ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Попова Т.В. 1, Иванова М.К. 1
1ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др. Умения общаться, строить, поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности.

Как отметил Л.С. Рубинштейн «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [3, с.262].

По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [3, с.22].

Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [5, с.30]. Особенность данного коллектива заключается в том, что ведущую роль в нём играет взрослый – воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду [5, с.31].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Его важнейшая черта – это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.)

Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если придерживаться таких принципов работы, как принцип свободы выбора, открытости и деятельности; в детском саду организовать 3хэтапную работу: 1 этап – знакомство детей с эмоциями, 2 этап – развитие сопереживания, сочувствия и 3 этап – закрепление. Также необходимо организовать взаимодействие с родителями (создание коллажа, портфолио совместно с родителями лучших фотографий, фотовыставка, совместное фотографирование и т.д.).

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков [1, с.9]. Таким об­ра­зом, ос­новным со­дер­жа­ни­ем фототерапии явля­ет­ся создание и воспри­ятие кли­ен­том фо­тог­ра­фичес­ких об­ра­зов, до­пол­ня­я их обсужде­ни­ем и раз­ны­ми ви­дами твор­ческой де­ятель­нос­ти. Это мо­жет быть сочине­ние историй, применение до­пол­ни­тель­ных изоб­ра­зитель­ных тех­ник и при­емов (рисова­ние, коллажирование, ин­стал­ли­рова­ние го­товых сним­ков в пространство), изготовле­ние из фотогра­фий фи­гур и пос­ле­ду­ющая иг­ра с ними, эле­мен­ты сценичес­ко­го пред­став­ле­ния и работа с костюмами и гри­мом, движение и танец, ху­дожес­твен­ные опи­сания и т. д. По мнению А.И. Копытина «фототерапия это своеобразный способ самовыражения, самопознания, социализации и эмоционально-чувственного воспитания человека» [2, с.4].

В настоящее время фототерапия является одним из прогрессивных методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих – фотографии и психотерапии. Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает снимок у зрителя.  Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию.

Для изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста были выбраны методики «Два дома» Т.Д. Марцинковской, игра «Секрет»
Т.А. Репиной [4, с.201]. Данные методики проводились индивидуально с каждым ребенком.

С помощью методики «Два дома» (Т.Д. Марцинковской) была выявлена структура межличностных отношений в группе, определен социальный статус каждого дошкольника, рассчитаны индекс групповой сплоченности, коэффициент взаимности выборов, уровень благополучия взаимоотношений.

Исходя из полученных данных, была определена структура группы: статус «Популярные» составляют 32,26% (10 чел.) детей, «Предпочитаемые» - 35,48% (11 чел), «Пренебрегаемые» - 9.68% (3 чел.), «Отвергаемые» - 22,58% (7 чел.).

Побеседовав с воспитателем, мы выяснили, что «популярные» дети уже давно посещают детский сад. Хорошо организуют игру, дети часто тянутся
к ним. В процессе наблюдения мы выяснили, что они никогда не играют одни.

Дети, относящийся к категории «отвергаемые» - это дети, только пришедшие в эту группу и часто болеющие дети. Они проходят адаптацию
к новой группе и среде. Остальные дети в процессе наблюдения часто играли
с одними и теми же, но общались со всеми. Характерно то, что девочки часто выбирали для игры девочек, а мальчики – мальчиков. Можно сделать вывод что, уровень благополучия в группе высокий. Так как, в группе преобладают дети первой и второй статусной категории.

Учитывая полученные результаты, мы провели работу по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии для повышения социометрического статуса всей группы.

Цель: формировать положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.

Задачи:

развивать навыки конструктивного общения и совместной творческой деятельности;

создать условия для ознакомления с техническими
и композиционными основами фотографии;

формировать чувства защищенности, свободы, доверия
к окружающему;

создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

При использовании фототерапии как средства формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:

принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять воспитаннику право выбора);

принцип открытости (не только давать знания, но еще и показывать их границы);

принцип деятельности (освоение воспитанниками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности).

Работа по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии включает в себя
3 этапа:

1 этап: знакомство детей дошкольного возраста с разными эмоциями и чувствами через фотографии (боль, восторг, грусть, радость, печаль, наслаждение).

2 этап: научить детей чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать или разделять чувства.

3 этап: проведение фотовыставки (совместные фото детей с родителями) с положительными эмоциональными состояниями для закрепления пройденного материала.

