Современный образовательный процесс должен обязательно включать проектную работу с обучающимися. Метод проектов формировать личностные учащихся, повышает интерес к предмету, формирует умение работать коллективе. Школьники учатся брать себя инициативу разделять за выбор, вопросов, приобретают умения анализировать и обобщать собственной деятельности.
Раздел школьной анатомии «Человек» позволяет формировать и продолжать развитие личностных познавательных умений школьников с использованием проетгой технологии. Данная технология позволяет создать условия, которых каждый ученик сможет проявить способности, свой творческий потенциал, а также получить знания по изучаемому предмету.
Для участника проектной деятельности определяется ряд основных линий развития:
1. Зона актуального развития (знать, уметь).
2. ближайшего развития (усвоение знаний засчет преподавательской помощи).
Зона (повышение уровня самооценки засчет подготовки проекта).
Технология проектного обучения рассмотрена в работах ученых Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого, Е. С. Полат и на сегодняшний день имеет тенденцию к развитию и расширению аспектов своего изучения и использования в учебном процессе.. Проектная технология используется в практике преподавания любой школьной дисциплины и имеет особенности своего применения в зависимости от содержания обучения, контингента обучающихся, профессионального мастерства педагога, особенностей учебного процесса, целей обучения.
проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний, активного включения в новых способов учебной деятельности [1].
Термин можно определить, как деятельность, промысливание того, что быть [2].
Организуя работу учеников над проектом, следует учитывать, что личная заинтересованность получении результата является важнейшей положительной мотивацией к решению поставленной проблемы. Метод проектов нацелен не только на интеграцию знаний, но на применение, новых путем практической деятельности и самообразования основе реализации проетной технологии лежит новой, полезной, актуальной для обучающегося информации. Проектная деятельность дает возможность педагогу организовать с учащихся, в степени обозначает продвижения каждого от низкого более высокому обучения – результат обучения к творческому.
Для реализации системно-деятельностного подхода и практико-ориентированного обучения на занятиях по анатомии раздела «Человек» мы часто используем технологию мини-проектов. Технология мини-проектов досточно широко используется в учебном процессе, так как позволяет сочетать теоретические знания и практическое их применение учениками. Технология мини-проекта популярна среди учителей-предметников, поскольку позволяет решать поставленные перед учеником проблемы в короткие сроки, направлена на формирование метапредметных умений и позволяет задействовать фактически всех учеников. Приведем примеры мини-проектов, используемых на уроках анатомии, которые выполнянлись учащимися и имели своим результатом (продуктом) выполненные презентации по разделу «История анатомии как науки».Учащимися 8 класса выполнялась работа по следующим темам курса: «Анализ деятельности ученых в области анатомии двадцатого века», «История физиологии и анатомии», «Нобелевские лауреаты в области иммунологии и физиологии», «Роль П.Ф Лесгафта в становлении теории физического воспитания и развития детей», «Методы анатомического исследования», «Связь анатомии и физиологии с естественными науками и медициной» и др. над данными проектами-презентациями велась в малых , где распределялись обязанности между всеми участниками проекта. Данная технология позволила охватить всех учащихся, способствуя развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных умений.
Долгосрочные проекты также используются в педагогической практике преподавания анатомии и позволяют работать как группах, так индивидуально. Цикл реализации проекта по анатомии начинается с определения темы и заканчивается презентацией (защитой). Чаще всего такая работа выполняется внеурочное время. В 2108-2019 учебном году нами реализуется проект «Изменение антропометрических данных подростков, занимающихся легкой атлетикой в течение всего учебного года». Данный проект предусматривает выбор испытуемых, использование междисциплинарных знаний, отбор методик антропометрии и методы функциональных проб, использование самонаблюдений, умение пользоваться методами математической статистики и развивать общеучебные умения. Проект носит практико-ориентированный характер и позволяет учащимся опытным путем убедиться в эффективности занятий физкультурой для физического развития организма на этапе подросткового периода, обобщить теоретические знания курса анатомии по темам «Опорно-двигательная система», «Влияние спорта на физическое развитие», «Эндокринная система», осуществляется интеграция между физической культурой и анатомией.
