В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитие речи следует вовремя оказывать помощь.
Методику развития ритмических способностей впервые ввел в систему швейцарский педагог, музыкант и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз [1]. Преподавая в консерватории, он заметил неритмичность своих учеников. Как писал Далькроз: «Музыкант - это человек с хорошим слухом и ритмом». Посмотрев на своих учеников, Далькроз создает методику ритмического воспитания, где ритмику выделяет в отдельную отрасль.
Все движения на занятиях выполнялись под музыку. Далькроз решал задачу обучения ритмического воспитания в единстве ритма, музыки и движения через специальные упражнения, которые, по его мнению, развивали у детей музыкальный слух, память, внимание, воображение, самоконтроль.
Последователем Ж. Дальклоза стала Н.Г. Александрова [28]. Она рассматривала ритмику как центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, указывая, что ритмика стягивает в себе в сгущенном виде ритмические моменты каждой из перечисленных областей, подчеркивая и лечебное значение занятий ритмикой [28].
В 30-е годы ХХ века лечебная ритмика находит применение и в логопедических учреждениях, но не в полном объеме и в несколько специфическом виде. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках - логопедическая ритмика. Первоначально логоритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками [1].
По инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников и сразу получила высокую оценку специалистов.
Следующая, кто заинтересовалась логопедической ритмикой, стала В.А. Гринер [10], которая разработала материалы для заикающихся детей. Педагог считала, что логопедическая ритмика строится на упражнениях, в которых особое внимание уделяется слову. В первой научной статье по логопедической ритмике В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи [23]. С этого времени ритмика включается в занятия по физическому и художественному воспитанию, способствуя развитию музыкальной памяти, слуха, движения, физическому развитию. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами, хороводами наших и зарубежных авторов - таким образом, музыка оказывает влияние на развитие плавности, четкости, ритмичности движений, создает эмоциональную окраску и воздействие на чувства ребенка, вызывает большой интерес к образам музыкальных произведений.
Лечебная логоритмика описана в трудах болгарских ученых Л. Бонева, П. Слынчева, Ст. Банкова [40], которые впервые применяют для этих занятий термин «кинезитерапию»[40]. Они относят кинезитерапию к группе неспецифических действующих терапевтических факторов. В результате различные формы и средства изменяют общую реактивность человека, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы. Лечебная логоритмика с помощью специальных средств, методов и форм изменяет эмоциональное состояние человека.
В 80-х годах двадцатого века логопедическая ритмика выделилась как отдельная наука, благодаря Г.А.Волковой [9], она определяет логоритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией» [9]. Педагог расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции разных форм нарушений речи. В результате этих усилий логоритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики [10].
«Все в нашем организме - говорит Г.А. Волкова, - подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой» [10].
Ритм помогает в разучивание стихотворений, рассказов, потешек, а также способствует лучшему пониманию песен, музыкальных произведений, разучиванию танцев.
Таким образом, по мнению Г.А. Волковой, логоритмика - это форма работы по преодолению речевых нарушений. В нее включаются двигательные упражнения, а также специальный речевой материал - легкие и ритмичные детские стихи, потешки, песенки, речевки, поговорки.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях.
Специалисты выделяют несколько принципов логоритмических занятий.
Так, в программе Е.Е. Аюповой и А.Г. Степановой [3] раскрываются общедидактические принципы осуществления логоритмики в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим их подробнее.
Принцип системности подразумевает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них [там же].
Принцип повторяемости предусматривает повторение материала в рамках одной и той же темы несколько раз для образования здоровых двигательных динамических стереотипов. [3].
Принцип наглядности представляет собой показ педагогом определенных движений для их правильного выполнения детьми, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия. Педагогами могут использоваться такие виды наглядности, как картинки определенной тематики, видеопрезентации, отрывки из кинофильмов и мультфильмов, графическое изображение.
Принцип доступности достигается в опоре на возрастные особенности детей. Главным условием является грамотное распределение материала на занятиях, преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий.
В детском саду логоритмические занятия проводятся в соответствии с ФГОС ДО и ООП «От рождения до школы». В ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» прописаны определенные направления развития, включающие в себя владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Так же, образовательная программа «От рождения до школы» ставит перед собой цели и задачи по развитию свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Одним из направлений в коррекционной работе с детьми имеющих речевые нарушения является использование логопедической ритмики или так называемые упражнения на координацию речи с движением. Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку дают хорошие результаты в формировании правильной речи малышей. Практикующие логопеды знают, что использование логоритмики очень эффективно и нравится детям.
Во время выполнения таких упражнений у ребенка совершенствуется речевое развитие, двигательные навыки. Давно известно, что на интенсивность развития речи влияет двигательная активность ребенка. Еще одним фактором, благоприятствующим речевому развитию, является хорошо развитая мелкая моторика, так как двигательная зона кистей рук и речевая зона в коре головного мозга расположены рядом.
Ритмические тексты (стихотворения, поговорки, потешки), использующиеся в логоритмических упражнениях, помогают развитию правильного речевого дыхания, темпа речи, формируют речевую и двигательную память, способствуют развитию речевого слуха.
дети, имеющие отклонения в речевом развитии, чаще всего попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый, сензитивный период речевого развития – возраст, который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.
Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах.
Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.
Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе у детей дошкольного возраста, способствует реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей.
На основе анализа изучение психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что вопрос о развитии речи у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Из этого можно сделать вывод, что проблема развития речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.