Прогнозируемый результат.

ознакомление с различными эмоциями и чувствами;

управление своими эмоциями;

умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

получение в процессе работы положительных эмоций;

формирование представления о профессии фотографа и искусстве фотографии;

овладение навыками конструктивного общения, формирование умения работать в творческой команде;

развитие умения конструктивного творческого выражения эмоциональных переживаний в фотографии;

создание портфолио совместно с родителями лучших фотографий, организация фотовыставки.

Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы и самовыражения каждого ребенка, также использование новых технологий. Совместно с фототерапией можно использовать другие виды арт-терапии (сказкатерапия, изотерапия, драматерапия и т.д.), изобразительную деятельность, оригами, литературное творчество, разработка коллажа, работа с фотокамерой.

В нашем исследовании мы показали, что фототерапия является эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Искусство фотографии позволяет естественнее выражать свои эмоции и чувства, посредством образов, чем словами. Это позво­ля­ет рас­смат­ри­вать фо­тог­ра­фию как одну из форм ви­зу­аль­но­го искусства, хо­тя, в от­ли­чие от жи­вопи­си, гра­фики или скуль­пту­ры, фотогра­фия не­воз­можна без оп­ре­делен­ных тех­ни­чес­ких средств. Та­ким об­ра­зом, она является «технизиро­ван­ным» ви­дом изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва. С од­ной стороны, это делает ее бо­лее слож­ной для ос­во­ения и в ка­ком-то смыс­ле ограничи­ва­ет спон­танность и твор­ческую сво­боду. С дру­гой сто­роны, это предпо­лага­ет до­пол­ни­тель­ные воз­можнос­ти для твор­ческо­го са­мовы­раже­ния, свя­зан­ные, в час­тнос­ти, с воз­можностью ти­ражи­рова­ния снимков, варьирования их фор­ма­та и цвет­ности, соз­да­ния осо­бых ви­зу­аль­ных эф­фектов, а с раз­ви­ти­ем циф­ро­вой фо­тог­ра­фии – тран­сфор­ма­ции и кор­ректи­ров­ки образов.

Фо­тог­ра­фию так­же мож­но рас­смат­ри­вать как иг­ру. Она дей­стви­тель­но позво­ля­ет «играть» с ре­аль­ностью и ее зри­мыми отоб­ра­жени­ями – вы­бирать
то, что для ху­дож­ни­ка наибо­лее ин­те­рес­но и важ­но, твор­чески ком­би­ниро­вать разные эле­мен­ты ре­аль­нос­ти друг с дру­гом и да­же соз­да­вать иную, фантастическую ре­аль­ность. Фототерапия в психологии еще достаточно новый, но очень интересный метод арт-терапии, приносящий реальную помощь детям и взрослым.

В ходе проведения формирующего эксперимента мы проводили повторную диагностику проблем и выявляли причины, по которому
у «пренебрегаемых» и «отвергаемых» детей происходят нарушения межличностных отношений со сверстниками. В зависимости от выявленных причин организовывали профилактическую работу, направленную на повышение социального статуса детей, на развитие и (или) совершенствование совместной деятельности детей (игра, театрализованная деятельность, художественная деятельность, музыкальная деятельность детей и т.д.), в ходе которой происходит развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста и сплочение коллектива дошкольников.

Анализ трудов известных психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать вывод что, по­ложи­тель­ные ре­зуль­та­ты примене­ния фотог­ра­фии мо­гут быть уси­лены бла­года­ря уме­нию спе­ци­алис­та опре­делять эти пот­ребнос­ти и быс­тро от­кли­кать­ся на них, варь­иро­вать тех­ни­ки и средс­тва ра­боты. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.

Список литературы:

Копытин, А. И., Фототерапия. Использование фототерапии в психологической практике /А.И. Копытин.- М. : Когито-центр, 2006.- 192 с.

Копытин, А. И., Руководство по фототерапии /А.И. Копытин, Дж. Платц; М. : Когито-Центр, 2009.- 288 с.

Куницына, В. Н. Межличностное общение / Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.В.- СПб. : Питер, 2002.- 367 с.

Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева.- М. : Просвещение, 2009.- 368 с.

Усова, А. П. Обучение в детском саду /А. П. Усова.- М. : Просвещение, 1988.- 176 с.

Просмотров работы: 12