На сегодняшний день проблема вооруженных нападений подростков на школы США стоит крайне остро, так как случаи скулшутинга (то есть, стрельбы в школах) происходят там едва ли не регулярно. Самые громкие случаи подобных инцидентов перешли в разряд культовых и нашли подражателей не только в Америке, но и в других странах, в том числе и России. Данная проблема не является новой для Соединенных Штатов, так как пугающий социальный феномен начал обращать на себя внимание с 1990-х годов. Однако тенденции восхваления и подражания убийцам стали набирать обороты не так давно, примерно с начала 2010-х, и продолжают усиливаться по сей день.
Целью данного исследования является характеристика проблемы вооруженных нападений в школах и профилактика подросткового вооруженного насилия в США.
В 1980-х и 1990-х годах американцы стали свидетелями зарождения нового и вызывающего беспокойство социального феномена: вооруженные школьные нападения, совершенные нынешними или бывшими студентами – подростками, которые намеривались разрешить конфликты со сверстниками, учителями или школьной администрацией с помощью пуль, а иногда и бомб. Несмотря на все попытки властей остановить трагедии, связанные со стрельбой в школах, такие инциденты продолжают происходить. Прошло 25 лет, сменилось четыре президента, в период правления каждого из них совершалась подростковая атака [23].
Такие перестрелки достигли своей кульминации 20 апреля 1999 года в школе Колумбайн, штат Колорадо. Восемнадцатилетний Эрик Харрис и семнадцатилетний Дилан Клиболд устроили массовое убийство в школе. 13 человек были убиты и 26 ранены. В конечном итоге Харрис и Клиболд совершили самоубийство на месте преступления [4].
Кроме того, вооруженные нападения распространилась из Северной Америки в западный мир и из средних школ в университетские городки. Несмотря на это исследователи террористических атак не включают подобные инциденты в разряд терроризма [1].
Что такое скулшутинг? Американский исследователь Глен Мачерт описал беспорядки как «выразительные нецелевые нападения на школьное учреждение». Ньюман же определил вооруженное нападение следующим образом: стрельба определяются тем фактом, что она связана с нападениями на несколько лиц, выбранных почти случайным образом. У стрелков может быть определенная цель, которая достигается с помощью стрельбы, но она поражает и других, что для преступника является не редкостью, однако он не знает о том, кто будет застрелен до тех пор, пока этого не произошло. Эти вспышки характерны для всех нападений на подобные учреждения – школы, подростковые иерархические общины, образовательные классы [19].
Чтобы способствовать дальнейшему уточнению понятия вооруженного нападения в школе и ограничения его от иных схожих понятий, предлагаем выделить следующие определяющие качества:
- Студент или бывший ученик приносит оружие в школу с намерением стрелять в кого-то.
- Оружие приводится в действие и, по меньшей мере, один человек получает ранения.
- Стрелок пытается стрелять более чем в одного человека и, по крайней мере, в одного из тех, в кого он не целился специально.
Глен Мачерт включил в свое определение преподавателей, администрацию и персонал; однако для целей этой работы школьные сотрудники будут исключены, чтобы отличать школьную стрельбу от перестрелок на рабочем месте. Решающей характеристикой является, по крайней мере, одно ранение, в котором заключается способность отличать стрелковые атаки от инцидентов, когда отчаянный ученик приносит оружие в школу и использует его в качестве устройства для привлечения внимания. Это также исключает специально спланированную стрельбу, как те, которые произошли в средней школе Томаса Джефферсона в Бруклине, штат Нью-Йорк, в 1991 и 1992 годах, когда учащиеся в двух отдельных случаях приносили оружие в школу, чтобы урегулировать конфликт, который у них был с другими учениками. Также исключены случаи, такие как школьные перестрелки 1988 года в средней школе Пинеллас-Парк, штат Флорида, и в 2005 году в средней школе округа Кэмпбелл в Джексборо, штат Теннесси, в которой мальчики приносили оружие в школу, чтобы просто показать их сверстникам, без намерения стрелять в кого-либо. Когда они столкнулись со школьными властями, оружие было изъято, но при этом был убит помощник директора и ранены другие. Также исключены из анализа все перестрелки, связанные с насилием в бандах и школьными вторжениями [17]. Кроме того, несколько исследователей, таких как Ньюман и Трамп предоставили списки «близких промахов» и «сорванных попыток» после «Колумбайн» [24].
