Внутриличностный конфликт как фактор саморазвития - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Внутриличностный конфликт как фактор саморазвития

Сысойкина С.А. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вся жизнь человека состоит из конфликтов – внешних и внутренних. Каждый человек находится в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но и с самим собой. Для психически здорового человека внутренняя конфликтная ситуация вполне естественная, если она не выходит за рамки нормы. По мнению И. Канта «не может быть моральным человек, который никогда не свободен от вины» [2, с. 69]. Философ В. Соловьев утверждает, что «в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных» [2, с. 70]. Внутренние противоречия не только естественны, но и необходимы для развития личности. Развитие не может осуществляться без противоречий, которые являются основой конфликта. Умеренный внутриличностный конфликт необходим, поскольку, недовольство собой и критическое отношение к себе заставляет человека встать на путь самосовершенствования.

Проблема внутриличностного конфликта в современном обществе, выработка средств психологической защиты от него является на сегодняшний день очень актуальной проблемой. Формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи и школы, прежде всего отражаясь на молодом поколении, от которого зависит будущее нашего общества, духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.

В конце XIX века Зигмунд Фрейд раскрыл биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Человеческое существование, по Фрейду, связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоборстве биологических инстинктов и социальных устоев состоит сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др.

Внутриличностный конфликт можно охарактеризовать как противоречие, борьбу между внутренними потребностями личности и возможностями их удовлетворения, негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Внутриличностный конфликт может выступать как источник развития личности, и как причина невротических реакций человека. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек приобретает возможность для сознательного понимания моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для самореализации. Если выход из конфликта не найден или использование психологических защит не ведет к устранению, сведению к минимуму чувства тревоги или страха, то такой конфликт является источником неуверенности личности, неустойчивости ее поведения, неспособности добиваться сознательно поставленных целей.

Последствия внутриличностного конфликта могут быть конструктивными или деструктивными. Конструктивный конфликт характеризуется максимальным развитием конфликтующих сторон и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конфликт, преодолеваемый конструктивно, является механизмом гармонизации личностного развития. Последствиями конструктивного внутриличностного конфликта будут: усложнение психической жизни, моральное развитие, формирование эмоциональной стабильности, становление адекватной самооценки, повышение стрессоустойчивости. Деструктивные конфликты усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы и ведут к развитию невротических реакций. Последствия от таких конфликтов тормозят развитие личности, приводят к жизненным кризисам, формируют комплекс неполноценности. В результате деструктивного конфликта нередко наблюдается снижение самооценки и уровня притязаний, возникновение барьера в общении, фрустрация, агрессивность и тревожность.

Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, С. А. Капустин, А. Б. Фанталова рассматривали внутриличностный конфликт как условие развитие человека. Труды С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Г. С. Костюка, К. А. Абульхановой-Славской, В. Т. Асеева, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, B. C. Мерлина, И. И. Чесноковой, В. В. Столина, Ф. Е. Василюка, В. М. Мясищева, А. И. Захарова доказывают, что внутренние конфликты являются движущими силами в развитии. Личность, по мнению ученых, это система противоречий между естественным и социальным, индивидуальным и общественным, объективным и субъективным. Противоречия выступают как движущие силы в столкновении естественных и культурных форм поведения человека. Конфликт важным инструментом решения задач развития.

Внутренний конфликт также является предпосылкой личностного роста, развития. Как ситуация психического направления, внутренний конфликт требует своего разрешения. При этом для успешного решения человеку необходимо проявить такие качества, как умение объективно оценить ситуацию, принять решение, сделать выбор и осуществить его в жизни. Осознание человеком собственной успешности в разрешении проблемы повышает его уверенность в себе, способствует росту уровня притязаний, что влечет за собой новые цели и задачи.

Осуществление выбора предполагает также осознание человеком значимости в его жизни определенных факторов, на которые он может опираться при рассмотрении альтернатив своего поведения, принципов, ценностей, идеалов, к которым следует стремиться и в соответствии с которыми направлять течение собственной жизни.

К. Хорни выделяет следующие характеристики личности, способствующие выявлению противоречий и принятию решений.

Мы должны быть способны осознать, каковы наши желания и чувства.

Необходимо выработать у себя собственную систему ценностей, которые будут служить в качестве направляющего принципа при принятии решений.

Способность отказаться от одной из несовместимых сторон конфликта.

Принятие решений предполагает готовность и способность нести за него ответственность. Сюда относится риск принятия неправильного решения, и готовность нести его последствия, не обвиняя за это других, для чего необходима большая внутренняя сила и независимость.

Поэтому, для принятия решения в ситуации такого рода человеку необходимо выработать систему субъективных критериев, ведущих ориентиров, позволяющих достичь внутреннего единства и сделать оптимальный выбор.

Существенную роль при этом играет самосознание личности.  Исследования отечественных и зарубежных психологов указывают на то, что для возникновения внутриличностного конфликта необходим высокий уровень развития личности. Для таких личностей характерна сложная и развитая иерархию потребностей, мотивов, способность к рефлексии и самоанализу, глубокие нравственно-ценностные ориентации. Данные факторы способствуют преодолению внутриличностного конфликта конструктивным путем.

Следовательно, внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Фрустрация предполагает наличие материального или идеального запрета или преграды, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным и тогда ситуация фрустрации превращается в конфликтную ситуацию.

Ситуация внутреннего напряжения и противоречивости в известных пределах необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. Если внутриличностный конфликт протекает в пределах нормы, он действительно необходим. Неудовлетворенность собой, критическое отношение к себе является мощным внутренним двигателем, что заставляет человека самосовершенствоваться.

Внутриличностный конфликт возникает у людей с высоким уровнем развития. Конструктивный внутренний конфликт служит развитию личности, ведет к преобразованию ее ценностно-ориентационной системы отношений в направлении усложнения ее структуры. Однако состояние внутреннего конфликта вызывает дискомфорт, негативные эмоции и крупные энергозатраты.

Литература

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология: аналитический обзор 607 диссертаций – XX век. М.: ЮНИТИ, 2004. –464 с.

Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 509 с.

Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 224с.

Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – 320 с.

Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. – 524 с.

Конфликтология: учеб. для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 512 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. – 221 с.

Фрейд, 3. Избранное в 2-х кн. / З. Фрейд. Кн. 1. – М., 1990. С. 351-392.

Просмотров работы: 680