Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности подростков, художественная деятельность как средство их социализации. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности подростков, художественная деятельность как средство их социализации.

Лунин С.И. 1
1ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестно, что на протяжении многих веков существования человеческой цивилизации от поколения к поколению передаётся общественно-исторический опыт, усвоение которого происходит путём включения людей во взаимодействие друг с другом, с обществом, что определяется понятием «социализация».

Социализация является непрерывным процессом, который длится на протяжении всей жизни человека. В процессе социализации происходит овладение человеком культурой общества, её духовными ценностями, накопление определённых знаний, норм, эталонов поведения и т.п.

Социализация протекает во взаимодействии людей с огромным количеством разнообразных факторов, влияющих на формирование и развитие их личности. А.В.Мудрик определил основные факторы социализации:

мегафакторы – влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы – влияют на социализацию людей, живущих в определенных странах;

Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности, в которой живут (регион, город, село, поселок) и типу населения; по принадлежности к аудиториям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

Микрофакторы - к ним относятся факторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семью, группу сверстников, различные воспитательные, общественные, государственные, религиозные, частные организации [8, с.6-7]

Большое значение имеют микрофакторы социализации, которые позволяют понять специфику проявления общих законов развития личности человека. Так, А.В.Петровский описывает следующие стадии социального развития личности на дотрудовом этапе жизни человека:

1. Детство – адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;

2. Отрочество – индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»;

3. Юность – интерация, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости в потребности группового и собственного пазвития.

Более подробно рассмотрим вторую стадию социального развития личности – отрочество (подростковый период). В этот период значительно расширяется объём деятельности подростка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростков, на фоне их духовного становления. Такие особенности, как стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни, характерны подростковому возрасту. Стремление к самоутверждению выражено в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять своё место в обществе и прежде всего в среде сверстников. Это возраст пытливого ума, стремления к познанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность понять своё предназначение, место среди сверстников побуждает подростков оценить свои способности и возможности. В самооценке подростков важную роль играют друзья, сверстники, их мнения, которые проявляются в отношении к

событиям, явлениям, фактам. Одной из ведущих потребностей подростков является стремление реализовать творческие способности. Именно в этот период имеют значение занятия художественной (музыкальной, изобразительной, хореографической, театрализованной и т.д.) деятельностью, развивающей эстетическое мироощущение, способность к художественному мышлению. Одной из самых естественных и доступных форм творческого самовыражения является пение.

Известно, что пение – это наиболее подходящая для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков к тому же являющаяся популярным видом деятельности. Вокальное искусство обладает рядом достоинств:

человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет своё и физическое и психическое здоровье. Пение оказывает положительное влияние;

вокальная музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов;

пение способствует воспитанию творческой личности, активного потребителя духовных ценностей, способного к обоснованному эстетическому суждению.

В современном мире особо актуален поиск форм и методов, способствующих духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Процесс духовно-нравственного воспитания подростков подразумевает совместную деятельность (преподавателя и учащегося, родителей и ребёнка и т.п.). Работа, направленная на раскрытие и формирование у подростков общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, уважение к традициям, пробудить желание гордиться страной, желание активно участвовать в решении культурных, социальных и других проблем, воспитать эмоционально-действенное отношение, желание помочь. Научить различать добро и зло, пробудить эмоциональный отклик на доступные их пониманию явления социальной жизни, стремление сопереживать радость и печаль других людей.

Подростков необходимо приобщать к настоящему, высокому искусству без скидок на возраст, только тогда будет возможно сформировать хороший художественный вкус. Независимо от того, ставит перед собой руководитель или преподаватель воспитательные цели или нет, осознанно или неосознанно, но он воспитывает учащихся каждой минутой своего общения с ними. Прекрасна цель – обучить техническим навыкам и создать высокохудожественный коллектив. Ещё выше другая цель – в меру своих возможностей воспитывать в детях всё лучшее, чего нам иногда не хватает в окружающих нас взрослых людях: доброту, способность к состраданию, чуткость, гибкость в общении с другими людьми, ум, кругозор, тонкость души, бескорыстие, высокий художественный вкус, твёрдость убеждений и многое другое.

