Особенности конфликтов в инклюзивном образовании - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности конфликтов в инклюзивном образовании

Карпенко Е.Н. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие инклюзиив образованииможет быть рассмотрено как в широком, так и в узком смысле слова.

Инклюзия (в узком смысле) – включение в единое образовательное пространство детей с ограниченными физическими или психическими возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзия (в широком смысле) – включение в единое образовательное пространство учащихся разных национальностей, конфессий, культур, языков, инофонов и т.д. (в том числе детей с ОВЗ).

Цель данной статьи – обратиться лишь к одному из аспектов инклюзии, а именно – рассмотреть особенности конфликтов в образовании, в которых участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого мы осветим способы разрешения подобных конфликтов и их профилактики, предложенные педагогом-психологом.

В современном обществе широко распространяется инклюзивное образование, которое позволяет детям с ОВЗ лучше социализироваться и адаптироваться к обществу, чтобы в будущем активно взаимодействовать с окружающими людьми «на равных». Кроме того, у всех детей формируется определенный набор человеческих ценностей. Безусловно, ни домашнее образование, ни образование в специальных классах не могут дать таких результатов. Но вместе с тем инклюзия таит в себе много сложностей и воспринимается обществом неоднозначно. Почему так происходит? Главная причина состоит в том, что инклюзивное образование стало развиваться в России не так давно. О нем заговорили лишь в 90-е годы XX века. Для осуществления этой программы требуются специальные условия, необходимые для детей с ОВЗ (приспособления, технологии, методы, способы, учебные программы и другие средства). Несомненно, инклюзивное образование в России находится еще на ранних этапах развития. С этим связаны многие проблемы. Например:

1) нехватка педагогов, готовых работать в инклюзивных классах;

2) интолерантность по отношению к детям с ОВЗ со стороны сверстников, нежелание взаимодействовать;

3) слабая адаптация некоторых детей с особыми образовательными потребностями;

4) психологические барьеры, возникающие при общении;

5) увеличение числа сложных межличностных конфликтов;

6) неумение некоторых педагогов предотвращать подобные конфликты, переводить деструктивные конфликты в конструктивные;

Этот список можно продолжать достаточно долго. Но, несмотря на эти сложности, существуют школы, в которых инклюзивные классы уже есть и активно развиваются. В них работают специальные педагоги и психологи. Основная проблема при работе в таких классах – это необходимость учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности каждого учащегося (познавательные, коммуникативные, а также специфику его дизонтогенеза).

Дети с ОВЗ очень разные, и к каждому ребенку нужен отдельный подход, особенно при решении конфликтов. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, а в инклюзивном классе они практически неизбежны и могут иметь серьезные последствия как для одного ребенка, так и для всего класса. Важно то, что дети с особенностями развития как правило не могут самостоятельно решать конфликты со сверстниками, не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. Конфликтное поведение детей с ОВЗ усугубляется еще и тем, что они имеют особые образовательные потребности. Поэтому педагогу обязательно нужно помогать детям решить конфликт, не допускать его обострения.

Конфликты также могут возникнуть между учеником и учителем, которые в большинстве случаев связаны с учебной деятельностью. Педагог должен знать особенности ребенка, чтобы не допускать этого. О подобных конфликтах и о некоторых других мы тоже поговорим в данной статье.

Некоторые особенности детей с ОВЗ, которые очень важны в педагогической деятельности (не всегда у одного ребенка есть весь набор этих особенностей):

1) негативное влияние на личность ребенка травмирующей ситуации (чувство беспомощности, изолированности);

2) зачастую неумение адекватно действовать в конфликтной ситуации;

3) заниженная или завышенная самооценка;

4) низкая познавательная активность;

5) повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность или заторможенность;

6) набор индивидуальных эмоциональных качеств личности;

Со многими из этих особенностей будут связаны конфликтные ситуации. Итак, рассмотрим возможные конфликты в инклюзивном образовании.

Среди подобных конфликтов в школе можно выделить следующие типы:

1. Ученик с ОВЗ – Здоровый ученик (и).

Это самые распространенные конфликты. Они могут возникнуть как между отдельными учениками, так и между учеником с ОВЗ и классом. Дети в школьном возрасте бывают интолерантны по отношению к тем, кто от них отличается. Особенно это касается подросткового возраста. В таком случае ребёнок с ОВЗ будет ощущать постоянное давление со стороны сверстников, закроется в себе. С другой стороны, дети с ОВЗ сами могут начать конфликт, проявлять недоброжелательность по отношению к сверстникам, отказываться налаживать контакт.

