Себестоимость продукции – наиважнейший показатель экономической эффективности производства продукции, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. Поэтому проведение анализа себестоимости продукции является актуальным исследованием для всех организаций [1, с.119]. Этот анализ позволяет выявить резервы снижения затрат предприятия, определить влияние факторов на их прирост. На этой основе появляется возможность дать оценку работы организации, определить возможности повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов и выявить резервы снижения себестоимости продукции. Благодаря проведению анализа себестоимости, можно обеспечить своевременное, полное и достоверное измерение, контроль за использованием ресурсов в процессе производства и реализации продукции, тем самым достичь повышения эффективности деятельности компании и ее конкурентоспособности.
Снижение себестоимости продукции является важнейшим условием развития экономики организации. Таким образом целью анализа затрат на изготовление и реализацию продукции является поиск резервов для снижения данных затрат.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
1) объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения, по сравнению с прошлыми отчетными периодами, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
2) изучение факторов, которые повлияли на показатели и вызвали отклонение от их плановых значений;
3) обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией с целью своевременного управления формированием себестоимости продукции;
4) содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
5) прослеживание динамики уровня себестоимости [2, с. 123];
6) выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Характер рассмотренных выше задач говорит о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности организации.
Для того, чтобы анализ себестоимости продукции предоставил полный, наиболее достоверный результат, необходимо использовать методику, которая подойдет для конкретной организации.
Основная методика анализа себестоимости продукции включает в себя 5 этапов: анализ затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции; анализ прямых и косвенных затрат; анализ себестоимости отдельных видов изделий; анализ затрат на 1 руб. выпуска продукции; анализ переменных и постоянных затрат; выявление резервов снижения себестоимости продукции.
В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции играет большую роль для организации, поскольку является одним из решающих источников повышения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала [3, с.31]. Отсюда вытекает значимость роли, принадлежащей бухгалтерскому учёту и калькулированию себестоимости в процессе управления себестоимостью предприятия.
Непрерывный технический прогресс является решающим условием снижения себестоимости. Внедрение новейшей техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов дают возможность значительно снизить себестоимость продукции [20, с.328].
Список литературы.
1. Альховская Я.А. Сравнительная оценка методик анализа себестоимости продукции [Текст] / Я.А.Альховская // В книге: Интеграция Республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации. – 2017. – С. 119-121.
2. Скворцова А.С. Роль анализа себестоимости продукции в управлении предприятием [Текст] / А.С.Скворцова // В сборнике: Бухгалтерский учет, анализ и аудит: современное состояние и перспективы развития. – 2017. – С. 121-125.
3. Лычева А.Ю. Снижение себестоимости продукции как направление роста прибыли предприятия [Текст] / А.Ю.Лычева // В сборнике: Экономика. Общество. Человек. – 2016. – С. 31-34.