Из всех вооруженных нападений, именно Колумбайн выделяется как культурный водораздел. Во-первых, это было второе по величине событие, появившееся в последнее десятилетие 1990-х годов, которое превзошло только погоня за автомобилем О. Дж. Симпсона. Во-вторых, в то время это была самая смертоносная школьная перестрелка в истории [25]. В-третьих, подготовка к массовому убийству велась практически у всех на глазах. Харрис публиковал свои работы в Интернете, разработал «wads» (съемки) в Интернете для игроков видеоигр Doom и создал веб-сайт Trench Coat Mafia (Мафия Плащей). Там он публиковал рассказы, эссе, описания вандализма, которые были совершены им и несколькими друзьями, списки ненависти, угрозы ученикам школы и другие подобные документы. Молодые люди снимали себя на видео, показывая свое умение обращаться с оружием. Также они сняли фильм, в котором они предстали в качестве героев, которые намерены убить своих «преследователей» [15, с. 698].
В-четвертых, эта стрельба изменила поведение школьных работников, полицейских отделений, студентов и потенциальных стрелков-убийц. В последующие месяцы после расстрелов Колумбайна многие пригородные и сельские средние школы пересмотрели свои условия существования, повысили уровень школьной безопасности, установили металлодетекторы и камеры наблюдения, а также установили политику противодействия насилию в отношении «нулевой толерантности». Школы и полицейские отделы, включая Старшую школу Колумбайн и Департамент шерифа округа Джефферсон, расширили сотрудничество и обменялись информацией о студентах, которые имели неприятности с законом. Студенты, которые до сих пор игнорировали или подавляли угрозы насилия со стороны своих сверстников, стали более охотно сообщать о них. Это явление было названо «эффектом Колумбайна» средствами массовой информации.
Инцидент в Колумбайн стал культовым сценарием для многих последующих стрелков. Для некоторых это была планка, которую необходимо превысить (например, Порт-Гурон, Мичиган); для других это было подстрекательством (например, Коньерс, Джорджия, Форт-Гибсон, Оклахома); для многих служило своеобразным примером для подражания в своих собственных нападениях (например, DeAnza College, New Bedford High School, Red Lake, Minnesota); для иных, это просто была традиция, которую нужно соблюдать в своих атаках (например, Virginia Tech) [7]. В своих дневниках Эрик Харрис предполагал, что их действия «начнут революцию» угнетенных учеников, которые стали жертвами издевательств со стороны своих сверстников [5]. Хотя они и не начали революцию, Клиболд и Харрис создали новую парадигму, по которой судят все последующие нападения. В таблице ниже перечислены различия в вооруженных нападениях до и после Колумбайна.
Таблица 1 – Различия в вооруженных нападениях до и после Колумбайна
Характеристика |
До Колумбайна |
После Колумбайна |
Мотивация |
1. Личные мотивы мести 2. Неизвестна и неархивированна |
1. Личные мотивы мести 2. Месть коллективу 3. Желание громкой славы 4. Желание сделать заявление 5. Воспоминания о Колумбайне 6. Желание превзойти Колумбайн по количеству тел |
Освещение в СМИ |
Несколько влиятельных СМИ |
Использование средств массовой информации для привлечения внимания |
Попытки помешать исполнению |
Редкие, если есть |
Много |
Ответы учащихся на угрозы |
Кодекс молчания |
Готовность сообщить |
Как показано в таблице 1, мотивации стрелков стали более сложными под влиянием Колумбайна. Сообщалось о множестве сорванных попыток скулшутинга после Колумбайна, тогда как раньше они отсутствовали в средствах массовой информации. Студенты проявили большую готовность сообщать об угрозах со стороны своих сверстников, что также привело к большему числу сорванных попыток новых массовых убийств. Можно сказать, что зародился феномен «Колумбайн», который предоставил основу для обоснования, обнаружения и предотвращения будущих вооруженных нападений подростков.
