Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговой программы. Режиссеру-постановщику необходимо в совершенстве овладеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления культурно-досуговых программ, знать теорию, историю, практику и методику процесса их создания.
В сложном процессе подготовки и проведения культурно-досуговых программ специалисты учреждений культуры имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.
Одним из важных элементов культурно-досуговой программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно-досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам культурно-досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства.
Следует отметить, что музыкальное оформление культурно-досуговой программы представляет определенную трудность. Это связано прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых программ почти не разработаны в культуроведческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебного пособия или практического руководства, в котором содержались бы элементарные сведения о закономерностях использования музыки в различных формах культурно-досуговой деятельности.
Музыкальноеоформление - это включение в досуговуюпрограмму музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.
Каждая культурно-досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в культурно-досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.
Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов досугового мероприятия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.
По своему функциональному значению музыкальный пролог может выполнять роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления - собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.
Особенностью музыкального пролога-экспозиции является то, что он представляет собой лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в основной части мероприятия с помощью произведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно-выразительного воздействия (слово, хореография, кино, пантомима и т.д.). Пролог имеет четкое структурное и сюжетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, заключительную часть, которая нередко служит переходом к первому эпизоду мероприятия.
Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музыкально-пластическим плакатом, музыкально-сценической композицией, музыкальным видео,- кинопрологом. Наиболее распространенной формой музыкального пролога является увертюра. В ней используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные. Например, на тематической программе "Дорогами войны, дорогами побед" увертюрой служила песня А. Новикова "Дороги", на вечере "Слово о хлебе" -инструментальная композиция на тему песни Б. Мокроусова "Зацветает степь садами".
Интересным и выразительным музыкальным прологом может быть музыкально-пластический плакат, представляющий собой синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность такого пролога заключается в том, что содержание его воплощается в танцах и пластических движениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую направленность и сюжетное построение. Идея его, как правило, выражается в названии. Например, основной идеей музыкально-пластического плаката "Руки рабочих" в концертной программе самодеятельности, поставленного режиссером М. Злотниковым и балетмейстером П. Городницким для выступления на рабочем фестивале в Гер-мании, был показ трудового подвига народа России.
Своеобразным музыкальным прологом является музыкально-поэтическая композиция, представляющая собой органическое единство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержания, драматургической завершенностью. Так, на фестивале "Рок за мир" в качестве музыкального пролога были использованы поэтические произведения Б. Брехта, Г. Лорки, П. Неруды и фрагменты песен Г. Эйслера и С. Ортеги.
Характер музыкального пролога определяется спецификой и характером программы. В КВН - это музыкальный выход и приветствие команд, в концертных выступлениях рок-групп - вступительная песня -представление коллектива.
На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях музыкальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш-парады духовых оркестров, кавалькады машин и другой техники, традиционные ритуалы и парады самодеятельных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках.
Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут получить продолжение и развитие по ходу программы. Так, в программе "Слово о хлебе" тема песни "Зацветает степь садами" в прологе звучала торжественно, в эпизоде "Поле-судьба" - тревожно, "Солдатское поле" - скорбно, "Поле Гагарина" - величаво и т.д.
Каждая культурно-досуговая программа состоит из нескольких взаимосвязанных эпизодов. В практической работе учреждений культуры нередко сценаристы и постановщики используют музыкальные эпизоды.
Музыкальный эпизод - относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Специфика музыкального эпизода заключается в том, что он обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен. В этом его сходство с музыкальным прологом-экспозицией: те же основные элементы, завершенное композиционное построение. Только в отличие от экспозиции, в которой происходит изложение основных тем или одной темы, в эпизоде тщательно разрабатывается одна из них или отдельный аспект главной темы.
Музыкальный эпизод представляет собой синтез готовых музыкальных произведений, принадлежащих одному или разным композиторам, в котором концентрируются сущность, содержание жизненного события, обладающего драматургической законченностью, то есть здесь есть завязка, кульминация и развязка. Создание музыкального эпизода -задача сложная, решение которой требует умения искусно монтировать музыкальные фрагменты, определенной музыкальной эрудиции. Неудачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм мероприятия. И наоборот, удачно вмонтированная пьеса, песня может быть внутренним стержнем эпизода.
Широко используются в культурно-досуговых программах вставные музыкальные номера. Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения. Это может быть песня, романс, инструментальная пьеса, хореографическая композиция, фрагмент из музыкального фильма, оперетты и т.д. Как правило, вставной номер бывает не связан с сюжетом. В некоторых формах культурно-досуговых программ они являются основой: концерта, клубного "огонька" и т.д.
В культурно-досуговых программах включение музыкальных номеров в сценарий имеет свою специфику. Они должны быть не только тесно связаны с темой, идеей, но и органично вмонтированы в сюжет программы. От постановщика программы требуется владение своеобразной музыкальной драматургией, которая заложена в самом музыкальном произведении. В нем есть вступление, развитие, кульминация и кода. И задача режиссера - сделать из песни своеобразный музыкальный рассказ о жизни человека, его судьбе, чувствах и мыслях.
