ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Спиридонова С.В. 1, Баишева М.И. 1
1СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (ФГОС ДО), утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155[4], обозначены перспективы познавательного развития детей: сенсорной культуры; элементарных математических представлений; познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный дошкольник развивается в новых социокультурных реалиях, где развитие творческих познавательных способностей приобретает особую актуальность.

Следует указать, что условиях реализации задач ФГОС ДО особо возрастает потребность и интерес к научно-методическому обеспечению развития познавательной самостоятельности, познавательного интереса детей дошкольного возраста

Цель нашего исследования заключается в обосновании педагогических условий эффективного формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста к окружающему миру.

Предметом исследования является выявление и обоснование педагогических условий формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста к окружающему миру.

Новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к окружающему миру.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут применяться в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Методы исследования. Основные методы исследования обусловлены предметом, целью, содержанием исследования. Основополагающими из них являются: анализ фундаментальных научных трудов по проблеме исследования; применение комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; изучение психолого-педагогической документации, анкетирование, наблюдение за детьми в сензитивных видах деятельности; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования. К процессу эмпирических исследований были привлечены 30 детей дошкольного возраста, родители и педагоги детского сада МБДОУ №21 «Кэнчээри», старшая группа «Солнышко».

В научных исследованиях современных ученых познавательный интерес определяется «… фактором сложных личностных процессов, интегральным результатом многообразных проявлений мотивационной сферы» [1, с.10].

А.В. Соболева подчеркивает, что «развитие познавательных интересов дошкольника идет по цепочке: любопытство - любознательность -познавательный интерес и реализуется в процессе воспитания и обучения. Познавательный интерес выступает как чувство, воля, влечение, побуждение, мотив, как отношение к окружающей действительности, как направленность к личности, и, наконец, как интеллектуальный процесс. Только в аспекте всех составляющих этого понятия возможно подлинное развитие познавательного интереса у старших дошкольников»[3];

Проблему познавательного интереса детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а также в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на интерес ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательного интереса, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка[2, с. 115].

Основываясь на научные труды, мы выделяем в развитии познавательного интереса следующие стадии его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие любопытства связано с мотивацией детей. Любознательность ребенка, безусловно, стимулируется педагогами, но при этом сам ребенок должен ощутить радость познания, делать открытие, удовлетворить собственные познавательные потребности.

Задачи познавательного развития детей в дошкольных образовательных организациях заключается:

- в развитии интереса детей к предметам и явлениям окружающего мира;

- в формировании первичных представлений об их свойствах, отношениях, связи и закономерностях;

- в развитии интеллектуальных умений и способностей: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, планировать, рассуждать и т.д.;

- в создании положительной мотивации к самостоятельному поиску, открытию;

- в стимулировании и поощрении любознательности, наблюдательности;

Проведенный нами формирующий эксперимент предусматривал следующие направления работы с детьми:

- создание содержательной развивающей предметно-пространственной среды, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности в познавательных играх. При этом мы придерживались требования ФГОС ДО «к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения» [5];

- разработка и апробация системы совместной работы с детьми в образовательной деятельности, которая предусматривает развитие всех компонентов познавательного интереса детей с реализацией усложняющихся образовательных, развивающих и воспитательных задач. Реализуемая система занятий по развитию познавательного интереса детей, направленная на развитие воображения, эстетического восприятия, образного и творческого мышления, нравственных качеств личности, благоприятно влияет не только на развитие конкретных компонентов познавательного интереса, но и способствует продвижению ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость общения в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка с педагогами;

- организация сотрудничества с родителями. Доверие, уважение, сотрудничество – должны быть основополагающими требованиями в общении с родителями.

При общении с дошкольником взрослому стоит «учитывать важность оказания поддержки ребенку, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях» [4, c.176].

В целях вовлечения родителей в образовательный процесс и создания условий для повышения их педагогической грамотности, мы применяли различные формы взаимодействия с ними: беседы, совместное проведение развлечений, консультаций; разработали памятки и рекомендации для них: «Как организовать досуг ребенка в условиях семьи», «Правильно организуем телепросмотры для детей дошкольного возраста», «Памятки выходного дня» и др. В совместной с родителями работе мы также включили: «Дни открытых дверей», «Дни дублера» и др.

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста нами активно применялись методы эвристической технологии и методы проблемного обучения. К ним относятся когнитивные, креативные и оргдеятельностные методы, в которых дети сами делают открытия и являются партнерами, субъектами познавательной деятельности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие познавательного интереса детей зависит от их мотивации, стремлений к познанию, поискам, открытиям. Только содержательная организация, обеспечение субъектности и стимулирование развития познавательного интереса у детей может эффективно повлиять на его устойчивость. А от устойчивости познавательного интереса зависит не только процесс и результат деятельности, но и зависит целостное развитие личности.

Литература

Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования /Автореф. диссерт. на соиск.уч.ст.канд.пед.н. – Барнаул, 2000.22 с. 

Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: МГУ, 2010. – 144 с.

Соболева А.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе их взаимодействия с воспитателем //Дисс. на соиск. уч. ст. канд.пед.н. – М., 2004. – 165 с.

Степанова И.А., Макарова Т.А. Особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми /Качество дошкольного образования: формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольника: сборник научных трудов II-ой всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С.175-176.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155.

Просмотров работы: 152