Причины, по которым подросток прибегает к насильственному способу решения возникших проблем, носят, как правило, нематериальный характер. Первопричинами подросткового насилия, а также вооруженных насильственных нападений являются неблагополучная семья и негативные взаимоотношения в коллективе сверстников. Аморальный образ жизни родителей, грубость, агрессия и насилие как физическое, так и психологическое, неуважение к подростку могут привести к формированию девиантного поведения и, как следствие, к террору в отношении окружающих. Статус изгоя, например, в школе, непринятие коллективом подростка, проблемы в самореализации и самоактуализации, потеря надежд и чувство социального одиночества дают толчок к применению насилия. Пропаганда жестокости в СМИ и в компьютерных играх, национальная нетерпимость, личная неприязнь также оказывают негативное влияние на психику подростка [2; 3; 8, с. 1410].
До Колумбайна, хотя месть и являлась подавляющим аргументом, преступники часто были не уверены в своих мотивах или не могли четко сформулировать их. Например, Майкл Карнел считал, что расстрел учеников в молитвенной группе в Старшей школе Хит даст ему авторитет среди студентов готов. Поскольку готы не воспринимали его всерьез, Карнел был вынужден стрелять в учеников; в противном случае его бы окрестили «ботаником», не способным следить за своими угрозами. Мотивы Кипа Кинкеля так и не были должным образом установлены. В 1998 году он убил своих родителей в Спрингфилде, штат Орегон, и на следующий день вторгся в столовую его средней школы, убил 4 студентов и ранил еще 25 человек. Кип был членом футбольной команды; другие ученики считали его авторитетом и направляющим лидером толпы. Многие студенты в Старшей школе Тюрстона боялись его за его острый язык и агрессивность. Ярость в столовой, возможно, была частью психодрамы, порожденной семейными конфликтами. Оба его родителя были учителями, а его отец преподавал в этой школе.
До Колумбайна беспорядки фокусировались на осознании несправедливости, мелкой ненависти, на непринятии отказов девушек, женоненавистничества и мести за издевательства и публичное унижение. Мотивы были личными. Наиболее близкими к политическим обоснованиям вооруженной атаки, которые сформулировали доколумбайновские стрелки, были оправдания Люка Вудхема и Марка Лепина. Вудхэм написал «манифест» – пятистраничное разглагольствование, в котором описывались его чувства отчуждения, изоляции и преследования, а также его переживания насмешек и унижений. Эти два случая являются единственными известными атаками, мотивы которых можно поместить в более широкий контекст. Поэтому «Колумбайн» и стал новой парадигмой.
Таким образом, скулшутинг зачастую становится специфическим способом личной мести или реализации подростковых потребностей в уважении и признании. Но, исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что трагедия в Колумбайн стала тем самым культовым образцом, к которому стремятся многие скулшутеры. Некоторые стрелки ставят цель заявить о себе так же громко, как когда-то это сделали Эрик и Дилан. Другие же стремятся не к качественному, а к количественному показателю (превзойти стрелков из Колумбайн по количеству тел). Так или иначе, становится очевидно, что «Колумбайн» сыграл определяющую роль в становлении скулшутинга в США и стал поводом для многих подобных инцидентов.
После «Колумбайна», из 12 задокументированных стрельб в школах в Соединенных Штатах (между «Колумбайном» в 1999 году и в конце 2007 года) восемь (66,7 %) попыток были непосредственно связаны с «Колумбайном». Так, имеется список пост-колумбайнских беспорядков, в котором в хронологическом порядке по возрасту преступника, расовому этническому происхождению, месту жительства, школе, количеству погибших и раненых, независимо от того, совершил ли преступник самоубийство, описываются все вооруженные нападения. Все стрелки были мужчинами. Возраст нападавшего варьируется от 13 до 62, а средним возрастом потенциального убийцы считался 17 лет. Из 9 выстрелов в средней школе, которые произошли после «Колумбайна» в этот период, 7 (77,7 %) были совершены под влиянием преступления Харриса и Клиболда.
