развитии США, оказывая значительное влияние практически на все происходящие в нем процессы. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день феномен мультикультурализма оказывает существенное воздействие на все протекающие в стране социально – экономические, политические и культурные процессы и это, несомненно, сказывается на ее развитии.
Целью данной работы анализ феномена мультикультурализма в США.
Тема мультикультурализма в США исследуется рядом отечественных специалистов. Исторические предпосылки и причины появления мультикультурализма в США выделяются в публикациях М. Тлостановой, Л. Низамовой и О. Карасика [7; 10; 15]. В статьях О. Посуховой и Е. Кушнаревой рассматриваются особенности мультикультурализма и оценивается возможность осуществления мультикультурной политики в США [8; 12]. Проблемы мультикультурного образования и обучения детей-иммигрантов являются предметом исследований таких авторов, как И. Балицкая, А. Калимуллини Д. Сабирова [1; 6 13]. Гендерный аспект в контексте американского поликультурного общества затрагивает в своих работах Л. Попкова [11]. В целом, необходимо отметить недостаточный уровень разработанность заявленной темы в отечественной науке.
Возникновению мультикультурализма в США предшествовало немало факторов, предпосылок и причин. Население Америки складывалось из нескольких основных элементов:
- коренное население индейцев;
- ввезенные рабы из Африки;
- религиозно неоднородная первая волна колонистов;
- политическая и экономическая элита англосаксонского происхождения;
- последующие волны иммигрантов из европейских, латиноамериканских и азиатских стран.
Неоднородность общества привела американское общество к политике плавильного котла, которая была попыткой создать единое, сплоченное государство. Конечной целью данной политики должна была стать американизация иммигрантов на 100%. Однако успехов она не увенчалась и в силу определенных исторических событий, на смену политике плавильного котла пришел мультикультурализм [5, с. 8-9; 15, с. 101].
Следует отметить, что сам термин «мультикультурализм» появился еще в 1941 году в «Нью-Йорк Геральд Трибюн» в рецензии «Роман о мультикультурном человеке» на одно из сочинений американского писателя Э. Гаскела [7, с.3]. Мультикультурализм как концепция зародилась в Канаде, где на тот момент времени активно развивались идеи о «мозаичности» канадского общества. Концепцию «мозаичности» как альтернативу американскому «плавильному котлу» выдвинул канадский исследователь М. Гиббон, автор книги «Канадская мозаика» (1938 г.), которого можно считать идейным предшественником У. Кимлика. Канада является родиной, как теории, так и практики мультикультурализма. С середины 60-х гг. ХХ века она отказалась от ассимиляции новых мигрантов. В 1971 г. был принят Акт о мультикультурализме, в соответствие с которым был образован Канадский совет по мультикультурализму и соответствующее министерство. Эта политика предполагала признание культурного разнообразия, которое выражено в формуле «интеграция без ассимиляции», сохранение культурных различий. Ее характерной чертой является признание прав за коллективными субъектами – этническими и культурными группами управлять обучением своих членов, развивать разнообразие жизненных стилей, культурных тенденций и т.д. Однако в 1990-х годах начался постепенный отход от политики мультикультурализма, подрывающий целостность общества, и переход к принципу «разнообразия и включающего общества» [4, с. 44; 14, с. 307; 17].
Стоит отметить, что мультикультурализм как термин имеет множество трактовок. Согласно точке зрения Л. Попковой, мультикультурализм является «политикой сохранения культурного разнообразия в рамках единой нации».
Главной причиной возникновения мультикультурализма в США стало движение афроамериканцев за гражданские права. Другая важная причина возникновения мультикультурализма связана с утверждением общества массового потребления. Его развитие привело к новому расслоению общества, к маргинализации многих социальных групп, что способствовало усилению мультикультурных тенденций и требований идентичности. Особого внимания заслуживает подъем индивидуализма, сопровождавшегося обострением размышлений о вопросах самоутверждения и самоидентификации. Что касается усиления феминистского движения, то оно было обусловлено тем, что в послевоенное время значительная часть женщин получила высшее образование и добилась экономической независимости, однако в других областях чувствована себя ущемленной [9, с. 72; 21].
