Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [4, c.12].
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Необходимо придавать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [1, с. 16].
Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык «…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [5, с.50].
Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [2, с.67].
У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Реализация воспитания нравственно-патриотического воспитания в средней группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Примерный тематический план: Родная семья. Родной город. Родная природа. Родная страна. Родная культура. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков [3, с. 102].
Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия воспитатель должен:
- определить тему и цель экскурсии;
- продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;
- выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;
- провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;
- в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;
- согласовать с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;
- после проведения экскурсии необходимо провести занятие по закреплению новой информации. Полезно провести не просто беседу, а дополнить его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.
Исследовательская работа проводилась на базе Баягинского детского сада «Ньургуhун», Таттинского улуса. Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие 15 детей седьмого года жизни.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы:
Знает ли свое имя и фамилию;
Знает ли ФИО родителей, место их работы;
Знает ли название наслега, улиц;
Знает ли достопримечательности поселка и улуса (музеи, памятники, исторические места).
Имеет ли представление о родном поселке.
В практической части мы провели занятия: «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Мой родной поселок», «Достопримечательности Баягинского наслега», «Достопримечательности Таттинского улуса», «Улица в которой живет наша семья», «Мой родной край – Таттинский улус», «Географическая карта Таттинского улуса», Беседа о Матери, которая потеряла пять сыновей в Великой Отечественной войне, Беседа о пяти братьев Малгиных, «Музей усадьба пяти братьев Малгиных». И еще была проведена чтение доклада по темам: «Моя родословная», «Мой родной поселок – Баягинский наслег», «Центр нашего улуса – Ытык-Кюель», «Я горжусь сестрой», «Географическая карта Таттинского улуса», «Музей усадьба пятерых братьев Малгиных», «Символика Таттинского улуса», «Достопримечательности Баягинского наслега».
«Название улиц участниками ВОВ» должны быть сформулированы
у детей уважение к участникам великой отечественной войны. В нашем поселке есть улицы под названием участниками ВОВ: улица
Т.И. Белолюбского, улица Г.М. Андросова и улица братьев Малгиных.
В этом блоке включает знание названий поселка, улицы, где живет ребенок. Дети должны знать и рассказать в какой улице они живут. Я провела заочную экскурсию в форме презентации по улицам поселка.
На территории бывших колхозов «Буденный», «Красная Кутама», «Сана Олох», «Стаханов» установлены памятники труженикам тыла.
По итогам проведенной исследовании можно отметить, что у детей есть представление о родном поселке, достопримечательностям и. т.д.. На заданный вопрос отвечают точно и без затруднений.
На основе анализа делаем вывод:
Есть представление о родном поселке – 15 детей (100%);
Имеется представления о достопримечательностях родного поселка - 8 детей (53%);
Ответили на вопрос без затруднений - 5 детей (33%);
Помогли бы, попавшим в беду – 15 детей (100%)
Список литературы
Вересов, Н.Н. Мы - земляне // Дошкольное воспитание, 1994, № 12
О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2006. - С.66-68.
Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М.: Владос, 2007.- 144 с.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - М., 2013.
Чеушева, А. В. Сущность и содержательная специфика патриотизма / А. В. Чеушева // Адукацыя i выхаванне. - 2004. - №1 - С.47-51.