Происшествие в Колумбайн оказало влияние на последующие вооруженные нападения несколькими способами:
- Оно предоставило новый путь планирования и исполнения громкой стрельбы в школах.
- Происшествие дало вдохновение последующим стрелявшим, которые хотели отомстить за прошлые унижения и социальную изоляцию.
- Оно породило «рекорд» по количеству жертв, который последующие нападающие стремились превзойти.
- Харрис и Клиболд достигли мифического статуса в обществе определённых студенческих субкультур. Они были удостоены чести и подражания в последующих атаках и попытках нападений. Во всех случаях преступники либо сами признавали связь с «Колумбайном», либо доказательства влияния Колумбайна находились полицией [22].
Существует ряд доказательств «имитированных» вооружённых нападений, когда исполнители копировали аспекты стрельбы «Колумбайн» в своих собственных попытках. Имитации были очевидны в нападениях в Конирсе, Джорджия; Форт-Гибсон, Оклахома; Восточный Гринвич, Нью-Йорк; Рэд Лэйк, штат Миннесота; Хиллсборо, Северная Каролина. 24-летний Мэтью Мюррей, расстрелявший христиан в церкви 9 декабря 2007 года, а затем совершивший самоубийство, хоть и не являлся подростком, но тоже был вдохновлен стрелками из Колумбайн, особенно Эриком Харрисом. Возможно, наиболее подражающей была стрельба Джеффри Вайза в старшей средней школе Рэд Лэйк в Миннесоте. В конкретно этой стрельбе было несколько признаков подражания. Во-первых, под именами Todesengel и NativeNazi Джеффри публиковал рассказы на неонацистских интернет-сайтах, в которых выражалось восхищение Адольфом Гитлером (Гитлер был идеализирован Эриком Харрисом, и информация о нем находилась на его веб-сайте Trench Coat Mafia). Во-вторых, перед тем, как стрелять в одного студента, Вайс спросил его, верит ли он в Бога. Этот акт был ссылкой на один из мифов, возникших во время расстрела в Колумбайне, исходя из которого Рейчел Скотт спросили, верила ли она в Бога, на что она ответила «да», прежде чем ее застрелили. На сегодняшний день, данный миф развенчан спецслужбами [19; 22].
Во многих случаях студенты признавали, что «учатся» у Дилана и Эрика, совершивших нападение в Колумбайне, или становятся одержимыми теми событиями. Стрелок Коньерс, штат Джорджия, был одержим «Колумбайном» и изучал его до мелочей. Стрелки в Рено, Неваде и Хиллсборо, Северная Каролина, тщательно изучали съемки Харриса и Клиболда в течение недель до их нападения. «Колумбайн» при раскрытии преступлений был указан как вдохновитель; также свои вооруженные нападения пост-колумбайн стрелки называли «Дань уважения «Колумбайну»». За несколько недель до нападения в Санти, Калифорния, стрелок утверждал, что собирается «затащить Колумбайн» («pull a Columbine») в свою школу. Стрелок в Хиллсборо, штат Северная Каролина, отправил по электронной почте признание в причине своих действий, источником которых является «Колумбайн».
Значение феномена «Колумбайн» необходимо объяснить в свете нескольких возникших явлений:
- резкого увеличения вооруженных нападений и террористических подростковых атак на международной арене;
- расширения контекста понятия «вооруженное нападение»;
- большого количества инцидентов.