До 1960-х годов в США имела место концепция под названием «томатный суп». Согласно данной концепции, фокусирующаяся на культурной ассимиляции и подразумевающей, что иммигранты и их потомки адекватно адаптируются к англо-саксонским порядкам, существующим в стране пребывания. Начиная с 1960-х годов в США активно применялась на практике концепция «плавильного котла», которая подразумевала под собой принудительную ассимиляцию иммигрантов: все иммигранты, прибывающие в страну для постоянного проживания, должны были стать настоящими американцами, а именно освоить американскую культуру, перенять язык, манеры, традиции и полностью забыть о том, кем они были раньше. Конечной целью этой концепции была утрата иммигрантами своей идентичности. Такая «американизация» общества была направлена на сохранение английского языка как национального, а также на то, чтобы в стране не искоренялись исконные культурные ценности коренных американцев. Эта концепция заложила фундамент современного американского общества, наделив его самобытностью и уникальностью, но при этом не оставив этническим меньшинствам того времени, проживающим в США, права на сохранение своих собственных ценностей и религиозных убеждений [3, с. 38-39; 8, с. 127].
В 60-е годы XX века, в связи с принятием и вступлением в силу законов, запрещающих дискриминацию расовых и этнических меньшинств, а именно Закона об избирательных правах, в США на смену концепции «плавильного котла» приходит концепция мультикультурализма, основанная на приоритете прав меньшинств. Благодаря либерализации иммиграционного законодательства, иммигрантам из стран Азии и Латинской Америки теперь представлялось возможным сохранение своей самобытности, культурных ценностей и родного языка. Внедрение концепции мультикультурализма в американское общество повлекло за собой, главным образом, то, что в нем стали появляться многие другие языки, помимо официального английского. После произошедших в стране масштабных социально-политических событий феномен мультикультурализма стал постепенно проникать в американское общество и заполнять его все новыми и новыми деталями. Внедряясь в различные сферы жизни общества, он стал постепенно в нем укореняться, приобретая черты, характерные только для общества США. В данном случае под «характерными чертами» понимаются особенности развития мультикультурализма в США, главной из которых является то, что здесь мультикультурализм понимается не как государственная политика, как в Канаде, а как общепризнанная доктрина, приверженность которой чрезвычайно важна для стабильности и благополучия в стране. Концепция мультикультурализма, пришедшая на смену вынужденной ассимиляции приезжих, наконец, признала, что национальная идентичность является важным фактором нормального функционирования общества, однако общество способно оставаться единым целым без потери человеком своих корней и самобытности [20; 23].
Американский вариант мультикультурализма складывался, исходя из политики «позитивных действий». До сих пор она выступает в качестве основного направления государственной политики США в отношении меньшинств. Политика направлена на предоставление расовым и этническим меньшинствам приоритета в социальной сфере, например, квоты на поступление в университет или привилегии при приеме на работу. Такая политика является вполне разумной, однако многие специалисты ставят ее под сомнение в силу того, что она противоречит принципам правового государства [3, с. 39; 15, с. 106].
Поликультурность и этническое многообразие Соединенных Штатов подтверждают данные Американского Бюро переписи населения за 2010 год, представленные на Рисунке 1[22]. Состав от общего населения США англичан составляет 23,3 %, немцев – 15,2 %, ирландцев – 10,8 %, африканцев – 8,8 %, американцев – 7,2 %, мексиканцев – 6,5 %, итальянцев – 5,6 %, поляков – 3,2 %, французов – 3 %, коренных народов США – 2,8 %, шотландцев – 1,7 %, голландцев – 1,6 %, норвежцев – 1,6 %, китайцев – 1,6 % и др. Т.е. стоит отметить значительную этническую пестроту современного американского общества. Во многом в связи с именно такими явлениями, мультикультурализм имеет место быть в США и имеет довольно значимую практическую функцию.
Рисунок 1. – Этнический состав американского общества на 2010 г.
Наиболее существенное влияние феномен мультикультурализма оказывает на образовательную составляющую в США. В американском современном обществе мультикультурное образование – это перемена взглядов людей на образовательный процесс в целом, а также призыв к сотрудничеству и партнерству. Поскольку в настоящее время в США обучается около миллиона детей, прибывших из разных стран мира, это вопрос ставится наиболее остро. Сторонники идей мультикультурализма требуют пересмотра учебных программ, введения новых предметов и дисциплин, касающихся истории и жизни этнических и других меньшинств, а также замена учебников старого образца, в которых внимание уделяется в основном монокультурности на новые, где будет в достаточной мере затронута поликультурная проблематика, но такие требования далеко не всегда представляется возможным воплотить в жизнь в силу того, что далеко не все готовы к полноценной поликультурализации в системе американского образования [6, с. 115; 9, с. 77-78; 13, с. 199; 16; 18].