успешного выполнения проекта необходимо соблюдение определенной последовательности действий в работе над ним.
работы над проектом включает следующие этапы:
I этап подготовительный или «погружение»в проект. На этом этапе важным мотивация деятельности, выбор темы, постановка проблемы, целей, задач. должна быть не только интересной, но и доступной для выполнения обучающимся. Важной частью работы является постановка проблемы проекта.
II этап – организация и планирование деятельности. На этапе деятельность студентов: определяются группы направлениям деятельности, цели задачи группы, определяются каждого участника.
этап – исследование. На этом этапе осуществляется сбор основной информации направленной на решение поставленных задач. Способами получения информации выступают методы: опросы, эксперименты, анкетирование и другие.
Степень самостоятельности школьников зависит того, учитель подготовил их к работе с определенными и используемыми самостоятельной работе. Полученные результаты обрабатываются, анализируются, затем следуют выводы.
этап – презентация исследования, представление отчета о проделанной работе. На этом этапе происходит завершение работы, получение продукта проектной деятельности, анализ проделанной работы, рефлексия оценка стороны слушателей, демонстрация результатов. Представление результатов исследования может быть разнообразным: устный отчет с демонстрацией, письменный отчет в тезисах и докладах, статья для публикации в прессе, слайд-шоу, создание буклета или видеофильма, выполненная презентация [2].
Учебный отличается от коллективного мероприятия другой групповой с представлением результатов, тем, что он предлагает способ решения и практический выход, продукт деятельности.
На презентации важным является следующее: четко и кратко излагать мысли, логически и связно выстраивать свое использовать наглядный материал, четко и грамотно высказывать свои мысли, ориентироваться в материале, умение грамотно представить полученные результаты, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ. На этапе презентации проекта значительно возрастает роль преподавателя, так как именно он обобщает, резюмирует и дает объективную оценку работы ученика. Преподаватель также может для объективности мнения создать оценочную комиссию из других учащихся или коллег, которые выступят в качестве экспертов.
При осуществлении руководства проектной деятельностью обучающихся трудностью для педагога может стать то, нет единого способа, позволяющего создать идеальные условия для подготовки проекта. Консультации учителя требует от него высокого уровня владения фактическим материалом преподаваемой дисциплины, знание методики реализации проектной технологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, владение междисциплинарным подходом. Диапазон выбора тем может находиться в различных областях знаний, проекты могут носить интеграционный, междисциплинарный характер [1].
Таким образом, проектная технология на занятиях по биологии в разделе «Человек» становится одним из факторов, которые способствуют реализации личностных качеств обучающихся. Данный процесс работы позволяет всем участникам деятельности получить больший объем фактического материала, способствует реализации творческого потенциала, повышает интерс к получению практико-ориентированных умений и компетенций. В процессе изучения анатомии в равной степени можно использовать технологию мини-проектов и долгосрочные проекты, сочетать работу в малых группах индивидуальное обучение. Проектные технологии решают дидактические задачи, способствуют развитию метапредметных умений в рамках деятельностного подхода, повышают мотивацию к учебной деятельности и саморазвитию учеников. Способствуют формированию у школьников уверенности в собственных силах, позволяют гордиться достигнутыми результатами собственного интеллектуального труда, учат трудиться в команде и нести ответсвенность за общий результат.
Список использованных источников:
Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М., Кнорус, 2011 г. – 269 с.
Марина, А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Текст] / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. – 2014. – № 5. – С. 16-23.
Темненко, С. В. Потенциал внеурочной деятельности – уроку [Текст] / С. В. Темненко, О. В. Александрова // Образование в современной школе. – 2012. – № 2. – С. 38-45 .