В связи с тем, что Колумбайн вышел на международный уровень с вооруженными нападениями в школах, которые моделировали «Колумбайн» в Канаде, Швеции, Боснии, Австралии, Аргентине, Германии, Финляндии и России, феномен «Колумбайн» больше нельзя считать только американским явлением. До стрельбы в Колумбайне единственной страной, помимо США, в которой наблюдались подобные стрельбы, была Канада с двумя случаями в 1975 году в Брамптоне и в Оттаве. В 1989 году Марк Лепин планировал массовую резню в Политехнике в Монреале. Он убил 14 женщин и ранил 27, а затем совершенил самоубийство. Из 11 беспорядков за пределами Соединенных Штатов 6 имели прямые ссылки на «Колумбайн». В 2002 году Роберт Штайнхаузер предпринял попытку и добился смертности, большей, чем Клиболд и Харрис, при вооруженном нападении в Эрфурте, Германия, что было его попыткой завоевания славы. В отличие от Клиболда и Харриса, его основными целями были учителя; он убил 13 в отместку за то, что его исключили из школы. Себастьян Боссе, который разбомбил и расстрелял свою школу в Эмсдеттен, Германия, вел дневник, в котором он восторгался Эриком Харрисом.
В ноябре 2007 года Пекка Эрик Аувинен убил 8 студентов и сотрудников, а также ранил 12 человек в средней школе Джокела в Туусла, Финляндия, прежде чем совершить самоубийство. Аувинен был изгоем в своей средней школе, которого преследовали и над которым издевались его сверстники. Он носил футболку во время его нападения, в которой говорилось: «Человечество переоценено», подражая Клиболду и Харрису в ношении футболок, которые посылали миру сообщения. Футболка Клиболда, например, гласила: «Гнев», а у Харриса было написано: «Естественный отбор». Аувинен, подражая Эрику Харрису, утверждал, что он был сторонником естественного отбора и что он имел право избавить мир от непригодных людей, Он также утверждал, что он был революционером против порабощающих, коррумпированных и тоталитарных режимов. Во второй половине 2010-х данный феномен добрался и до России, причем в некоторых атаках подражание «Колумбайну» очевидно. Например, Михаил Пивнев, устроивший нападение на школу в селе Ивантеевка 5 сентября 2017 года, снимал видео, на которых демонстрировал тренировки перед грядущим преступлением, которые практически кадр в кадр копируют видео Харриса и Клиболда. Вдобавок, на роликах четко видно, что Михаил практически полностью копировал стиль одежды Дилана и Эрика. Также у Михаила Пивнева в соцсети указана фамилия Klebold, на этой же странице присутствуют различные фотографии с оружием. Интересно, что журналист И. Юшков, описывая среднестатистический портрет российского школьного стрелка, отметил, что в России «колумбайнеры» предпочитаю отказаться от самоубийства и сдаться полиции [6; 18; 19; 22].
В США же дело с вооруженными нападениями подростков на школы все так же обстоит крайне плачевно. К сожалению, в наши дни вооруженное насилие подростков продолжает существовать и развиваться в США. Один из последних инцидентов произошел 14 февраля 2018 года в Паркленде, штат Флорида. Девятнадцатилетний Николас Круз расстрелял 17 школьников из винтовки. Интерес к оружию у парня был чрезмерным, в соцсетях Николас Круз любил демонстрировать огнестрельное оружие и ножи. Неслучайно, что в прошлом году ему запретили появляться в школьном дворе с рюкзаком – из опасений, что он принесет в нем оружие (у него уже нашли как-то патроны в рюкзаке). Сразу после происшествия президент США выразил свои соболезнования жертвам трагедии [10]. Несмотря на то, что на данный момент очевидных связей с «Колумбайном», кроме мотивов, не находилось, многие СМИ окрестили этот случай как «очередное повторение «Колумбайна» в США.
Таким образом, развитие феномена «Колумбайн», которое началось в конце 1990-х годов, продолжается и в наши дни. При этом данный феномен вышел за рамки США. И речь идет не только о совершении подобных преступлений в других стран, но и об идеализировании образов Харриса и Клиболда, их поступка и мировоззрения. Из локальной и весьма специфической субкультуры, так называемые «колумбайнеры» превратились в настоящую угрозу. Тем временем, пока весь мир только знакомится с новым страшным явлением, в США продолжают происходить атаки на школы. Один из последних случаев, произошедший в Паркленде 14 февраля 2018 года, привлек к себе внимание общества, политиков и СМИ. Стрелок публиковал на своих страницах в социальных сетях фотографии с оружием, также на него часто жаловались ученики и учителя. Не смотря на все эти тревожные сигнала, атаку предотвратить не удалось. Такой сюжет очень схож с инцидентом в Колумбайн.
