Музыкальное оформление культурно-досуговых программ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Музыкальное оформление культурно-досуговых программ

Сагдеева Р.М. 1
1БПОУ "Чувашское республиканское училище культуры (техникум)" Минкультуры Чувашии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговой про­граммы. Режиссеру-постановщику необходимо в совершенстве овла­деть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципа­ми музыкального оформления культурно-досуговых программ, знать теорию, историю, практику и методику процесса их создания.

В сложном процессе подготовки и проведения культурно-досуговых программ специалисты учреждений культуры имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, при­водя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной про­граммы, в конечном счете зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.

Одним из важных элементов культурно-досуговой программы яв­ляется музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид ис­кусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой пере­дать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безгра­ничен. От образов интимных и нежных до преисполненных общечело­веческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ли­кующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно-досуговой програм­ме, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам культурно-досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства.

Следует отметить, что музыкальное оформление культурно-досуговой программы представляет определенную трудность. Это свя­зано прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых программ почти не разработаны в культуроведческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебного пособия или практи­ческого руководства, в котором содержались бы элементарные сведе­ния о закономерностях использования музыки в различных формах культурно-досуговой деятельности.

Музыкальноеоформление - это включение в досуговуюпрограмму музыки всех жанров и форм: вокальной, инструмен­тальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фоно­грамм.

Каждая культурно-досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соот­ветствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в культурно-досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкаль­ный финал, музыка по ходу действия.

Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фраг­мент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов досугового мероприя­тия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.

По своему функциональному значению музыкальный пролог может выполнять роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления - собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональ­ному восприятию содержания основного раздела.

Особенностью музыкального пролога-экспозиции является то, что он представляет собой лаконичный и емкий рассказ о событиях, кото­рые будут раскрываться в основной части мероприятия с помощью про­изведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно-выразительного воздействия (слово, хорео­графия, кино, пантомима и т.д.). Пролог имеет четкое структурное и сю­жетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, за­ключительную часть, которая нередко служит переходом к первому эпи­зоду мероприятия.

Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музы­кально-пластическим плакатом, музыкально-сценической композицией, музыкальным видео,- кинопрологом. Наиболее распространенной фор­мой музыкального пролога является увертюра. В ней используются му­зыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные. Например, на тематической программе "Дорогами войны, дорогами побед" увертю­рой служила песня А. Новикова "Дороги", на вечере "Слово о хлебе" -инструментальная композиция на тему песни Б. Мокроусова "Зацветает степь садами".

Интересным и выразительным музыкальным прологом может быть музыкально-пластический плакат, представляющий собой синтез музы­ки, пантомимы и хореографии. Особенность такого пролога заключается в том, что содержание его воплощается в танцах и пластических дви­жениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую на­правленность и сюжетное построение. Идея его, как правило, выра­жается в названии. Например, основной идеей музыкально-пластического плаката "Руки рабочих" в концертной программе само­деятельности, поставленного режиссером М. Злотниковым и балетмейстером П. Городницким для выступления на рабочем фестивале в Гер-мании, был показ трудового подвига народа России.

Своеобразным музыкальным прологом является музыкально-поэтическая композиция, представляющая собой органическое единство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержа­ния, драматургической завершенностью. Так, на фестивале "Рок за мир" в качестве музыкального пролога были использованы поэтические про­изведения Б. Брехта, Г. Лорки, П. Неруды и фрагменты песен Г. Эйслера и С. Ортеги.

Характер музыкального пролога определяется спецификой и харак­тером программы. В КВН - это музыкальный выход и приветствие ко­манд, в концертных выступлениях рок-групп - вступительная песня -представление коллектива.

На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях музы­кальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш-парады духовых оркестров, кавалькады ма­шин и другой техники, традиционные ритуалы и парады самодеятель­ных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках.

Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут полу­чить продолжение и развитие по ходу программы. Так, в программе "Слово о хлебе" тема песни "Зацветает степь садами" в прологе звуча­ла торжественно, в эпизоде "Поле-судьба" - тревожно, "Солдатское по­ле" - скорбно, "Поле Гагарина" - величаво и т.д.

Каждая культурно-досуговая программа состоит из нескольких вза­имосвязанных эпизодов. В практической работе учреждений культуры нередко сценаристы и постановщики используют музыкальные эпизоды.

Музыкальный эпизод - относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Специфика музыкального эпизода заключается в том, что он обладает внутренней логикой по­строения и должен быть обязательно закончен. В этом его сходство с музыкальным прологом-экспозицией: те же основные элементы, завер­шенное композиционное построение. Только в отличие от экспозиции, в которой происходит изложение основных тем или одной темы, в эпизо­де тщательно разрабатывается одна из них или отдельный аспект глав­ной темы.

Музыкальный эпизод представляет собой синтез готовых музы­кальных произведений, принадлежащих одному или разным композито­рам, в котором концентрируются сущность, содержание жизненного события, обладающего драматургической законченностью, то есть здесь есть завязка, кульминация и развязка. Создание музыкального эпизода -задача сложная, решение которой требует умения искусно монтировать музыкальные фрагменты, определенной музыкальной эрудиции. Не­удачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм мероприятия. И наоборот, удачно вмонтированная пьеса, песня может быть внутренним стержнем эпизода.

Широко используются в культурно-досуговых программах вставные музыкальные номера. Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения. Это может быть песня, романс, инструментальная пьеса, хореографическая композиция, фрагмент из музыкального фильма, оперетты и т.д. Как правило, вставной номер бывает не связан с сюжетом. В некоторых формах культурно-досуговых программ они являются основой: концер­та, клубного "огонька" и т.д.

В культурно-досуговых программах включение музыкальных номе­ров в сценарий имеет свою специфику. Они должны быть не только тесно связаны с темой, идеей, но и органично вмонтированы в сюжет программы. От постановщика программы требуется владение своеоб­разной музыкальной драматургией, которая заложена в самом музы­кальном произведении. В нем есть вступление, развитие, кульминация и кода. И задача режиссера - сделать из песни своеобразный музыкаль­ный рассказ о жизни человека, его судьбе, чувствах и мыслях.

Музыкальный антракт - представляет собой миниатюрную увер­тюру к действию, которое будет развертываться в последующем фраг­менте программы. Однако функциональное назначение музыкального антракта несколько иное, чем у увертюры. Его сценическая особенность не только в том, что он является своеобразным введением, но и заклю­чением предыдущего эпизода, то есть выступает в качестве связующего звена между двумя эпизодами. И в этом отношении музыка - очень гиб­кий материал. Она, как никакой другой вид искусства, легко поддается трансформации. Режиссер одной и той же мелодией может придать ха­рактер торжественности, нежности, скорби и радости, тревоги и возвы­шенной приподнятости. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы, организовывать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образах во время перестановок, пауз, перестроений, смены декораций.

Музыкальные финалы - значительная часть культурно-досуговой программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но ор­ганически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала остав­ляет ощущение незавершенности всей программы. Он несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возник­ли у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идею программы.

Распространенной формой музыкального финала является вы­ступление сводных оркестров, хоров, хореографических коллективов и т.д. с приемами активизации зрительного зала: коллективное пение, скандирование, шествие. Нередко музыкальные финалы перерастают в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действие де­сятки тысяч людей.

А теперь следует рассмотреть функции музыки в культурно-досуговой программе. Музыка в зависимости от условий ее применения в досуговой программе может нести самые разнообразные функции. Одной из важнейших функций музыки является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персона­жей, места и времени действия.

Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склон­ности, темперамент, национальную и социальную принадлежность пер­сонажей. Знание музыкального материала, возможностей музыки помо­жет организаторам полнее реализовать эту функцию музыкального ис­кусства, точно создать социальный портрет персонажа, поскольку, как правило, в досуговой программе они носят обобщенный характер: сол­дат, матрос, крестьянин, рабочий, бизнесмен или сатирические образы: обыватель, пьяница, бюрократ и т.д. Соответственно их характеристи­кам подбираются произведения.

