На сегодняшний день вопрос гендерного равенства является камнем преткновения во многих спорах в странах вне зависимости от региональной привязки. Проблема феминизма вызывает острый общественный резонанс, а методы, используемые при достижении тех или иных задач феминистского движения, выносятся на широкое обсуждение. Актуальность данной проблемы заключается в ее низкой степени изученности в отечественной науке, а также в наличии противоречивых чувств общественности относительно данного движения в целом. Целью данной статьи является общая характеристика развития современного феминизма в Канаде.
В отличие от американского и европейского феминизма, о каких-либо громких акциях, проходящих в Канаде, мы слышим не часто. В противовес своим соседям, Соединенным Штатам, Канада не тратила столь много времени и усилий на дерзкие лозунги и протестные акции. Причина, главным образом, заключается в том, что в Канаде с большинством проблем, остро актуальных на западе, уже, можно сказать, справились. Канадские женщины, в отличие от американских, страдающих от относительно скудной политики декретного отпуска, имеют длительный отпуск, различные бонусы и прибавки к доходу, соизмеримыми с 55 % текущей зарплаты родителя. Также для молодых канадских мам процесс кормления грудью в общественных местах не только является повсеместным явлением, но еще и подчеркивается как норма, а также защищен Канадской хартией прав и свобод и Кодексом прав человека каждой провинции. В Америке же данное действие чаще всего воспринимается негативно, а нагота женской груди и вовсе вызывает более чем широкий резонанс.
Еще один аспект различия касается профессиональной среды. Так называемые «потолки» карьерного роста женщины в Канаде были разбиты более двадцати лет назад, в то время как в США вопрос терпимости по отношению к женщине как к главе государства поднимается снова и снова. После отставки Брайана Малруни в 1993 году Ким Кэмпбелл занимала в течение шести месяцев должность премьер-министра Канады, и при этом отметилась в истории Канады как довольно значимая фигура.
Также необходимо добавить, что канадские суфражистки воспринимаются местным населением как национальные героини. Феминистки «первой волны» по праву считали внушительными борцами с тем положением дел, которое царило в Канаде в начале двадцатого века в законодательной сфере. Такие женщины, как Нелли Маккланг, Эмили Мерфи, Генриетта Мьюр Эдвардс, Луиза Маккинни и Айрин Парлби сформировали «Знаменитую пятерку», способствовавшую тому, чтобы женщины получили право голоса на должном уровне, и прославились тем, что обращались в Верховный суд Канады до тех пор, пока канадские женщины не были официально признаны «личностями» («лицами») [8].
Сам же исторический процесс, связанный с борьбой за установление равных прав в Канаде, представлял собой явление постепенное и, как и современный западный феминизм, был условно разделен на четыре «волны», каждая из которых описывает различные периоды активности данного движения, а также степени его интенсивности и возникавшими как результат социальными изменениями.
«Первая волна» возникла в конце 19-го – начале 20-го века. Деятельность лиц, числившихся в рядах ее приверженцев, была сосредоточена на увеличении женской роли в общественной жизни, достижение избирательного права, увеличенние права собственности, доступа к образованию и признание женщин «личностями» в соответствии с канадским законодательством.
«Вторая волна» датируется временами депрессии и Второй мировой войны. В отличие от «первой волны», цели активисток «второй» не были столь четкими и ясными, но, тем не менее, участие женщин в качестве рабочих наравне с мужчинами во время войны привело к новому осознанию девушками себя в вопросах их места в общественной жизни. Следствием этого переосмысления стали новые кампании и возникновение организаций, нацеленных на борьбу за равные права. В то время как «первая волна» акцентировала внимание вокруг проблем доступа к образованию, «вторая волна» канадского феминизма была сосредоточена на роли женщин в рабочей среде, на необходимости равной оплаты за равный труд, стремлении бороться с насилием в отношении женщин и озабоченности по поводу репродуктивных прав женщин.
«Третья волна» канадского феминизма, как принято считать, берет свое начало в 1990-х годах. Она была тесно связана с понятиями антирасизма, антиколониализма и антикапитализма. Феминизм «третьей волны» переплетался с децентрализованной и массовой организацией, в отличие от национальных феминистских организаций, преобладающих во «второй волне». И, наконец, за ней последовала «четвертая волна», сопряженная с современной ситуацией по вопросам феминизма в Канаде [7].