Вооруженное нападение «Колумбайн» изменило место и понятие подросткового насилия в США в целом. Это, естественно, не могло не повлиять на принятие некоторых мер по предотвращению вооруженных подростковых нападений в США. Трагедия в Колумбайн получила общенациональное значение, Президент США Б. Клинтон сделал свое заявление и предпринял попытки по ужесточению мер в приобретении оружия. Также в своем выступлении президент Клинтон призвал начать национальную кампанию по борьбе с насилием, борьбу, направленную на предотвращение насилия среди молодежи. К сожалению, несмотря на проводившиеся мероприятия, контроль над хранением оружия усилился не очень сильно, из-за чего впоследствии на Клинтона обрушилась волна критики [16; 20].
Говоря о последних событиях во Флориде, действующий президент Д. Трамп в своем микроблоге в Twitter назвал недопустимым то, что ФБР «пропустило сигналы, поступающие в отношении стрелка в школе Флориды». Также он выразил свои соболезнования пострадавшим и родственникам погибших. В своей речи Д. Трамп заявил, что «ни один ребенок, ни один учитель не должны чувствовать себя в опасности в американских школах», а также пообещал посетить Паркленд. Он также постановил, что в связи с трагедией флаг США должен быть приспущен на Белом Доме и других местах [10; 11; 12; 13; 21]. Единственное, что он поостерегся сделать, это упомянуть о необходимости усиления контроля над оружием. Многие связывают это с тем, что Национальная Оружейная Ассоциация (НСА) внесла в предвыборный фонд Трампа более тридцати миллионов долларов. Тем не менее, массовые протесты, разразившиеся во Флориде, дали свои плоды. В марте законодательная власть штата Флорида приняла законопроект под названием «Акт общественной безопасности школы Марджори Стоунман Дуглас». Он повышает минимальный возраст для покупки оружия до 21 года, предоставляет программу для вооружения школьных сотрудников и найма школьной полиции, запрещает продажу оружия потенциально опасным или психически нездоровым людям. Всего было выделено около $ 400 млн. Губернатор штата Рик Скотт подписал закон 9 марта.
В США на протяжении многих лет после тревожных событий в Колумбайне и волны последовавшей после этого происшествия, ведется активная деятельность по разработке и внедрению нескольких общегосударственных программ, в которых представлены и расписаны конкретные методы предотвращения скулшутинга и их пути достижения.
Одной из таких программ стала так называемая the Safe School Helpline (Школьная служба помощи и безопасности). Это круглосуточная анонимная служба, которая позволяет учащимся, родителям и другим сообщать о небезопасных ситуациях в школе. Около 5000 школ в 19 штатах подписались на эту услугу в момент ее запуска в 2001 году, в настоящее время насчитывается 6000 школ-участниц программы. Все вызовы обрабатываются независимой интегрированной системой голосового ответа, расположенной в Колумбусе [14].
Насилие в значительной степени зависит от контекста, и меры по его устранению также должны быть адаптированы к конкретному социальному, культурному, экономическому и политическому контексту. Также абсолютно необходим мониторинг программ предотвращения насилия, чтобы узнать, достигают ли они своих целей, необходимо ли изменять или сокращать некоторые компоненты и эффективно ли тратить ресурсы. Мониторинг и оценка могут помочь выявить непреднамеренные последствия программы и, при необходимости, надлежащим образом решить их. Кроме того, тщательный мониторинг имеет решающее значение для создания базы фактических данных, которая может иллюстрировать необходимость дальнейшего финансирования, необходимость начала новых проектов и убеждение потенциальных партнеров в поддержке.
Такие американские эксперты, как Каппелер и Поттер предположили, что для предотвращения вооруженных нападений среди школьников и в целом для снижения уровня подростковой преступности, необходимо введение более суровых наказаний для несовершеннолетних.
