Понятие активов предприятия, их сущность и классификация - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Понятие активов предприятия, их сущность и классификация

Чагарный А.С. 1
1Курский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любое предприятия в ведении своей деятельности в первую очередь должно опираться на свои активы. Из чего следует, что у каждого хозяйствующего субъекта должно быть в распоряжении реальное и функционирующее имущество, представленное в виде внеоборотных и оборотных активов.

Активами предприятия является все имущество, которым оно обладает и отражает в своем балансе. Активы – это экономические ресурсы в форме имущественных ценностей, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

При этом своеобразной отправной точкой является формирование активов, ведь именно в этом случае в экономический процесс вовлекается капитал и происходит запуск деятельности предприятия [1, с.5].

Отличительными особенностями активов, которые помогают их идентифицировать, являются следующие:

полностью контролируются предприятием (предприятие самостоятельно распоряжается имеющимися у него активами);

находятся в процессе постоянного оборота (одни виды активов в процессе оборота видоизменяются и переходят в другие их виды);

формируются для конкретных целей деятельности и используются в процессе ее осуществления,;

связаны с фактором ликвидности (обеспечивает возможность быстрой реструктуризации активов при наступлении неблагоприятных условий);

использование связано с факторами риска (риск является одной из важнейших характеристик всех форм использования активов);

генерируют доход (данная способность обеспечивается лишь в условиях эффективного использования активов).

Термин «актив» широко используется при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с приказом Минфина от 02.07.2010 №66н, в бухгалтерском балансе информация сгруппирована в два блока: актив и пассив. В свою очередь актив включает два раздела: внеоборотные и оборотные активы.

Первый раздел содержит активы разнородные по своей природе, но объединенные длительным характером использования (свыше одного года). К внеоборотным активам относят: нематериальные активы; результаты исследований и разработок; нематериальные поисковые активы; материальные поисковые активы; основные средства; доходные вложения в материальные ценности; финансовые вложения; отложенные налоговые активы; прочие внеоборотные активы.

Второй раздел содержит активы, которые служат или погашаются в течение периода, не превышающего двенадцать месяцев. В оборотных активах выделяют: запасы; НДС по приобретенным ценностям; дебиторскую задолженность; финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов); денежные средства и денежные эквиваленты; прочие оборотные активы.

Учитывая многообразие активов на предприятии, их классифицируют по ряду критериев. Выделим основные из них: по степени ликвидности, в зависимости от срока обращения, по материальности активов, по источнику формирования, в зависимости от характера владения.

При группировке активов по степени ликвидности оценивается скорость их превращения в денежные средства. Выделяют следующие группы активов организации:

Наиболее ликвидные активы (А1) – включает денежные средства, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно, а также краткосрочные финансовые вложения.

Быстрореализуемые активы (А2) – включает активы, которым для обращения в наличные средства необходимо определенное время

Медленно реализуемые активы (А3) – включает наименее ликвидные активы, то есть запасы, дебиторскую задолженность и НДС по приобретенным ценностям

Труднореализуемые активы (А4) – включает активы, предназначенные для длительного использования в хозяйственной деятельности предприятия (внеоборотные активы).

Группировка активов в зависимости от срока обращения предполагает их разделение на две группы: краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные).

В зависимости от материальности активы подразделяют на материальные, нематериальные и финансовые.

Материальные активы часто называют физическими (реальными), так как они имеют материально-вещественную форму. К такому виду активов можно отнести основные средства, материалы, товары и т.д.

К нематериальным активам, то есть не имеющим вещественной формы, относят деловую репутацию, товарные знаки, программы для ЭВМ и т. п.

Финансовые активы включают дебиторскую задолженность, денежные активы, финансовые вложения.

В зависимости от источников формирования активы подразделяют на суммарные (валовые) и чистые. К валовым активам относят совокупность всех активов организации (баланс), а к чистым лишь ту часть активов, которая сформирована за счет собственных источников предприятия.

Наконец, в зависимости от характера владения, активы могут быть собственными, арендуемыми и используемыми безвозмездно.

Как мы видим, активы являются сложной, многоаспектной экономической категорией, которая требует всестороннего изучения. Они формируются для конкретных целей деятельности организации, а значит должны соответствовать ее миссии и стратегии экономического развития.

Список литературы:

Кирильчук Н. А., Блажевич О. Г. Определение сущности активов предприятия // Финансы и учетная политика. – 2017. – № 2. – С. 5-10

Сафонова Н. С., Блажевич О. Г.Сущность активов и их кругооборот на предприятии// Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 4 (17). – С. 213-227

Просмотров работы: 576