Самый лучший способ духовно-нравственного и патриотического воспитания подростков – это репертуар. Сложно перечислить все нравственные и эстетические чувства, развитию которых способствует творческая работа над вокальными произведениями. Это и чувство восторга перед красотой природы, музыки, искусства… Это и патриотические чувства, постижение понятий добра и зла, мужества, долга.

Воспитательное воздействие на человека исполняемые вокальные произведения окажут в случае подбора репертуара по самым высоким художественным критериям. Творческая работа над песней ведёт к глубокому переживанию и осознанию содержания. Благодаря такому труду подростки смогут расширить знания, посмотрят тематические фильмы, прочитают и услышат рассказы о победах, подвигах, о примерах становления личности. В духовно – нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, на конкретных фактах из жизни старших членов семьи или знакомых.

Стремление к самореализации способствует формированию у подростков ценных личностных качеств таких как творческая активность, ответственность, исполнительность, дисциплинированность, добросовестность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, чувство коллективизма. Все эти качества особенно ярко проявляются в периоды концертных выступлений. Успех или неудача выступления эмоционально

переживается, вызывая осознанное желание совершенствоваться, активизировать свои силы. Важной составляющей является участие в концертных мероприятиях, важнейших

Федеральных программах в том числе: социальных (Благотворительные концерты, День защиты детей, поддержка спорта, акции в поддержку многодетных семей, Дни пожилых людей и инвалидов, борьба с наркотиками и т.д.).

Так же социализации личности способствуют совместные концертные и конкурсные поездки. Здесь решаются такие задачи как воспитание дружного коллектива, воспитание культуры общения. Необходимо создать такой микроклимат взаимоотношений между детьми, подростками и взрослыми, который станет моделью достойного человеческого поведения. Главное, чему необходимо учить в повседневной жизни – это культура общения. Культура поведения на занятиях, в концертных залах, на улице, в поездках, внешний вид, забота о младших и т.д. Владение тоном своего голоса есть одно из главных проявлений культуры общения. Умение контролировать тон своего голоса непременно приводит и к умению контролировать своё поведение. Внешний вид также является отражением внутренней культуры человека, создаёт о нём первое впечатление, вызывает желание или нежелание общаться с ним. Поскольку вся трудовая и общественная деятельность человека протекает в коллективе, в обществе, умение жить в согласии с интересами данного коллектива и всего общества – это и есть необходимое условие полноценного проявления личности. Концертные и конкурсные поездки играют важную роль в социализации. В поездках необходимо стараться использовать все возможные экскурсии, всё, что служит познавательным целям, расширению кругозора.

Привлечение подростков к подобным мероприятиям объединяет, воспитывает чувство сострадания, взаимопомощи и поддержки, утверждает в сознании и в чувствах уважение к культуре, традициям и истории России, способствует социализации. Участие подростов в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности. Самореализуясь в художественной деятельности подростки проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, утверждения в них чувства социальной значимости. Все это обеспечивает решение важнейшей задачи – адаптации подростков посредством самореализации в художественной деятельности к макросоциальной среде.

Итак, художественная деятельность способствует духовно-нравственному воспитанию и развитию личности подростков, расширяет их социальный опыт. Формирует активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.И., Попов А.В.

Социология. Москва, 2003. – с.67-70

Иванов А.П. Искусство пения. Изд. 2-е, Москва 2008.

Каган М.С. Теоретические роблемы философии. Избранные труды

Часть 1. Москва.Юрайт. 2018. С 56-70

Кравченко А.И. Социология. Москва. Юрайт, 2014. С. 6 – 12

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.Ростов-на-Дону, 2002

Морозов Л.Н. Школа классического вокала. СПб., 2008

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007

Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. СПб., 2008.

Ховард Э. и Остин Х. Техника пения. Вокал для всех. Москва 2007.

Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. 2-е. СПб., 2002

Просмотров работы: 5