Для формирования и развития экономической структуры современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах экономической политики, и составной частью которой является финансовая политика.
По мнению Г. Б. Поляка «финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта» [4, с.111].
Ученый И. В. Левчук утверждал, что финансовая политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
Государство является главным субъектом проводимой политики.
Оно выполняет:
разработку научно - обоснованной концепции для развития финансов;
разрабатывает меры, которые направлены на достижение поставленных целей;
определяет основные направления их использования.
Единая государственная финансовая политика имеет сложную структуру и может быть представлена как совокупность бюджетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики, социальной политики и таможенной политики.
Ее важнейшие составляющие изображены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Составляющие финансовой политики на уровне государства
Цель финансовой политики российского государства (и в частности субъекта Федерации) – это увеличение или же сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на основе этого обеспечение социальных нормативов уровня жизни страны, в том числе и на уровне регионов. Поэтому, при рассмотрении финансовой политики России, необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь, это значительные по протяженности размеры страны. Это и послужило основной причиной расширения банковской структуры на территории государства.
Некоторые экономисты выделяют и другие цели проведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов инфляции и сглаживание экономических циклов. Впрочем, можно заметить, что данные цели являются, по сути, производными от задачи финансовой политики, а именно, обеспечить высокое благосостояние всего населения.
Главной задачей финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в материальном обеспечении этих преобразований, но и в предотвращении социальной напряженности в обществе и максимальном смягчении трудностей перехода от одной системы отношений к другой.
Обозначение системного характера экономическо-политической деятельности на современном этапе ее становления, играет немало важную роль.
Значение компонентов финансовой политики довольно существенно. Основные составляющие проводимой в настоящее время в России финансовой политики - институты бюджетно-налогового направления. С помощью их можно обеспечить реализацию и контроль за функциями, которые выполняются государством в ходе проведения финансовой политики.
Финансовая политика, во многом для Российской Федерации носит решающий характер, поскольку в рамках ее мероприятий идет обеспечение формирования финансовой стабильности в стране, а так же эффективные условия для ведения бизнеса.
Одной из наиважнейших задач, решаемых в настоящее время правительственными структурами и министерством финансов, является создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Выполнение этой задачи, на текущий момент, стало главным направлением работы министерства. Это связанно с негативными тенденциями, которые наблюдаются в финансовой сфере во всем мире. Их влияние оставило отпечаток на экономических процессах, происходящих в России, так как на современном этапе грамотная политика имеет большее значение.
Роль финансовой политики значительно возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование страны, но так же и гарантировать ее развитие в условиях кризиса.
Единой бюджетной политики для всех предприятий, в условиях рыночной экономики, не существует. Основанием для принятия финансовой политики являются цели и задачи каждого отдельного предприятия. Процессы инфляции, система государственного налогообложения и таможенных пошлин, а так же финансово-экономические кризисы оказывают значительное влияние на формирование бюджетной политики компании.
Помимо этого, на сегодняшний день, финансовая политика стала более ориентированной на привлечение инвестиций. В условиях финансового кризиса, множество компаний уходят с российского рынка, собственно, что наносит значительный ущерб экономике государства и затормаживает его развитие. Исходя из этого, правительство активно работает в данном направлении, формируя при этом необходимые условия для инвесторов.
При разработке финансовой политики предприятие акцентирует свое внимание на следующих направлениях:
анализ финансово-экономического состояния;
управление оборотными средствами;
выработка кредитной политики;
управление дебиторской и кредиторской задолженностями;
управление издержками компании;
выбор дивидендной политики;
использование рыночных механизмов для привлечения финансов.
Задачи финансовой политики для каждого предприятия индивидуальны.
Ее принципы продемонстрированы на рисунке 2.
Рисунок 2 – Принципы финансовой политики организации
Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на использование финансовых отношений для выполнения государством своих функций, а так же оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.
В настоящее время Российская Федерация идет по сложному пути реформ. Несомненно, проводимая правительством политика в области финансов неоднозначна. Поэтому, в современных условиях роль ее значительно выросла.
Современная финансовая политика обеспечивает силу экономики государства и уровень активизации, чтобы в дальнейшем совершенствовались экономические процессы страны.
Можно сделать вывод о том, что современное экономическое состояние России требует быстрого и правильного реагирования на кризисные ситуации.
Список используемых источников
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, глава 24.1/ в редакции Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ
Ермакова Е.А. , Семернина Ю.В. // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 44. - С. 14-27
Моисеев. С. Политика поддержания финансовой стабильности / С. Моисеев //Вопросы экономики. - 2017. -№5 - С. 51-61
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Г. Б. Поляка. Москва, «Юнити», 2017, - С. 80-87
Электронный каталог Научной библиотеки ВСГУТУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.esstu.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=STAT5&P21DBN=STAT5&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2,%20%D0%AE.%20%D0%93
Груздева Е.В. Финансы инновационной компании // курс: «Финансы. Финансовая экономика» - 2015. - №3. – С. 22-24