Песня, инструментальная пьеса, короткая музыкальная фраза мо­гут достаточно полно создать музыкальный образ персонажа или от­дельных групп людей. Это имеет особенно важное значение для пред­ставлений на стадионах, улицах, площадях, в парках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно. Текст без микро­фона донести до людей сложно, поскольку часто исполнителей и зрите­лей разделяет довольно большое расстояние. Здесь на помощь прихо­дит музыка.

Музыка играет значительную роль в характеристике места и вре­мени действия. Она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа. Музыка, в особенности песня, обладая чувством времени, вбирает в себя психологию и настрое­ние тех лет, когда она создавалась. Не случайно песни считают музы­кальным документом эпохи. Знание этих возможностей музыки - точно передавать дух времени - "может помочь постановщикам культурно-досуговых программ более эффективно использовать ее для достиже­ния достоверности, передачи настроений, мыслей и чувств людей -участников исторических событий.

Одна из функций музыки - создание атмосферы действия. Благо­даря своим качествам - эмоциональности, глубине, яркости, вырази­тельности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого вос­приятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, меро­приятия, с другой, - помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Яр­ким примером музыкального решения темы вечера "Никто не забыт, ни­что не забыто" служит использование музыки Шумана "Грезы" во время минуты молчания и возложения венков к памятнику павшим воинам.

Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, слу­жить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример - тема добра и зла в произведениях классиков и со­временных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом - обострить проти­воречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматур­гическим фактором. Это положение можно рассмотреть на примере те­матической программы "Покой нам только снится". Для музыкального решения эпизода, рассказывающего о благородном подвиге работников культуры, организовавших во время войны новогоднюю елку для детей в Колонном Зале Дома Союзов, были использованы тема вражеского нашествия из Седьмой симфонии Д. Шостаковича и детская песенка "В лесу родилась елочка". Они и стали носителем конфликта.

Посредством монтажа и динамического звучания обе темы вторг­лись друг в друга, создавая драматургическую заостренность, и в про­цессе развития эпизода тема песни постепенно вытесняла тему на­шествия и торжественно звучала в конце эпизода. Так музыка стала са­мостоятельным драматургическим элементом программы.

Важная роль музыки проявляется в ее конструктивно- композици­онной функции. Она способна придавать культурно-досуговой програм­ме композиционную стройность и завершенность. Так, музыкальный пролог, своеобразная экспозиция , музыкальные антракты, органически связывающие отдельные эпизоды программы, и музыкальные финалы, призванные завершить восприятие, поставить точку, помогают органи­заторам создать определенную композицию. Особенно ярко это прояв­ляется при использовании лейтмотивов.

Лейтмотив представляет собой музыкальный материал, который трансформируется в зависимости от характера эпизода, но несет четкий музыкальный образ через всю программу. Лейтмотивы способствуют установлению более глубокой внутренней связи между отдельными эпизодами.

Еще одной функцией является организация темпо-ритма программы. Музыкальное искусство - искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс. Поэтому темп музыки позволяет динаминизировать действие -ускорить его развитие или затормозить.

Музыка может ритмически организовать действие, придать опреде­ленную эмоциональную окраску не только персонажам, но и движению предметов - автомашин, кораблей и т.д., что особенно важно для мас­совых культурно-досуговых программ.

Одним из важнейших методических требований музыкального оформления является органическое соединение действия с музыкой. Оставаясь самостоятельным видом искусства, музыка выступает как один из элементов художественно-образного раскрытия темы культур­но-досуговой программы. Другое важное условие: музыка должна спо­собствовать развитию действия, создавать темпо-ритм программы, подводить к кульминации, завершать его. Важным моментом в органи­зации и проведении программы является умелое сочетание фонограм­мы с живым звучанием.

Просмотров работы: 1911