Таким образом, большинство исследователей этого вопроса сходятся на мнении, что пути решения проблемы профилактики подросткового терроризма лежат в организации совместной работы школы, в лице учителей и психолога, родителей и самих детей. Только комплексные меры будет началом положительных изменений в сторону решения возникших у подростка проблем мирным путем. В настоящий момент, власти пытаются бороться с вооруженным насилием, создавая различные программы по обеспечению безопасности учеников вооруженных школ. Но, к сожалению, данные меры зачастую не выходят за региональные рамки, так как в Америке существует очень сильное оружейное лобби. Возможно, что когда-нибудь важные федеральные решения, наконец, будут приняты под воздействием общественного давления, но пока что этого не произошло.
Очевидно, что специалисты, которые возьмутся за составление федеральных программ, нацеленных против вооруженного насилия в школах, должны учитывать то, что проблема носит комплексный характер, соответственно и подход к созданию будущих программ должен быть комплексным. Иначе, принятые меры окажутся неэффективными.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Справочник [Электронный ресурс] / К.В. Жаринов // – Минск: Харвест, 1999. – 521 с. // Большая онлайн библиотека e-Reading: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=143335. – 10.02.2018.
2 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления [Электронный ресурс] / В.Г. Казанская // 2-изд. доп. СПб.: ПИТЕР. – 2008. – 242 с. // Психологическая библиотека BOOKAP: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: http://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/. – 11.02.2018.
3 Клейберт Ю. Психология девиантного поведения (Psychology of deviant behavior) [Электронный ресурс] / Ю. Клейберт // Москва, «YuraitM». – 2001. – 160 с. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/kleyberg-yua-psihologiya-deviantnogo-povedeniya_d0cb3259448.html. – 15.02.2018.
4 Минделл А. Сидя в огне: преобразование больших групп через конфликт и разнообразие [Электронный ресурс] / А. Минделл // М.: АСТ. – 2004. – 306 с. // Большая онлайн библиотека e-Reading: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=96717. – 14.02.2018.
6 Юшков И. «Колумбайн» по-пермски. Группы смерти сменились группами убийств [Электронный ресурс] / И. Юшков, Д. Никитин // Daily Storm: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://dailystorm.ru/kolumbayn-po-permski-gruppy-smerti-smenilis-gruppami-ubiystv. – 18.02.2018.
7 Berkowitz, B. The terrible numbers that grow with each mass shooting [Электронный ресурс] / B. Berkowitz, D. Lu, C. Alcantara // The Washington Post: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/graphics/2018/national/mass-shootings-in-america/?utm_term=.4b909c845fcf. – 19.02.2018.
8 Boney-McCoy S. Is youth victimization related to trauma symptoms and depression after controlling for prior symptoms and family relationships? A longitudinal, prospective study. [Электронныйресурс] / S. Boney- McCoy, D. Finkelhor // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1996. – No. 64. – 1406-1416. // ResearchGate: офиц. сайт. – 2018. – Режимдоступа: https://www.researchgate.net/publication/14217509. – 13.02.2018.
9 Discovery: Бойня в школе Колумбина: Документальный фильм [Электронный ресурс] // YouTube: офиц. сайт. – 2005. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HITfoO65Axk. – 16.02.2018.
10 Donald J. Trump@realDonaldTrump (Заявление президента США Д. Трампа в Твиттере по поводу трагедии во Флориде) [Электронный ресурс] // Twitter: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/964724390637244417. – 19.02.2018.
11 Donald J. Trump@realDonaldTrump (Заявление президента США Д. Трампа в Твиттере по поводу трагедии во Флориде) [Электронный ресурс] // Twitter: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/963878055969198080. – 19.02.2018.
12 Donald J. Trump@realDonaldTrump (Заявление президента США Д. Трампа в Твиттере по поводу трагедии во Флориде) [Электронный ресурс] // Twitter: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/965075589274177536?ref_src=twsrc%5Etfw. – 19.02.2018.
