Качество подготовки специалистов - важнейшая характеристика высшего образования, результат соответствия подготовки студентов с потребностями общества, государства и личности. [1, с. 52].
Процедура оценивания качества связана с измерениями, с помощью которых осуществляется сравнение изучаемого объекта с эталоном (нормой), принятым в виде стандарта качества. Н. Новаков, Ю. Попов в своей работе «Мониторинг образовательного качества» выделяют следующие критерии оценки качества требований к уровню подготовки выпускников вузов [2].
Основная цель балльно-рейтинговой системы - успешное освоение студентами учебной дисциплины и определение уровня качества, включая работу студентов во время самоподготовки к лабораторно-практическим занятиям, а также повышение интереса к освоению профессиональных знаний. Учебная деятельность студента и качество усвоения им знаний по дисциплине оценивается в ходе текущего, рубежного и итогового контроля. Определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины осуществляется через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом.
При проведении аттестационных мероприятий, мы применяем тестовую систему оценки знаний, используя знания современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) 4 типа заданий: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности или задания на установление соответствий [4].
Пример 1. Отметьте номер правильного ответа.
Что такое гидромеханика?
а) наука о движении жидкости;
б) наука о равновесии жидкостей;
в) наука о взаимодействии жидкостей;
г) наука о равновесии и движении жидкостей.
Задание формулируется кратко и четко, так, чтобы его смысл был понятен при первом прочтении.
В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам студент. Иногда вместо термина «задания открытой формы» используют термины: «задания на дополнение» или «задания с конструируемым ответом». Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».
Пример 2. Дополните.
«Давление, приложенное к внешней поверхности жидкости, передается всем точкам этой жидкости по всем направлениям одинаково»
а) это – закон Ньютона;
б) это – закон ………;
в) это – закон Никурадзе;
г) это – закон Жуковского.
К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие».
Пример 3. Установите соответствие
1 Вязкость газов при увеличении температуры 2. Вязкость газов при уменьшении температуры |
а) увеличивается; б) уменьшается; |
Пример 4. Установите последовательность
Назначение гидромотора:
а) обеспечить поступательное перемещение выходного звена;
б) обеспечить подачу жидкости к выходному звену;
в) преобразовать энергию потока жидкости в механическую энергию выходного звена.
Применение тестов сокращает работу преподавателя и студента во время контроля. С точки зрения работы преподавателя создание базы тестовых заданий процесс трудоемкий, требующий длительной работы.
С точки зрения студента тестовый контроль – более привлекательный вид аттестации, где нет непосредственного взаимодействия «глаза в глаза», снимается проблема стресса во время сессии, так как, если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета
При изучении дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» нами используется следующая таблица:
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию
Таблица 1
1 аттестация |
2 аттестация |
3 аттестация |
Итого |
28 |
32 |
40 |
100 |
Таблица 2
№ |
Видыконтрольныхмероприятий |
Баллы |
№недели |
1 |
Посещение лекций |
0-2 |
1-6 |
2 |
Выполнение лабораторных работ |
0-18 |
1-6 |
3 |
Тестовый опрос на лекциях |
0-6 |
6, 7 |
4 |
Активность на семинарских занятиях |
0-2 |
6, 7 |
ИТОГО |
0-28 |
1-7 |
|
5 |
Посещение лекций |
0-2 |
7-12 |
6 |
Выполнение лабораторных работ |
0-18 |
7-12 |
7 |
Письменная аудиторная контрольная работа. |
0-10 |
11,12 |
8 |
Активность на семинарских занятиях |
0-2 |
11-12 |
ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ) |
0-32 |
7-12 |
|
9 |
Посещение лекций |
0-2 |
13-17 |
10 |
Выполнение лабораторных работ |
0-12 |
13-17 |
11 |
Письменный опрос. |
0-6 |
16,17 |
12 |
Защита самостоятельной расчетно-графической работы |
0-10 |
16,17 |
13 |
Дополнительные баллы:работа с научными источниками, использование научных статей при подготовке к семинарским занятиям, участие в конференциях |
0-10 |
13-17 |
ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ) |
0-40 |
13-17 |
|
ВСЕГО |
0-100 |
В зачетную книжку и ведомость проставляется оценка, определяемая итоговым рейтинговым баллом по схеме: 61-75 ─ «удовлетворительно», 76-90 ─ хорошо», 91-100 ─ «отлично».
Применяемая нами балльно-рейтинговая технология оценки учебных и вне учебных достижений студента, является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами как для преподавателей, так и для студентов, стимулирует познавательную деятельность студентов и повышает качество образовательных результатов в целом, что предполагает повышение уровня организации образовательного процесса, следовательно, повышает качество образования, и может развиваться с течением времени.
Литература
1.Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Под науч. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с.
2.Новаков. Н. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. – 2003. - № 6. – С. 15-23.
3.Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. – Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. – 58 с.
4. Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических измерений // Педагогические измерения. – 2005. – № 1. – С. 3–27.