ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Захарова В.И. 1, Абрамова Н.А. 2
1Северо-Восточный Федеральный Университет
2Северо-Восточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов [1, c.420]. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее значимым периодом, так как в это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности. Но у некоторой категории детей наблюдается отставание в речевом развитии.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-3 лет: задержка речевого развития, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз - ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Словарь русского языка в процессе своего исторического развития непрерывно меняется и развивается. Словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь. Исследователи выделяют различное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают разные возрастные границы каждого. А.Н. Леонтьев определяет четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный - до 1 года; преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет; дошкольный - до 7 лет; школьный [5, c.223].

В любом из этапов можно выделить два важных момента: развитие пассивного словаря и развитие активного словаря. Возможность улучшения понимания речи (пассивного словаря) на первом году жизни формируется уровнем зрительного и слухового восприятия. У детей полутора лет уже можно сформировать связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе этой связи у ребенка появляется первичная ориентировка в окружающем, умение выполнять иные простые действия (покажи, дай, сядь, на), выговаривать осмысленные слова. С полутора лет появляется вероятность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Второй год жизни ребенка - это период интенсивного развитие всех сторон речи, особенно ее понимания. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных задач взрослого, включающих ряд действий, к пониманию доступного сюжета в показах - инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми до 1 год 6 месяцев - 1 года 8 месяцев значительно опережает развитие у них активной речи. Однако при правильном воспитании и здесь наблюдаются серьезные сдвиги.

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В этот период у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и с удовольствием повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа;нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. - 10-15 слов; к концу 2-го г. - 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. - около 1000 слов (то есть за год около 700 слов). Значения слов становятся все более определенными. Благодаря развитию подражания в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разным поводам, развивается речь как средство общения со взрослым. А. А. Леонтьев думает, что: «помимо произнесения осмысленных слов в разнообразных ситуациях, у детей и в самостоятельной деятельности, и в подражании взрослому отмечается как бы «игра в слова». К концу второго года, а особенно на третьем году жизни, эта «игра в слова» превращается в своеобразное словотворчество» [3, c.74].

Следовательно, развитие словаря в раннем возрасте протекает с постепенным накоплением запаса слов. Эти слова относятся к лицам, реальным предметам, игрушкам, изображениям на картинке. Дети различают элементарные звуки, должны уметь их произносить, понимать лексическое значение каждого слова.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития: если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка; если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки; если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»; если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием [2, c.48].

Детям раннего возраста с ЗРР характерны: стойкий речевой негативизм, бедность словаря, непонимание смысла слов, необдуманное употребление слов в тексте. У них отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Одной из выраженных особенностей речи детей с ЗРР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети раннего возраста с ЗРР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. А. В. Короткова считает: «Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети с ЗРР раннего возраста не знают многих слов: названий посуды (стакан, чашка, ложка, вилка), цветов (роза, подснежник, ромашка), диких животных (лось, белка, заяц, волк), птиц (аист, ворона), инструментов (пила, молоток), профессий (учитель, повар, врач), частей тела и частей предмета (рука, живот, голова, ноги, руки) и др.» [4, с.24].

Мы провели опытно-экспериментальную работу поразвитию словаря у детей раннего возраста с ЗРР на базе МБДОУ «ЦРР-д/с Чуораанчык» Чурапчинского улуса, в группе службы ранней помощи и группе общеразвивающей направленности.

В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с ЗРР экспериментальной группы и 10 детей с нормативным речевым развитием контрольной группы. Мы провели диагностики И.А.Смирновой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Данные методики были проведены нами с целью выявления проблем в развитии словаря у детей раннего возраста с ЗРР. По итогам эксперимента мы имеем следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень – отсутствует (0%); средний уровень выявлен у 3 детей (30%); низкий уровень – у 7 детей (70%). В контрольной группе имеем следующие показатели: высокий уровень показал 1 ребенок (10%); средний уровень – 4 детей (40%); низкий уровень – 5 детей (50%).

На основании полученных результатов и анализа уровня развития словаря у детей раннего возраста с ЗРР и у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития выявлено, что уровень развития словаря у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития значительно выше, чем у детей с ЗРР, у которых он снижен из-за различных причин органического происхождения.

Таким образом, развитие словаря у детей раннего возраста с ЗРР, безусловно, является одним из важнейших направлений деятельности логопеда, которое обеспечивает дальнейшее психическое развитие ребенка. Данный факт диктует необходимость создания условий, при которых дети смогут учиться устанавливать контакты путем словесного обращения к взрослому или сверстнику, развивать мыслительные процессы.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1996,- 420 с.

2. Грибова О.Е. Что делать если ваш ребенок не говорит? / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48с.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М., 1969. – 74с.

4.Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004. – 24с.

5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед.институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.: ил.

Просмотров работы: 79