Еще одним немаловажным аспектом влияния мультикультурализма выступает движение феминизма. Еще с 1990 годов проблема ущемления прав женщин стояла довольно остро. В американской юриспруденции, в отличие от многих западных систем, существовала концепция, призванная оправдать правовое неравенство по признаку расы и пола. Суды всех инстанций получили юридическое обоснование отказа в принятии исков по дискриминации по признаку расы и пола. Объяснялось это тем, что мужчины и женщины находятся в неравном положении по своей природе. В центре обсуждений оказалась проблема, связанная непосредственно с правами женщин из иммигрантских общин. В связи с тем, что государство отказывалось вмешиваться в традиционные практики культурных сообществ, претендующих на особый правовой статус, женщины оказались абсолютно незащищены от насилия и произвола со стороны мужчин. Нерешенными оставались такие проблемы как полигамия, похищения, принудительные браки, невозможность развода и ограничения на владение частной собственностью. Поначалу актуальными были только вопросы ущемления женщин, но затем акцент внимание перешло к проблеме сексуального насилия и домогательства. Последняя является трудно разрешимой по сей день. Дело в том, что само слово «домогательство» имеет разное значение: одни женщины трактуют его только как физическое, другие же считают домогательством неоднозначные намеки, жесты и знаки внимания [11, с. 77-80; 19].
Также мультикультурализм оказывает довольно существенное влияние на межкультурные коммуникации. Мультикультурализм выступает не только как основа коммуникационных процессов в США, но и как мощнейший механизм регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений, способный предотвращать возникающие в процессе их взаимодействия конфликты на почве национализма. Таким образом, мультикультурализм как концепция имеет довольно значимую практическую функцию. важно отметить тот факт, что межкультурные коммуникации являются чрезвычайно значимым процессом, как для США, так и для всего мира в целом. Без диалога культур невозможно построение дружественных отношений между государствами и людьми, в них проживающими. В этом ключе наибольшую остроту приобретает проблема мультикультурного образования в США. Как отмечает И. Балицкая, в учебных заведениях США активно осуществляется педагогическая деятельность, которая именуется мультикультурным воспитанием и обучением (multicultural education), в процессе которого активно осуществляются межкультурные коммуникации между учениками, преподавателями и другими участниками образовательной деятельности. Учитель в обучающем процессе играет, как известно, главенствующую роль, потому в Соединенных Штатах придают большое значение подготовке не просто учителя как профессионала своего дела, а мультикультурного учителя. Специфика его педагогической деятельности заключается в том, что он способен к диалогу с представителем другой культуры и, что немаловажно, он способен принять его культурные ценности и моральные установки, обеспечив, тем самым, благоприятную поликультурную среду, в которой каждый учащийся, независимо от того, представителем какой расы или нации он является, будет чувствовать себя комфортно. Такая среда предполагает наличие у всех равных возможностей обучения [1, с. 1-2; 12, с. 3; 21; 24].
Результаты внедрения политики мультикультурализма по-разному оцениваются в современном мире. Исследователь М. Ситова в своей работе высказывает мнение, согласно которому «идеология мультикультурализма – скорее препятствие на пути формирования мультикультурного общества, чем средство такого формирования» [11; 14, с. 307].
Касательно американского общества, в отношении данной концепции мнения также разделились. Сторонники мультикультурализма в лице Майкла Уолцера, Чарльз Тэйлора, Юргена Хабермаса считают, что в американском обществе по определению нет и не может быть господствующей нации, поскольку исторически данное государство складывалась вследствие большого притока иммигрантов и их последующего освоения на землях Нового Света. Противники мультикультурализма, коими являются Артур Шлезинджер-младший, Ричард Бернстайн, Майкл Линд, высказывают свою точку зрения, являющуюся достаточно консервативной: они считают, что мультикультурализм не может быть полезен, поскольку он опасен для будущего западной цивилизации и ее фундамента в целом [2, с. 85-86]. Так или иначе, мультикультурализм был и остается одним из тех явлений, по поводу которых исследователи не могут прийти к единой точке зрения и каждый намерен трактовать их по-своему. Несмотря на это, он заключает в себе такие проблемы как единство, разнообразие, различие культур, кризис национальной, культурной, личностной идентичности, пересмотр национальных традиций и выступает в качестве выражения и обоснования плюрализма, идеологии множественности и многообразия культур. Толерантность, самоценность и равенство культур, множественная идентичность являются принципами, заложенными в концепции мультикультурализма [8, с. 126].