Стоит отметить особый тип конфликта – межгрупповой. Ребенок с ОВЗ может стать причиной размолвки между двумя классами. Например:

Дети в классе благодаря стараниям учителя очень сдружились, ребенок с ОВЗ чувствует себя очень комфортно в коллективе. Но нападки могут появиться со стороны другого класса. Тогда коллектив под влиянием «Мы-чувства» встаёт на защиту своего одноклассника.

2. Ученик с ОВЗ – Учитель.

Такие конфликты связаны в первую очередь с учебной деятельностью. Дети с ОВЗ часто не проявляют активности в учебе. Учителя не всегда учитывают их индивидуальные особенности, не умеют с ними взаимодействовать, из-за этого ребенок может отказаться выполнять задания, неадекватно вести себя на занятиях.

3. Ученик с ОВЗ – Родители других детей.

Иногда родители по разным причинам скептически или отрицательно относятся к появлению детей с ОВЗ в классе, где учится их ребенок. Поэтому могут возникать конфликты между родителями и ребенком с ОВЗ, которые в большинстве случает перетекают в следующий тип конфликта – между родителями.

4. Родитель ребенка с ОВЗ – Другие родители.

Взрослые нередко включаются в конфликты между своими детьми, но не всегда могут их решить. Часто подобные вмешательства приводят к конфликтам между двумя или нескольким родителями, которые еще более усугубляют ситуацию.

5. Родитель ребенка с ОВЗ – Учитель.

Иногда родители отказываются участвовать или не могут помочь в разрешении конфликтов между своим ребенком и учениками или учителем. Напротив, учитель иногда избегает решения конфликта, чем вызывает недовольство у родителя особенного ребенка. Так возникает конфликт между учителем и родителем. Этот тип конфликта встречается реже всех остальных, но является самым сложным, поскольку в нем задействованы все стороны.

Особенности решения конфликтов в инклюзивном классе.

Основная особенность этих конфликтов в том, что каждый из них сложен и требует особого подхода в разрешении и предотвращении. Следовательно, педагог должен быть еще и хорошим психологом. Стратегию поведения учителя в подобных конфликтах описала педагог-психолог «Центра психологического и социального сопровождения» г. Тулы Зверева Анастасия Сергеевна. Она рассказала также о том, как предотвратить конфликты в инклюзивном образовании.

1. Самое важное правило, о котором должен помнить каждый педагог, работающий в этом классе, – не нужно делать акцент на особенностях этого ребенка. Учитель не должен думать так: «Этот ребенок такой, ему все можно» или «Он не понимает» и т.д.

2. Необходимо знать специфику ребенка, уметь с ним взаимодействовать. Поэтому многим педагогам рекомендуются специальные курсы повышения квалификации по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

3. Важно следить за эмоциональным климатом класса как на уроках, так и на переменах. Это нужно для того, чтобы не пропустить зарождение конфликта и вовремя начать его разрешение.

Предотвращение конфликтов с участием детей с ОВЗ:

1. Мероприятия по предотвращению конфликтов необходимо проводить заранее, когда ребенок с ОВЗ еще не пришел в коллектив. Сначала нужно провести работу с родителями, объяснить им особенности этого ребенка. Они должны понять и принять этот факт, научить детей толерантному отношению. После этого можно подходить к проведению бесед с классом (как групповых, так и индивидуальных). Необходимо добиться того, чтобы дети легко приняли ребенка с ОВЗ в свой коллектив, помогли ему «влиться». Для начала детям следует сообщить теоретические сведения об особенностях их будущего одноклассника. Далее стараться как можно чаще проводить игры о нашей непохожести, об умении дружить. Важно периодически проводить беседы о толерантности.

2. После того как ребенок с ОВЗ пришел в класс, необходимо способствовать его адаптации в коллективе. Нужно включать его в общую деятельность. Не рекомендуется исключать ребенка даже из бытовых дел (уборка по классу). Кроме того, следует проводить постоянные занятия на сплоченность, на развитие навыков общения. Нужно добиться того, чтобы дети принимали ребенка с ОВЗ как равного себе и научились с ним взаимодействовать.

3. Необходимо также проводить психологические беседы с самим ребенком, общаться с его родителями.

4. Многие психологи рекомендуют прибегать к тьюторскому сопровождению.

Тьютор – это новая специальность в нашем образовании. Этот специалист обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе и вузе, а также в системах дополнительного и непрерывного образования. Такие специалисты помогут детям с ОВЗ быстро адаптироваться в учебной деятельности без ущерба их здоровью.

Таким образом, конфликты с участием детей с ОВЗ в инклюзивном образовании очень разнообразны и сложны, но их можно и нужно решать. Кроме того, необходимо проводить мероприятия по их предотвращению, и созданию благоприятного эмоционального климата в классе для всех детей .

Просмотров работы: 1370