ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Григорьева Т.А. 1, Абрамова Н.А. 1
1ФГАОУ ВО Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время отмечается рост числа детей с различными речевыми проблемами, особенно часто задержка речевого развития (ЗРР). Одной из причин задержки речевого развития может быть результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.  Сенсорное воспитание активно начинает проходить у детей уже в раннем возрасте, который является сензитивным периодом в жизни ребенка, в этот период он учится говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

Люблинская А.А., Логинова В.И. отмечают необходимость сенсорного воспитания, направленного на формирование у ребенка процессов ощущения, как предпосылку формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Они делают акцент на том, что для развития познавательной деятельности ребенка особое значение имеет оречевления процессов ощущения и восприятия. В свою очередь, успешность речевого, умственного и физического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир [4, с.74].

Запорожец А.В. определяет сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) как формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.  Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [2, 59].

Козлова С.А., Куликова Т.А. рассматривают сенсорное воспитание как целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [3].

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Выготским Л.С., Ананьевым Б. Г., Рубинштейном С. Л., Леонтьевым А. Н., Запорожцем А. В., Венгером Л. А. и др. Развитие сенсорного восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве оно остается очень несовершенным; так как устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Сенсорное восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении ребенком предметной деятельности. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д. [1, с. 259].

Сенсорное развитие у детей с задержкой речевого развития (ЗРР) отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии [5].

Мы провели опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей сенсорного воспитания детей раннего возраста с ЗРР на базе ГБОУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и МДОУ ЦРР №104 «Ладушка», в эксперименте чествовало 20 детей 2-3 лет с ЗРР.

При составлении схемы обследования детей раннего возраста с ЗРР мы руководствовались работами: «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л., (1983), Методика Николаевой Т.В. (2004), тесты Нижегородцевой Н.В и Шадриковой В.Д. (2001).

Приемы и методы обследования указанных авторов были адаптированы с учетом целей исследования и особенностей контингента обследуемых детей с ЗРР. Традиционные методики подверглись модификации в связи с низким уровнем развития речи, а в большинстве случаев - отсутствием речевой коммуникации испытуемых.

Схема обследования состояла из трех блоков:

Первый блок включал в себя сбор анамнестических данных и сведений об особенностях раннего психомоторного развития ребенка, анкетирование родителей, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях.

Второй блок предполагал исследование сенсорного восприятия по методике Николаевой Т.В.

Третий блок предполагал исследование моторной сферы (общей и мелкой моторики) по методике Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д.

Изучение анамнестических данных детей с задержкой речевого развития показало, что у всех 20 испытуемых (100 %) обнаружилось влияние различных неблагоприятных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Для получения дополнительных сведений о речевом развитии детей родителям было предложено заполнить анкету-опросник из трех частей.

Проанализировав ответы родителей по первой части анкеты (количественному показателю), мы разделили детей по количеству произносимых слов на 3 группы: от 1 до 20 слов - 15 детей (75%), от 20 до 40 слов - 4 детей (20 %), от 40 и более - 1 ребенок (5 %) (Рисунок 1).

Рисунок 1

Вторая часть анкеты предполагала качественный анализ произносимых ребенком слов за один день. Анализ описанных родителями слов показал, что в большинстве случаев в лексиконе детей преобладают облегченные варианты слов, обозначающих бытовые просьбы, типа «дя» -дай, «пи» - пить, «дём» - идем.

В активном словаре детей было также отмечено изобилие звукоподражательных возгласов и облегчённых слов, преимущественно относящихся к названиям животных, называнию режимных моментов, приветствий и прощаний, многие глаголы наблюдались в виде звукоподражаний, прилагательные в речи детей практически отсутствовали.

Третья часть анкеты предполагала балльную оценку (от 0 до 5 баллов) речи ребенка родителем, включала в себя следующие параметры: понятность речи для родителя; словарный запас (активный и пассивный); речевая активность; инициативность в общении. Анализ этой части анкеты показал, что понятность речи детей для родителей недостаточная, объем активного и пассивного словаря недостаточен, речевая активность детей находится на низком уровне, речевая инициативность у большинства детей также снижена.

Для получения данных об уровне и особенностях развития сенсорного восприятия провели диагностику по методике Николаевой Т.В. Результаты показали, что 11 детей (55 %) отстают от возрастной нормы, 7 (35%) – соответствуют возрастной норме и 2 (10%) значительно отстают от возрастной нормы (Рисунок 2).

Рисунок 2

Анализ моторной сферы по методике Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д детей с задержкой речевого развития показал, что все дети имеют нарушения общей и мелкой моторики, проявляющиеся в моторной неловкости, дети испытывали затруднения работы с мелкими и по размеру предметами, испытывали трудности при одевании, при беге или повторе движений за взрослым испытывали моторную неловкость, иногда теряли равновесие. 16 детей (80%) имеют низкий уровень в задании с оцениванием ловкости пальцев, 12 детей (60%) не справились с заданиями, оценивающих точность, выносливость и силу движений. Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.

Таким образом мы доказали, что успешность речевого, умственного и физического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А значит детям имеющим задержку речевого развития необходима активная помощь в сенсорном воспитании уже в раннем возрасте.

Список литературы:

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009.

Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 2002.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. //Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Издательский центр Академия. – М., 1998. - С. 115 – 116

Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 149-150.

Просмотров работы: 99