Мультикультурализм является одним из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры [24]. Проведение активной иммиграционной политики, политики в области образования и другие меры, направленные на создание мирного поликультурного общества, способствуют развитию и продвижению идей мультикультурализма. Но перспективы его дальнейшего развития в американском обществе туманны и расплывчаты. Однако все чаще специалисты склоняются к тому, что современное общество невозможно без сосуществования различных культур, в частности, американское, где поликультурность шла рука об руку с историческим развитием государства.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в США не существует официальной мультикультурной политики как таковой, она необходима американскому обществу. Сегодня прошлый ассимиляционный опыт постепенно забывается, а на смену дискриминации и расизму приходит осознание того, насколько важным является толерантность и уважение друг другу и понимание того, что расовая или этническая принадлежность не является критерием оценки человека как личности. Однако пережитки американского прошлого по сей день дают о себе знать и мешают ему полноценно развиваться. Только путем проведения комплексной мультикультурной политики многие проблемы, имеющие место в США, могут быть решены в полной мере.
Наиболее активно на данном этапе развития американского общества феномен мультикультурализма проявляет себя в сфере образования. Здесь и активные меры по внедрению новых образовательных программ для детей-иммигрантов, и различного рода образовательные акты, способствующие развитию идей мультикультурализма среди молодежи о том, что все они являются людьми и цвет кожи, глаз или волос – не показатель их различия, а лишь их генетические особенности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Балицкая, И. Практика мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии [Электронный ресурс] //Преподаватель ХХI век. – 2007. – № 4. – С. 1-7 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-multikulturnogo-obrazovaniya-v-ssha-kanade-i-avstralii – 29.03.2018.
2 Борисов, А. Американские либералы и мультикультурализм [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. – 2001. – № 1. – С. 85-98 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/v/amerikanskie-liberaly-i-multikulturalizm –13.02.2018.
3 Бубликов, В. Ассимиляция и мультикультурализм – опыт зарубежных стран по интеграции иммигрантов [Электронный ресурс] / В. Бубликов // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 315. – С. 38-41. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режим доступа : http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/315/image/315-038.pdf – 29.03.2018.
4 Головкина, О. Канадский мультикультурализм как основа национальной идентичности Канады [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2004. – № 4. – С. 44-52 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/kanadskiy-multikulturalizm-kak-osnova-natsionalnoy-identichnosti-kanady. – 27.03.2018.
5 Денисюк, Н. Политика мультикультурализма в глобализирующемся мире [Электронный ресурс] // Электронная библиотека БГУ : официальный сайт. – 2018. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режим доступа :http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/91772/1/ПОЛИТИКА%20МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА%20В.pdf. – 16.04.2018.
6 Калимуллин, А. М. Подготовка мультикультурного учителя в странах Европы, США, Канаде и Австралии : моногр. [Электронный ресурс] / А. М.Калимуллин. – К. : Отечество, 2017. – 127 с. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режим доступа : http://kpfu.ru/staff_files/F1196984110/Monografiya_Podgotovka_multikulturnogo_uchitelya_v_Evrope__SShA__Kanade__Avstralii.PDF – 11.12.2017.
7 Карасик, О. К вопросу о мультикультурализме в современной литературе в США [Электронный ресурс] // Казанский федеральный университет : офиц. сайт. – 2017. –Режим доступа : http://kpfu.ru/staff_files/F1391633626/k.voprosu.o.multikulturalizme.pdf. – 18.03.2018.
8 Кушнарева, Е. Мультикультурализм в США [Электронный ресурс] / Е. Кушнарева// Издательство «Грамота» : офиц. сайт. – 2006. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режим доступа : http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2011_1_31.pdf – 12.02.2018.