Использование такой периодизации, как разделение на «волны», было подвергнуто в Канаде критике из-за того, что она не включала феминистскую активность, например, женщин-аборигенов или жительниц Квебека, которые организовывали соответствующую деятельность в рамках своих общин. Однако на сегодняшний день именно это условное разделение столь длительного процесса является наиболее удобным и часто используемым [7.
На протяжении многих лет канадские женщины участвовали в многочисленных общественных движениях как самостоятельно, так и в союзе с мужчинами. Феминизм, или вера в то, что женщины исторически находились в невыгодном положении, которое следует изменить, вдохновлял их в былые времена и вдохновляет по сей день на участие и активные действия, которые в своей совокупности могут гарантировать достижение желаемых результатов. Канадские феминистки опираются на различные политические традиции: либерально настроенные верят в постепенные, поэтапные изменения в рамках существующей политической системы; настроенные же радикально – подчеркивают необходимость свержения собственно такой формы социальной организации, как патриархат [13]. Однако на сегодняшний день Канада по праву считается страной, где феминистки добились действительно ощутимых результатов в процессе борьбы за свои права, а также страной, позиционирующей себя как место, где женщины чувствуют себя комфортно, спокойно и уверенно [11].
Обращаясь к истокам истории Канады, можно заметить, что женщины всегда считались неумолимыми борцами за то, что они имеют сегодня. Канадские суфражистки считаются национальными героинями, и также необходимо отдать должное тому факту, что в относительно молодой стране канадки не находились под бременем многолетнего неприкрытого угнетения, а начали заявлять о своих позициях с довольно ранних времен[8].
Итак, что же из себя представляет именно современный канадский феминизм на фоне того, что данная страна может смело называться местом, где это движение полностью оправдывает тезис о собственной успешности?
Канадский феминизм «четвертой волны» – это волна феминизма, которая берет свое начало приблизительно в 2012 году и характеризуется стремлением к расширению прав и возможностей женщин благодаря глобальной сети Интернет, в частности, через социальные сети. Феминистки «четвертой волны» выступают за более широкое представительство женщин в политике и бизнесе, а также утверждают, что канадское общество будет более справедливым, если политическая практика начнет брать во внимание все категории населения, а не только реализовываться с мужской стороны [7].
Феминистки более ранних «волн» боролись за индивидуализм женщин и их социальную мобильность. «Четвертая волна» дополняет процесс борьбы призывом к справедливым разбирательствам в делах, касающихся сексуальных нападений и преследований, а также равной оплаты за равный труд – физический и интеллектуальный. Феминистки «четвертой волны» часто используют для реализации своих целей такие методы, как публикации в печатных изданиях, сообщения в телевизионных новостях и социальных сетях, выступают против лиц, злоупотребляющих властью. В дополнение к основной идее защиты женщин, они также выдвигают тезис о том, что у мальчиков и мужчин должны быть более широкие возможности для свободного выражения эмоций и чувств, представления себя как личности в том амплуа, в каком они чувствовали бы себя наиболее комфортно, борются против концепта токсичной маскулинности [13].
Комплекс идейных основ «четвертой волны» включает в себя внимание к проблемам, которые касаются противодействия сексуальным домогательствам (включая уличное домогательство) и насилию в отношении женщин, дискриминации и домогательствам на рабочем месте, сексуализации женского тела вкупе с концептом осуждения физических несовершенств, сексистским изображениям в СМИ, женоненавистничеству в Интернете, а также борьбы с культурой изнасилования [2].
«Четвертая волна» канадского феминизма опирается на широкое распространение печатных изданий, на страницах которых озвучивается актуальная проблематика. К произведениям и проектам, связанным с новой «волной», можно отнести:
- «Men Explain Things to Me» Ребекки Сольнит (2014 год), которая представляет собой сборник из семи очерков и, по словам ее издателя, «стала пробным камнем феминистского движения»;
- «Sex Object: A Memoir» – мемуары (2016 год), написанные Джессикой Валенти, в рамках которых поднимаются темы сексизма, гендерного равенства, сексуальности человека;
- а также «Everyday Sexism» (2016 год) Лоры Бейтс, которая 16 апреля 2012 года создала проект «Повседневный сексизм» в качестве онлайн-форума, где женщины могли бы публиковать информацию о своих ежедневных домогательствах, и другие [10].
Большинство подобных произведений, в первую очередь, направлены на то, чтобы развенчать стереотипы о женственности, которые активно пропагандируются в массовой литературе.
