Качество подготовки специалистов - важнейшая характеристика высшего образования, результат соответствия подготовки студентов с потребностями общества, государства и личности. [1, с. 52].
Процедура оценивания качества связана с измерениями, с помощью которых осуществляется сравнение изучаемого объекта с эталоном (нормой), принятым в виде стандарта качества. Н. Новаков, Ю. Попов в своей работе «Мониторинг образовательного качества» выделяют следующие критерии оценки качества требований к уровню подготовки выпускников вузов [2].
Основная цель балльно-рейтинговой системы - успешное освоение студентами учебной дисциплины и определение уровня качества, включая работу студентов во время самоподготовки к лабораторно-практическим занятиям, а также повышение интереса к освоению профессиональных знаний. Учебная деятельность студента и качество усвоения им знаний по дисциплине оценивается в ходе текущего, рубежного и итогового контроля. Определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины осуществляется через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом.
При проведении аттестационных мероприятий, мы применяем тестовую систему оценки знаний, используя знания современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) 4 типа заданий: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности или задания на установление соответствий [4].
Пример 1. Отметьте номер правильного ответа.
Что такое гидромеханика?
а) наука о движении жидкости;
б) наука о равновесии жидкостей;
в) наука о взаимодействии жидкостей;
г) наука о равновесии и движении жидкостей.
Задание формулируется кратко и четко, так, чтобы его смысл был понятен при первом прочтении.
В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам студент. Иногда вместо термина «задания открытой формы» используют термины: «задания на дополнение» или «задания с конструируемым ответом». Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».
Пример 2. Дополните.
«Давление, приложенное к внешней поверхности жидкости, передается всем точкам этой жидкости по всем направлениям одинаково»
а) это – закон Ньютона;
б) это – закон ………;
в) это – закон Никурадзе;
г) это – закон Жуковского.
К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие».
Пример 3. Установите соответствие
| 1 Вязкость газов при увеличении температуры 2. Вязкость газов при уменьшении температуры | а) увеличивается; б) уменьшается; | 
Пример 4. Установите последовательность
Назначение гидромотора:
а) обеспечить поступательное перемещение выходного звена;
б) обеспечить подачу жидкости к выходному звену;
в) преобразовать энергию потока жидкости в механическую энергию выходного звена.
Применение тестов сокращает работу преподавателя и студента во время контроля. С точки зрения работы преподавателя создание базы тестовых заданий процесс трудоемкий, требующий длительной работы.
С точки зрения студента тестовый контроль – более привлекательный вид аттестации, где нет непосредственного взаимодействия «глаза в глаза», снимается проблема стресса во время сессии, так как, если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета
При изучении дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» нами используется следующая таблица:
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию
Таблица 1
| 1 аттестация | 2 аттестация | 3 аттестация | Итого | 
| 28 | 32 | 40 | 100 | 
Таблица 2
| № | Видыконтрольныхмероприятий | Баллы | №недели | 
| 1 | Посещение лекций | 0-2 | 1-6 | 
| 2 | Выполнение лабораторных работ | 0-18 | 1-6 | 
| 3 | Тестовый опрос на лекциях | 0-6 | 6, 7 | 
| 4 | Активность на семинарских занятиях | 0-2 | 6, 7 | 
| ИТОГО | 0-28 | 1-7 | |
| 5 | Посещение лекций | 0-2 | 7-12 | 
| 6 | Выполнение лабораторных работ | 0-18 | 7-12 | 
| 7 | Письменная аудиторная контрольная работа. | 0-10 | 11,12 | 
| 8 | Активность на семинарских занятиях | 0-2 | 11-12 | 
| ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ) | 0-32 | 7-12 | |
| 9 | Посещение лекций | 0-2 | 13-17 | 
| 10 | Выполнение лабораторных работ | 0-12 | 13-17 | 
| 11 | Письменный опрос. | 0-6 | 16,17 | 
| 12 | Защита самостоятельной расчетно-графической работы | 0-10 | 16,17 | 
| 13 | Дополнительные баллы:работа с научными источниками, использование научных статей при подготовке к семинарским занятиям, участие в конференциях | 0-10 | 13-17 | 
| ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ) | 0-40 | 13-17 | |
| ВСЕГО | 0-100 | ||
В зачетную книжку и ведомость проставляется оценка, определяемая итоговым рейтинговым баллом по схеме: 61-75 ─ «удовлетворительно», 76-90 ─ хорошо», 91-100 ─ «отлично».
Применяемая нами балльно-рейтинговая технология оценки учебных и вне учебных достижений студента, является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами как для преподавателей, так и для студентов, стимулирует познавательную деятельность студентов и повышает качество образовательных результатов в целом, что предполагает повышение уровня организации образовательного процесса, следовательно, повышает качество образования, и может развиваться с течением времени.
Литература
1.Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Под науч. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с.
2.Новаков. Н. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. – 2003. - № 6. – С. 15-23.
3.Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. – Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. – 58 с.
4. Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических измерений // Педагогические измерения. – 2005. – № 1. – С. 3–27.