Музыкальный антракт - представляет собой миниатюрную увертюру к действию, которое будет развертываться в последующем фрагменте программы. Однако функциональное назначение музыкального антракта несколько иное, чем у увертюры. Его сценическая особенность не только в том, что он является своеобразным введением, но и заключением предыдущего эпизода, то есть выступает в качестве связующего звена между двумя эпизодами. И в этом отношении музыка - очень гибкий материал. Она, как никакой другой вид искусства, легко поддается трансформации. Режиссер одной и той же мелодией может придать характер торжественности, нежности, скорби и радости, тревоги и возвышенной приподнятости. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы, организовывать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образах во время перестановок, пауз, перестроений, смены декораций.
Музыкальные финалы - значительная часть культурно-досуговой программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но органически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала оставляет ощущение незавершенности всей программы. Он несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возникли у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идею программы.
Распространенной формой музыкального финала является выступление сводных оркестров, хоров, хореографических коллективов и т.д. с приемами активизации зрительного зала: коллективное пение, скандирование, шествие. Нередко музыкальные финалы перерастают в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действие десятки тысяч людей.
А теперь следует рассмотреть функции музыки в культурно-досуговой программе. Музыка в зависимости от условий ее применения в досуговой программе может нести самые разнообразные функции. Одной из важнейших функций музыки является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.
Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную принадлежность персонажей. Знание музыкального материала, возможностей музыки поможет организаторам полнее реализовать эту функцию музыкального искусства, точно создать социальный портрет персонажа, поскольку, как правило, в досуговой программе они носят обобщенный характер: солдат, матрос, крестьянин, рабочий, бизнесмен или сатирические образы: обыватель, пьяница, бюрократ и т.д. Соответственно их характеристикам подбираются произведения.
Песня, инструментальная пьеса, короткая музыкальная фраза могут достаточно полно создать музыкальный образ персонажа или отдельных групп людей. Это имеет особенно важное значение для представлений на стадионах, улицах, площадях, в парках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно. Текст без микрофона донести до людей сложно, поскольку часто исполнителей и зрителей разделяет довольно большое расстояние. Здесь на помощь приходит музыка.
Музыка играет значительную роль в характеристике места и времени действия. Она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа. Музыка, в особенности песня, обладая чувством времени, вбирает в себя психологию и настроение тех лет, когда она создавалась. Не случайно песни считают музыкальным документом эпохи. Знание этих возможностей музыки - точно передавать дух времени - "может помочь постановщикам культурно-досуговых программ более эффективно использовать ее для достижения достоверности, передачи настроений, мыслей и чувств людей -участников исторических событий.
Одна из функций музыки - создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам - эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, - помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Ярким примером музыкального решения темы вечера "Никто не забыт, ничто не забыто" служит использование музыки Шумана "Грезы" во время минуты молчания и возложения венков к памятнику павшим воинам.
Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример - тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом - обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором. Это положение можно рассмотреть на примере тематической программы "Покой нам только снится". Для музыкального решения эпизода, рассказывающего о благородном подвиге работников культуры, организовавших во время войны новогоднюю елку для детей в Колонном Зале Дома Союзов, были использованы тема вражеского нашествия из Седьмой симфонии Д. Шостаковича и детская песенка "В лесу родилась елочка". Они и стали носителем конфликта.
Посредством монтажа и динамического звучания обе темы вторглись друг в друга, создавая драматургическую заостренность, и в процессе развития эпизода тема песни постепенно вытесняла тему нашествия и торжественно звучала в конце эпизода. Так музыка стала самостоятельным драматургическим элементом программы.
Важная роль музыки проявляется в ее конструктивно- композиционной функции. Она способна придавать культурно-досуговой программе композиционную стройность и завершенность. Так, музыкальный пролог, своеобразная экспозиция , музыкальные антракты, органически связывающие отдельные эпизоды программы, и музыкальные финалы, призванные завершить восприятие, поставить точку, помогают организаторам создать определенную композицию. Особенно ярко это проявляется при использовании лейтмотивов.
Лейтмотив представляет собой музыкальный материал, который трансформируется в зависимости от характера эпизода, но несет четкий музыкальный образ через всю программу. Лейтмотивы способствуют установлению более глубокой внутренней связи между отдельными эпизодами.
Еще одной функцией является организация темпо-ритма программы. Музыкальное искусство - искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс. Поэтому темп музыки позволяет динаминизировать действие -ускорить его развитие или затормозить.
Музыка может ритмически организовать действие, придать определенную эмоциональную окраску не только персонажам, но и движению предметов - автомашин, кораблей и т.д., что особенно важно для массовых культурно-досуговых программ.
Одним из важнейших методических требований музыкального оформления является органическое соединение действия с музыкой. Оставаясь самостоятельным видом искусства, музыка выступает как один из элементов художественно-образного раскрытия темы культурно-досуговой программы. Другое важное условие: музыка должна способствовать развитию действия, создавать темпо-ритм программы, подводить к кульминации, завершать его. Важным моментом в организации и проведении программы является умелое сочетание фонограммы с живым звучанием.