13 Donald J. Trump Presidential Proclamation Honoring the Victims of the Tragedy in Parkland, Florida [Электронныйресурс] // The White House: офиц. сайт. – 2018. – Режимдоступа: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-proclamation-honoring-victims-tragedy-parkland-florida/. – 19.02.2018.
14 Group G. Safe school helpline credited with preventing Columbine-style plot at Kansas high school [Электронныйресурс] / G. Group // The Free Library: офиц. сайт. – 2018. – Режимдоступа: https://www.thefreelibrary.com/Safe+School+Helpline+Credited+With+Preventing+Columbine-Style+Plot+At...-a070703407. – 19.02.2018.
15 Kilpatrick, D. G. Violence and risk of PTSD, major depression, substance abuse/dependence, and comorbidity: Results from the national survey of adolescents. [Электронный ресурс] / D. G. Kilpatrick, K. J. Ruggiero, R. Acierno, B. E.Saunders, H. S. Resnick, C. L. Best // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2003. – Vol. 71. – No. 4. – 692–700. – Систем. требования: Acrobat Adobe Reader. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/ccp-714692.pdf. – 17.02.2018.
16 Lawrence, J. Federal ban on assault weapons expires [Электронныйресурс] / J. Lawrence // USA Today: офиц. сайт. – 2004. – Режимдоступа: http://www.usatoday.com/news/washington/2004-09-12-weapons-ban_x.htm. – 17.02.2018.
17 Muschert, G. W. Research in school shootings [Электронныйресурс] / G. Muschert // Sociology Compass. – 2007. – No 1. – P. 60-80. – Систем. требования: Acrobat Adobe Reader. – Режимдоступа: http://faculty.uml.edu/jbyrne/44.327/muschert_research_on_school_shootings.pdf. – 17.02.2018.
18 Newman, K. S. Rampage: The social roots of school shootings [Электронныйресурс] / K. S. Newman // New York: Basic Books. – 2012. – No 49. – P. 304-313. – Систем. требования: Acrobat Adobe Reader. – Режимдоступа: https://pdfs.semanticscholar.org/69bb/79be3559f7a2ec54366957b3aac2c1d14b84.pdf. – 17.02.2018.
19 Osher, C.N. YOUR Columbine [Электронныйресурс] / C.N. Osher, J.P. Meyer, D. Migoya // The Denver Post: офиц. сайт. – 2007. – Режимдоступа: http://www.denverpost.com/ci_7696043. – 19.02.2018.
20 President Clinton's Remarks Regarding Columbine HS Shooting (1999) [Электронныйресурс]// YouTube: офиц. сайт. – 2005. – Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=sQX8KNXP14w&t=265s. – 19.02.2018.
21 President Trump Delivers Remarks on the Tragedy in Parkland, FL[Электронныйресурс]// YouTube: офиц. сайт. – 2005. – Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=GFHvpYbe41U. –19.02.2018.
22 Thomas, P. Columbine Shootings' Grim Legacy: More Than 50 School Attacks, Plots. [Электронныйресурс] / P. Thomas, M. Levine, J. Cloherty, J. Date // ABC News: офиц. сайт. – 2014. – Режимдоступа: http://abcnews.go.com/US/columbine-shootings-grim-legacy-50-school-attacks-plots/story?id=. – 17.02.2018.
23 Three Presidents, One Speech [Электронныйресурс] // YouTube: офиц. сайт. – 2005. – Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=8E8vHnNR2dI. – 19.02.2018.
24 Trump, K.W. Columbine seventh anniversary: Seven foiled school violence plots since March [Электронныйресурс] / K.W. Trump // USA Today: офиц. сайт. – 2005. –Режимдоступа:
http://www.expertclick.com/NewsReleaseWire/default.cfm?Action=ReleaseDetail&ID=12365. – 19.02.2018.
25 Toppo, G 10 years later, the real story behind Columbine [Электронныйресурс] / G. Toppo // USA Today: офиц. сайт. – 2009. – Режимдоступа: https://usatoday30.usatoday.com/news/nation/2009-04-13-columbine-myths_N.htm. – 17.02.2018.