Обучение детей с ОВЗ в начальной школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе

Зорина Н.А. 1, Ворошилова С.Е. 1, Добрякова М.А. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном школьном образовании проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна. Как в городских, так и в сельских школах во многих классах можно встретить особенного ребенка, а иногда и не одного. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится о том, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Иными словами, для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не должно быть препятствий в получении качественного образования.

Когда в классе есть ребенок с ОВЗ, обязательным условием успешного обучения и развития является учет его особенностей, то есть индивидуальный подход. Только в этом случае можно обеспечить оптимальные возможности для его развития. Педагогу требуется приложить много усилий, чтобы понимать, как именно учить ребенка, привыкнуть к его поведению и трудностям во время уроков и занятий. Все это должно помочь ребенку с ОВЗ получить качественное образование. В подобной среде такому ребенку легче адаптироваться к жизни школе. Кроме того, ему значительно проще пройти необходимый курс социализации, чем в школе специализированной.

Если ребёнок имеет серьезные проблемы со здоровьем (например, инвалидность), то в плане работы с ним может быть указана необходимость организации индивидуального сопровождения с привлечением тьютора. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения [1].

Есть две принципиально противоположные точки зрения на характер работы тьютора в классе. Некоторые исследователи считают, что он должен работать только с одним (или несколькими) особенными детьми в классе. Противники такого подхода указывают, что в этом случае появляется возможность изоляции ребенка от одноклассников. Кроме того, его специфическая работа может отвлекать весь класс, а ребенка сделать чрезмерно зависимым от него. В связи с этим они предлагают организовать работу тьютора со всеми детьми класса и лишь оказывать помощь учителю, когда тот уделяет внимание ребенку с ОВЗ. В любом случае можно утверждать, что при наличии в классе одного или нескольких детей с ОВЗ учитель нуждается в помощи тьютора [2].

Если в классе есть ребенок с ОВЗ (например, Иванов Иван) и он не успевает выполнить работу вместе с классом, например, во время урока математики, учитель должен дополнительно с ним заниматься, объясняя новый материал. Это обычно связано с замедленным темпом работы такого ребенка. Однако когда один ученик на уроке отстает, учитель не может ожидать, когда он решит задачу. Он вынужден давать детям весь материал, который запланирован на этот урок. К сожалению, именно из-за этого дети с ОВЗ часто не всегда могут усвоить ту или иную тему.

Если имеется возможность позаниматься с таким ребенком индивидуально после уроков, то выясняется, что в этом случае он понимает значительно больше, чем в обстановке, когда новую тему вынужден изучать вместе с классом.

Следует также отметить и влияние на работу ребенка с ОВЗ классного коллектива. Для таких детей школа является одним из важных факторов социализации.

Очень контрастно это показывает пример из практики. Считается, например, нормальной ситуация, когда учитель спрашивает учеников, вызывает их к доске, и после каждого ответа просит класс «оценить» работу или ответ того, кто отвечал. То есть дает возможность классу сказать свое мнение по поводу ответа выступающего. На одном из уроков литературного чтения, ученики рассказывали наизусть стихотворение. Ребенок с ОВЗ (например, Иванов Иван) выучил стихотворение, это было видно. Но, возможно, от волнения он забыл некоторые строки. После того, как учитель попросил класс оценить его ответ, многие дети сказали, что стихотворение он рассказал на «3». Но его одноклассница отметила: «Я считаю, что в этот раз он рассказал лучше, чем когда-либо, и я бы поставила «4»». Ее предложение поддержал учитель и поставил И.И. отметку «4». Он был очень рад, и это послужило для него мощным стимулом к последующим успехам. Когда провели определение его подготовки через некоторое время, то выяснилось, что домашнее задание по литературе, окружающему миру он отвечал на «4» и «5». Было отчетливо видно, как ребенок старается, как его поддерживает коллектив и после ответа домашнего задания, соседка по парте сказала ему «Молодец!». Также он поделился информацией, что дома его похвалили родители.

Можно сделать вывод, что при инклюзивном обучении индивидуальная работа учителя с особым ребенком при помощи тьютора, а также поддержка классного коллектива – это не только его путь к успеху в учебе, но и важное условие для социализации.

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F) (дата обращения 19.03.2019).

2. Шиповалова Г.А. Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/26/obuchenie-detey-s-ovz-v-usloviyah-massovoy-shkoly (дата обращения 19.03.2019).

Просмотров работы: 3