Толерантность, или терпимость, – явление, которое с течением времени приобретает всё более широкое распространение и внедрение в самые разные области и сферы жизни. Значимость толерантности раскрывается в СМИ, экранах ТВ, компьютерных играх, толерантности пытаются учить в школе, толерантность располагает людей к себе, вызывая одобрение и поощрение. Отношение же к самому явлению толерантности весьма неоднозначно. Одни считают толерантность высшей формой проявления морально-нравственной составляющей, иные – чем-то пустым и абстрактным, существующем лишь в словесном и текстуальном виде, т.е. не подкрепленным практикой.
В своём учебно-методическом пособии «Конфликты в школьной образовательной среде» О. А. Иванова даёт следующее толкование данному понятию: «Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению». Педагогический словарь Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова же предлагает более широкую трактовку рассматриваемого явления, называя его одним «из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности - одна из важных задач профессионального воспитания учителя».
Явление, которое мы описываем, встречается в нескольких видах: религиозная толерантность, медицинская, национальная, сексуально-ориентационная толерантность. Темой же данного исследования будет служить рассмотрение национального аспекта толерантности в контексте учебного процесса.
Терпимость представляет современную основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, уменьшения страха ошибки. Национальная толерантность в современном обществе - это правильное понимание других культур, способ самовыражения и индивидуальности, отказ от навязанных убеждений, от негативных стереотипов, условие гармоничных отношений в обществе.
Толерантность или терпимость — одно из необходимых условий для жизни в современном социуме, когда рядом живут люди разных народов, религий, обычаев. Так, в школах западных стран проводятся уроки, посвященные толерантности. Подобные занятия учат детей смотреть на явления с разных точек зрения. Например, ученик должен высказать какое-либо суждение, доказать и аргументировать его. Затем он должен встать на противоположную точку зрения и тоже доказать и аргументировать ее. Таким образом, детей учат пониманию, что в любых столкновениях мнений можно найти средний путь, оптимальное компромиссное решение, устраивающее обе стороны. Такое понимание предотвращает ригидность мышления и в конечном итоге, работает на конструктивное решение конфликтов.
Однако, зачастую этому процессу предшествует или вовсе заменяет его целый ряд столкновений, неконструктивных конфликтов, возникающих на почве непринятия национальных особенностей, специфических черт менталитета, т.е. совокупности умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности или группы.
Для учебной деятельности и среды характерны конфликты разного рода. Так, в зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. По мнению М. М. Рыбаковой среди столкновений учителя и ученика могут быть выделены: конфликт деятельности, поступков и отношений.
Все перечисленные разновидности конфликтов развиваются наиболее сложно и остро, если их участники принадлежат к разным национальностям, конфессиям, культурам, этносам. Межнациональные конфликты исходят из того, что предрассудки по отношению к культурам возникают из-за отсутствия у детей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах, конфессиях и традициях. Однако «обычный» конфликт между подростками разной национальности превращают в межэтнический сами участники и их окружение. Этому может способствовать предыдущий негативный опыт участников конфликта, а также негативные стереотипы, транслируемые СМИ, родителями, педагогами.
В своей работе «Межэтнические конфликты в современной школе» И. В. Индриушка говорит о существовании трёх разновидностей конфликта, которые имеют межнациональный контекст. Каждая разновидность конфликта имеет определённую, специфическую причину, посредством которой и возникает столкновение. Рассмотрим виды конфликтов и причины, в ходе которых они образуются.
Конфликты, относящиеся к первой группе, происходят вследствие оскорблений, которые связаны с национальными особенностями, характерными для той или иной нации. К таким особенностям может относиться цвет волос, кожи или глаз. Однако же участники конфликтной ситуации не имеют ничего против конкретной национальности, они привлекают её лишь для того, чтобы обидеть друг друга.
Второй вид конфликта возможен в том случае, если субъект конфликтной ситуации имел негативный опыт столкновения, взаимодействия с какой-либо национальной группой. В данном случае участник чувствует себя потерпевшим от прошлых столкновений и потому считает себя вправе дать «отпор» не только за конкретный конфликт, но и за предыдущие «страдания». Здесь он ощущает себя неотъемлемой частью своей этнической группы и выступает от её лица против другой группы («мы чувство»), защищая традиции своей общности, черты, выделяющие эту общность.
Третья разновидность связана с целыми противоборствующими группами различных этносов, в которых уже сформировались определенные способы реагирования на межэтнические конфликты: месть, насилие, массовые убийства. Участник конфликтной ситуации в данном случае не может принять на себя ответственность, поскольку крепко связан с мнением группы. Он не может пойти против мнения группы, так как это сопряжено с риском для подростка.
И. Идриушка говорит о том, что в первом и во втором случаях педагогический коллектив может самостоятельно разобраться и помочь учащимся найти примирение. Третий же случай является очень сложным и работа педагогов будет связана с созданием дискуссионных кружков, на которых участники конфликта могу высказаться». Важная роль в подобных ситуациях отведена педагогу-психологу, в силах которого координирование сглаживания конфликтной ситуации.
Кроме того, существует ряд факторов, которые также могут служить причинами возникновения межэтнических конфликтов. К ним относятся: социально-политически-экономические события в стране, изменения в национальном составе, обострение межнациональных взаимоотношений, наличие негативных этнических стереотипов. Всё перечисленное помещает ребенка в центр поля социально-психологического напряжения. Именно по этой причине вопрос воспитания культуры межнациональных отношений выдвинут в число наиболее острых воспитательных проблем.
Список используемых источников
Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе – М.: ВЛАДОС, 2003.
Брилл О. М. Язык и этнический конфликт — М.: Гендальф, 2010.
Иванова, О. А. Конфликты в школьной образовательной среде – СПб.: Институт образования взрослых РАО , 2003.
Индриушка, И. В. Межэтнические конфликты в современной школе: // Студенческий научный форум – 2017. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038981. (Дата обращения: 20.03.2019).
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.