Помимо продвижения феминистской идеологии благодаря средствам массовой информации и массмедиа, канадский феминизм «четвертой волны» отличается от предыдущих «волн» тем, что его поддерживают влиятельные политические лидеры, и очень многие существенные вопросы решаются не только путем дебатов – общественных или политических, – но и закрепляют решения по определенным аспектам на законодательном уровне.
Гендерному вопросу уделяется большое внимание по сей день, и в том числе нынешний премьер-министр Канады, еще будучи кандидатом, совершал различные заявления по данной тематике, обозначал круг своих будущих действий, затрагивающих злободневную проблему, и сдержал свои обещания, оказавшись на посту.
Джастин Трюдо, помимо прочего называющий себя феминистом, в своем политическом курсе уделяет большое внимание вопросам гендерного равенства [2]. Премьер-министр делает объявления, акцентирующие внимание на том, что, например, Оттава, согласно прогнозам его курса, должна потратить в течение ближайших лет порядка $650 млн на программы защиты сексуального и репродуктивного здоровья женщин, которые пропагандируют контрацепцию, половое просвещение и легализацию абортов [3].
В рамках «четвертой волны» феминистского движения канадские власти активно отстаивают право женщин на искусственное прерывание беременности. Во время выступления в мэрии города Гамильтон, Джастин Трюдо заявил: «Женщины боролись в течение многих поколений за право самим контролировать свое тело, чтобы иметь возможность выбора, что им с ним делать. Защита прав и свобод – это мой внутренний стержень, это ядро того, чем является Канада». Помимо этого, премьер-министр добавил, что различные действия, которые ставят своей задачей запретить аборты в Канаде, «не соответствуют линии либерального правительства, и, честно говоря, всего нашего общества» [5].
Также, при формировании кабинета министров в 2015 году Джастин Трюдо руководствовался принципами гендерного равенства, благодаря чему половину его команды составляют женщины [4]. А в 2018 году по его инициативе был создан Специальный гендерный совет [6].
Канадский премьер-министр ставит свою «прогрессивную повестку» во главу угла актуальных саммитов. Так, в июне 2018 года, Джастин Трюдо заявил, что равенство полов является главным приоритетом на саммите G7. «Время меняется, – подчеркнул политик, – и сексуальное домогательство, например, в бизнесе и в правительстве, это системная проблема, и это неприемлемо» [12].
Заключительное коммюнике к саммиту G7 в Канаде включало в себя обязательства по устранению барьеров для женщин в социальной, экономической и политической сферах и резолюции о прекращении сексуального и гендерного насилия. Согласно данным Гэллапа, даже среди экономически влиятельных групп стран G7 наблюдается почти постоянный разрыв в 20% между мужчинами и женщинами в отношении того, чувствуют ли они себя в безопасности, гуляя в одиночестве ночью. На основании статистики, приведенной на сайте института, в Канаде подобного рода безопасность ощущают 90 % мужчин и лишь 69 % женщин соответственно. При этом Канада является единственной страной G7, которая входит в число стран с самым высоким индексом правопорядка по данным Гэллапа, который является ежегодным показателем того, насколько люди чувствуют себя в безопасности [11].
Помимо разносторонней работы премьер-министра Канады в области актуальных проблем, в рамках «четвертой волны» феминистского движения вносятся правки и в такие важные для страны документы, как англоязычная версия гимна Канады. В 2018 году верхняя палата канадского парламента одобрила законопроект о внесении изменений в национальный гимн «О, Канада», о чем сообщалось на официальной странице Сената в социальной сети Twitter. Такимобразом, встроке «O Canada! Our home and native land! True patriot love in all thy sons command» было предложено заменить словосочетание «all thy sons» на «all of us», и теперь в тексте гимна звучит фраза: «Все мы любим тебя», а не одни лишь «сыновья» [9].
Говоря о неоспоримой актуальности проблемы, было бы уместно обратиться к позиции канадского премьер-министра, который подчеркивает, что проблемы женщин – это проблемы всего общества в целом. В рамках мероприятия, посвященного двухлетию программы «HeForShe», основанной движением Женской солидарности ООН за равноправие полов, Джастин Трюдо воодушевил многих присутствующих, посветив свою речь идее того, что обществу нужны успешные женщины и девушки, ведь именно таким образом оно становится сильнее и жизнеспособнее [1].
Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что канадский феминизм представляет собой явление своеобразное и по праву считающееся успешным с точки зрения достижения активистками и активистами поставленных целей. Это отличает Канаду от ее соседей на западе и в Соединенных Штатах, где проблема гендерного равенства воспринимается различным кругом лиц более остро и резонансно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Джастин Трюдо: «Если наши дети вырастут в мире равенства – это будет лучший мир» [Электронный ресурс] // WoMo: неофиц. сайт. – 2019. – Режим доступа: https://womo.ua/dzhastin-tryudo-esli-nashi-deti-vyirastut-v-mire-ravenstva-eto-budet-luchshiy-mir/. – 11.03.2019.
2 Джастин Трюдо переборщил с лингвофеминизмом: теперь над ним издевается пресса [Электронный ресурс] // Рамблер: неофиц. сайт. – 1996. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/39085995-dzhastin-tryudo-pereborschil-s-lingvofeminizmom-teper-nad-nim-izdevaetsya-pressa/?updated. – 11.03.2019.
3 Саммит G7 открывается в Канаде на фоне растущих разногласий с США [Электронный ресурс] // ТАСС: неофиц. сайт. – 1999. – Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5273971. – 11.03.2019.
4 Трюдо в Давосе произнес речь в защиту прав женщин и социального равенства, построив ее на полемике с Трампом [Электронный ресурс] // Рамблер: неофиц. сайт. – 1996. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/38971349-tryudo-v-davose-proiznes-rech-v-zaschitu-prav-zhenschin-i-sotsialnogo-ravenstva-postroiv-ee-na-polemike-s-trampom/?updated. – 11.03.2019.
5 Трюдо заявил, что власти Канады будут отстаивать право женщин на аборт [Электронный ресурс] // Рамблер: неофиц. сайт. – 1996. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/38857142-tryudo-zayavil-chto-vlasti-kanady-budut-otstaivat-pravo-zhenschin-na-abort/?updated. – 11.03.2019.
6 Трюдо: лидеры G7 будут уделять больше времени вопросам гендерного равенства [Электронный ресурс] // ТАСС: неофиц. сайт. – 1999. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5279945. – 11.03.2019.
7 Феминизм в Канаде. Волны канадского феминизма. Движения в трех волнах. Результаты каждой волны. Критические анализы представления «волн» о канадской феминистской истории. [Электронный ресурс] // Knowledgr.com: неофиц. сайт. – 2019. – Режим доступа:
http://ru.knowledgr.com/05631255/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%92%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5. – 11.03.2019.
8 9 Reasons Why Canada Is An Awesomely Feminist Place To Live [Электронныйресурс] // Bustle: неофиц. сайт. – 2018. – Режимдоступа: https://www.bustle.com/articles/74578-9-reasons-why-canada-is-an-awesomely-feminist-place-to-live-because-weve-been-walking-the. – 11.03.2019.
9 Bill #C210 has been adopted in the Senate at third reading [Электронныйресурс] // Twitter: офиц. сайт. – 2006. – Режимдоступа: https://twitter.com/SenateCA/status/958832884806246400/photo/1. – 11.03.2019.
10 Feminism in Canada by Cynthia Wright [Электронныйресурс] // Solidarity-us: неофиц. сайт. – 2013. – Режим доступа: https://solidarity-us.org/atc/122/p235/. – 11.03.2019.
11 G7 Women Need Safety to Make Gender Inequality History [Электронныйресурс] // Gallup: офиц. сайт. – 2019. – Режимдоступа:
https://news.gallup.com/opinion/gallup/235475/women-need-safety-gender-inequality-history.aspx?g_source=link_NEWSV9&g_medium=&g_campaign=item_&g_content=G7%2520Women%2520Need%2520Safety%2520to%2520Make%2520Gender%2520Inequality%2520History. – 11.03.2019.
12 Will the G7 Lead by Example on Gender Equality? [Электронный ресурс] // Gallup: офиц. сайт. – 2019. – Режим доступа:
https://news.gallup.com/opinion/gallup/235397/lead-example-gender-equality.aspx?g_source=link_NEWSV9&g_medium=&g_campaign=item_&g_content=Will%2520the%2520G7%2520Lead%2520by%2520Example%2520on%2520Gender%2520Equality%3f. – 11.03.2019.
13 Women's Movements in Canada by Veronica Strong-Boag [Электронныйресурс] // The Canadian Encyclopedia: неофиц. сайт. – 2019. – Режимдоступа: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/womens-movement. – 11.03.2019.