ИГРОВОЙ МЕТОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИГРОВОЙ МЕТОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пирожкова М.А. 1
1УрФУ, Институт ФКСиМП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса у младших школьников. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства и методы, прививая необходимые умения и навыки.

В связи с ранними сроками начала обучения в школе увеличивается общий охват детей школьного возраста, снижение возрастных границ для занятий спортом, которые лучше всего осуществляются посредством подвижных игр. Неоценимое достоинство подвижных игр состоит в том, что они могут использоваться на любых этапах учебно-воспитательного процесса.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III - IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении [3].

Игры помогают избежать однообразия, развивают тактическое мышление, осуществляют подготовку к конкретной деятельности. Поэтому игровой метод должен становиться доминирующим в процессе физического воспитания младших школьников.

Проблемой является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса младших школьников через внедрение игрового метода как доминирующего.

Задачи:

1. Обосновать теоретические и методические основы использования игрового метода в спортивной тренировке детей.

2. Определить значение игрового метода на занятиях физической культурой.

3. Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей игрового метода в физическом воспитании младших школьников.

Всестороннее воспитание личности младших школьников с использованием игрового метода

В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется оздоровлением и развитием физических качеств. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться более существенная цель, состоящая в том, чтобы через оздоровление и развитие физических качеств, сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать уроки физической культуры как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества [13].

Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания с использованием игрового метода.

1) формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;

2) воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества - любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;

3) формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения, честность, добросовестность [3].

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В играх спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания.

С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.

Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания с использованием игрового метода предусматривается:

1) обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной деятельности;

2) развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры - анализ и обобщение проявления в игре, критическая оценка и анализ двигательных действий [6].

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Эстетическое воспитание.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала [6].

Основные задачи эстетического воспитания с использованием игрового метода:

1) воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;

2) формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в игровой деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях[6].

Волевое воспитание. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в игровых условиях, состоят в том, чтобы обеспечить:

1) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям игровой деятельности;

2) разносторонне развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности - целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости; формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.

Этот метод исходит из спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизирующую силу специфических межличностных отношений, ставит тем самым школьника перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях [2].

Особенности игрового метода

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (футболом, баскетболом, волейболом), или подвижными играми. В принципе он может быть применён на материале любых физических упражнений, при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода (фартлек, спортивное ориентирование) [18].

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие особенности:

• Обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определённые физические качества (подбирая соответствующие игры).

• Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей.

• Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у занимающихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств.

• Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям физическими упражнениями и спортом.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Игровой метод обучения, на основе подвижных игр, является очень интересным для преподавания в оздоровительных клубах, так как он носит выраженный эмоциональный характер, что очень важно. Игра позволяет быстро мобилизовать скрытые интеллектуальные и физические ресурсы человека.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества, между игроками одной команды, так и по типу соперничества, между противниками в парных и командных играх, когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности [18].

2.2. Классификация и содержание подвижных игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Выделяются две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр.

Более детальная классификация игр основана на выполнении двигательных действий: [17]

1.Имитационные.

Характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются наиболее непосредственно. В основе имитационных игр всегда лежит своеобразный сюжет, в котором в образной форме отражаются те или иные явления из семейного быта, различных областей труда или каких-либо других видов общественной деятельности человека, а также из жизни природы. Каждый играющий выполняет ту или иную роль, отождествляя себя с действительными персонажами и объектами разыгрываемых событий и явлений (с «зайцами», «охотниками»).

2. Элементарно-спортивные игры.

В элементарно-спортивных играх ставятся различные условные цели (коснуться противника, отбить мяч и т. п.), достижение которых связано с более или менее острым соперничеством между играющими за превосходство в сообразительности, ловкости, быстроте движений и т. д.

Каждая элементарно-спортивная игра имеет относительно постоянное содержание, определенную структуру и организацию играющих. Структура игры, основные действия и их отношения между играющими регламентируются твердыми правилами, которые принимаются добровольно всеми участниками игры и изменяются лишь по их договоренности. Для этих игр обязательно судейство.

3.Спортивные игры.

Спортивные игры — это типичные виды спорта. Такая направленность спортивных игр и определяет необходимость относительно постоянного состава команд, разделения ролей играющих и некоторой специализации их, длительной и непрерывной специальной тренировки, отличной технико-тактической и специальной физической, моральной и волевой подготовленности игроков, относительно постоянных и обязательных для всех (даже в международном масштабе) правил. [17].

Список литературы

Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – Москва : Просвещение, 1990. – 287 с.

Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – Москва : 1974. – 234 с.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Перевод с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – Москва : 1985. – 175 с.

Половников П.В. Организация занятий школьников по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие / П.В. Половников. СПб. : Питер, 1996. – 231 с.

Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания / Г.Д. Харабуга. – Москва : «Физкультура и спорт», 1974. – 320 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта / учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Москва : Издательский центр «Академия», 2000 – 157 с.

Просмотров работы: 470