Школьное насилие - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Школьное насилие

Иванова А.С. 1
1ТГПУ им Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Насилие в учебных заведениях является той проблемой, которая привлекает внимание общественности во многих странах. Стоит открыть информационные ресурсы Интернета, газеты или журналы, и можно с лёгкостью наткнуться на заголовки «Ученика избили пять подростков», «Две школьницы заставили раздеться свою одноклассницу и сняли на телефон», «Ученики довели учителя до инфаркта». Всё это реальные истории! По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей). Что же приводит к детской жестокости в школе и как предотвратить это? Актуальные вопросы на сегодняшний день.

В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14–24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования. Наиболее часто школьное насилие имеет вид психо – эмоционального или физического насилия. Чаще всего в учебных заведениях встречается психологическое насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает личность и снижает её самооценку. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети имеющие:

1)Физические недостатки – носящие очки, слуховой аппарат;

2)Особенности поведения – замкнутые дети или очень активные;

3)Особенности внешности –дети, имеющие рост или вес, не соответствующий общепринятым стандартам, оттопыренные уши, кривые зубы и т.д.

4)Болезни - эпилепсия, тики, заикание, нарушение речи и т.д.

5)Низкий интеллект и трудности в обучении.

6)Одарённые дети.

7)Дети других национальностей, религий.

К сожалению, всё чаще в школе встречается и физическое насилие. Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. Сюда относятся – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники.

Насилие в школе может исходить как от учеников, так и от учителя. В вопросе предотвращения проявления агрессии со стороны детей важно понять, какие факторы способствуют такому поведению.

Например, дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Неполная семьи тоже может быть фактором, провоцирующим агрессию в поведении школьника. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции (властные и доминирующие родители) характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семья, которая отличается конфликтными семейными отношениями-это первая предпосылка к формированию нездоровой психики ребёнка. Если подросток видит, что родители постоянно ругаются, кричат, дерутся, то здесь срабатывает «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Помимо семьи ученика, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Конфликты между учениками существовали всегда, но насилие со стороны учителя к ученику-нет. В наше время это, к сожалению, не единичный случай. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого. Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

Интересно, что анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие учителя считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

Однако всегда ли виноват один учитель? Для этого можно рассмотреть реальную ситуацию, произошедшую в одной из московских школ. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

Ситуация двоякая. С одной стороны, учитель не имеет право и не должен применять силу для решения конфликтов. Напротив, педагог должен не допускать насилие даже со стороны учеников к сверстнику, следить за дисциплиной. Об этом говориться в Конвенции о правах ребенка и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». С другой стороны, ребёнок не должен оскорблять учителя и издеваться над ним, тем более безнаказанно. Получается, учитель не имеет право кричать, поднимать руку, ругать, а ребёнок может делать всё и максимальным наказанием ему будет: замечание в дневник или двойка. Несправедливо, не так ли? Единственный выход из данной ситуации опять же нужно искать в семье ученика. Именно родители должны объяснить ребёнку, что учителя нужно уважать и слушать. А в современном мире, часто, родители так же враждебно настроены против педагога. Отсюда и неуважительное, агрессивное поведение ребёнка.

Всё же стоит помнить, что ребёнок-это ещё не сформировавшаяся личность, и взрослый всегда должен быть мудрее него, тем более педагог, имеющий специальное образование. В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Именно поэтому ребёнка стоит оградить от агрессии и насилия, иначе это может привести к сильным нарушениям психики ребёнка и формирования личности.

Справедливости ради следует отметить, что эта проблема не появилась внезапно. Так, первые работы, посвященные этой проблеме, появляются еще в начале ХХ века. Сегодня же она исследуется во всех уголках нашей планеты. Психологи, педагоги, писатели, ученые во всем мире уделяют особое внимание проблеме насилия в школе.

В конце ХХ века появляется специальный термин, который более точно отражает ситуацию насилия в образовательной среде — буллинг (школьная травля). Буллинг — это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в данной ситуации.

Проблема буллинга разрабатывается уже давно учеными из разных сфер знаний, в частности такими авторами, как: Агога С. М., Касаткин В. Н., Симонятова Т. П., Манелис Н. Г., Медведовская Т. А., Митькин А. С., Страхов М. Ю., Тубельский А. Н., Тарасов Т. А., Ачитаева И. Б., Вишневская В. И., Кон И. С., Кутузова Д. А., Стрельбицкая A. A., Файнштейн Е. И. и др.

Согласно результатам исследований ученых, буллинг является сложной проблемой, которая приводит жертву в состояние, при котором человек теряет равновесие и не может защититься от отрицательных воздействий. Буллинг может принимать различные формы: оскорбление, вымогательство, порча имущества, физическое насилие, распространение слухов, угрозы и другое. А с развитием технологий появляются новые формы буллинга, например, кибербуллинг — травля с помощью электронных сообщений. Все эти деяния приводят к унижению жертвы и доставляют удовольствие обидчику. Цикл насилия не прекращается, а только усиливается, что еще раз доказывает необходимость вмешательства извне.

Конечно, должен быть какой-то механизм, который предупреждает появление буллинга. Одним из таких, на мой взгляд, может быть – наличие социального педагога в школе или введение такой дисциплины, как «конфликтология», например. В задачи социального педагога входит: работа с трудными подростками и посещение их семей, разрешение конфликтных ситуаций в школе и проведение мероприятий, направленных на предупреждение школьного насилия. Конфликтология же как предмет преподаётся практически во всех школах на Западе и считается важнейшей дисциплиной, помогающей социализироваться ученику в обществе. В России, к сожалению, конфликтология в школе не существует, а социальные педагоги работают только в 50% образовательных учреждений.

Проблема школьного насилия не решится увольнением учителя или исключением ученика, чтобы ее решить необходим комплекс мероприятий. Нужно разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры; вводить новые законы, защищающие как учеников, так и учителей от насилия. Родители должны объяснять детям, как нужно относиться к преподавателю. Учитель же должен налаживать дисциплину и доброжелательность между учениками в школе. Только совместными усилиями всех членов этой социальной ситуации возможно решить данную проблему.

Подводя итоги всему вышесказанному можно сделать вывод, что проблема насилия (буллинга) в школе становится все более актуальной и распространенной. С каждым днём случаи агрессии в школе становятся всё более шокирующими, а последствия не заставляют себя ждать: испорченная психика, неполноценная личность – это потеря здорового и нравственного поколения. Необходимо срочно принимать меры профилактики и предотвращения насилия над детьми в школе.

Просмотров работы: 135