9 Назаров, В. Теория и практика мультикультурализма в странах Запада: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В. Назаров. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2015. – 214 с. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режим доступа : http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36192/1/978-5-7996-1629-8_2015.pdf – 14.04.2018.
10 Низамова, Л. Меньшинства, ассимиляция и мультикультурализм: опыт России и США / Л. Низамова // Ученые записки Казанского университета. – 2008. – С. 222-233 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/menshinstva-assimilyatsiya-i-multikulturalizm-opyt-rossii-i-ssha – 23.05.2018.
11 Попкова, Л. Американский феминизм и мультикультурализм: дискуссии о гендерном равенстве [Электронный ресурс] / Л. Попкова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. – С. 77-80 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/amerikanskiy-feminizm-i-multikulturalizm-diskussii-o-tendernom-ravenstve – 13.02.2018.
12 Посухова, О. Политика мультикультурализма в США: оценка эффективности и возможности имплементации в российских условиях [Электронный ресурс] // Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. – 2007. – С. 1-10 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/politika-multikulturalizma-v-ssha-otsenka-effektivnosti-i-vozmozhnosti-implementatsii-v-rossiyskih-usloviyah – 21.05.2018.
13 Сабирова, Д., Хадиуллина, Э. Поликультурная среда и проблема обучения детей – мигрантов в США / Д. Сабирова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – С. 196-206 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-sreda-i-problema-obucheniya-detey-migrantov-v-ssha – 20.04.2018.
14 Ситова, М. Мультикультурное общество. Его характеристики и способы достижения [Электронный ресурс] / М. Ситова // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. – С. 306-309 // КиберЛенинка : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/v/multikulturnoe-obschestvo-ego-harakteristiki-i-sposoby-dostizheniya – 25.03.2018.
15 Тлостанова, М. Движение идей мультикультурализма в США конца XX века / М. Тлостанова // США v Канада : экономика, политика, культура. – 2000. – №10. – С. 98-108..
16 Bakhov, I. Multicultural Education of the U.S.A in Fundamental Legislative Acts [Электронный ресурс] / I. Bakhov // World Applied Sciences Journal. – 2013. – C. 28-31. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режим доступа : http://www.idosi.org/wasj/wasj27%28elelc%2913/7.pdf – 23.05.2018.
17 Canadian Multiculturalism Act [Электронныйресурс] // SCRIBD : неофиц. сайт. – 2018. – Режимдоступа :https://ru.scribd.com/document/62645758/Canadian-Multiculturalism-Act-1988 – 12.03.2018.
18 Intercultural education [Электронный ресурс] // YouTube: офиц. сайт. – 2006. – Режим доступа :https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=yNq3cPS1e0s – 24.12.2017.
19 Multiculturalism and National Identity - Peter Kivisto [Электронныйресурс] // YouTube: офиц. сайт. – 2006. – Режимдоступа :https://www.youtube.com/watch?v=O1hKcTtMz6o – 25.12.2017.
20 Osman, Ö. Understanding Multicultural Education [Электронныйресурс] / Ö Osman // Current issues in education. – 2011. – №2. – С. 1-11. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reder. – Режимдоступа : https://yandex.ru/search/?text=Understanding%20Multicultural%20Education%20Osman%20%C3%96zturgut%20University%20of%20the%20Incarnate%20Word&lr=77&clid=2242348 – 15.05.2018.
21 The History of American Diversity [Электронныйресурс] // YouTube: офиц. сайт. – 2006. – Режимдоступа : https://www.youtube.com/watch?v=T7WAgMc3C5A – 18.01.2018.
22 United States Census Bureau [Электронный ресурс] // Department of Commerce : офиц. сайт. – 2003. – Режим доступа : https://www.commerce.gov/ – 11.12.2017.
23 Voting Right Act of 1965 [Электронныйресурс] // Office of the clerk : U.S. House of representatives : офиц. сайт. – 1984. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reder. – Режимдоступа : http://library.clerk.house.gov/reference-files/ppl_votingrightsact_1965.pdf – 17.01.2018.
24 Why Multiculturalism Matters in America [Электронныйресурс] // YouTube: офиц. сайт. – 2006. – Режимдоступа : https://www.youtube.com/watch?v=o1Kj1sNlxqY – 02.12.2017.