НАТУРАЛИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В США - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАТУРАЛИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В США

Лаврова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Соединенные Штаты Америки с самого начала своего существования позиционировались, как страна иммигрантов. Рост населения и разнообразие культур во многом обусловлены иммиграционными процессами. Процедура добровольного вступления в гражданство иностранцем (натурализация) появилась вместе с возникновением нового государства [3, C. 145-146]. Понятие происходит от латинского слова «naturalis» «подлинный, натуральный, законный»[8, C. 40-42].

Актуальность данной темы заслуживает внимания, поскольку вопрос иммиграции в Соединенные Штаты Америки в настоящее время имеет достаточную популярность. По данным официального сайта Департамента внутренней безопасности США только за третий квартал 2018 года приблизительно 278 000 иностранных граждан получили статус законного постоянного резидента Соединенных Штатов [9]. В основном в 2018 году это были прибывшие из Кубы, Мексики, Китайской Народной Республики, Филиппин, Индии и Доминиканской республики.

Цель данной работы – проанализировать механизм процедуры натурализации при приобретении гражданства США в сравнительной перспективе. Задачи сводятся к тому, чтобы охарактеризовать процессы натурализации в исторической ретроспективе; определить основные законодательные акты, посвященные вопросам натурализации и описать суть механизма приобретения гражданства США иностранцами посредством натурализации на современном этапе.

Первым документом, который юридически закрепил порядок приобретения гражданства США иностранцами, был Закон 1790 года «О натурализации». Согласно данному закону право получить гражданство имел любой свободный белый человек, проживающий на территории США как минимум два года [11]. С течением времени в законодательство о гражданстве вносились поправки и дополнения. Так, к 1800 году в числе необходимых требований к претенденту на получение гражданства значились необходимость проживания на территории страны в течение пяти лет и подача «заявления о намерении» в любой суд штата проживания не менее чем за три года до подачи официального заявления.

На заре своего существования законодательство вводило жесткие критерии отбора для претендентов на получение гражданства. Оно было доступно лишь добродетельным белым мужчинам и ограничивало всех прочих лиц, не попадающих под это определение: рабов, контрактных слуг, свободных негров. Женщины могли лишь унаследовать гражданство от отца. Кроме того, с 1795 года по-иному трактовались слова присяги на верность Соединенным Штатам. Претенденты на получение американского гражданства должны были убедить суд в своем намерении чтить конституционные принципы США, стремиться к процветанию государства, а также перестать хранить верность другому государству.

Установление требований к новым гражданам имело под собой основу. Преобладающее большинство федералистов в Конгрессе считали, что иммигранты, получившие гражданство в стране, могут оказать существенное влияние на ее политическую жизнь [4, c. 112]. По этой причине в 1798 году срок проживания на территории государства был увеличен до 14 лет, однако вскоре он был изменен на прежний – пять лет. В этом же году принят Закон «Об иностранцах», который давал право президенту США депортировать любого приезжего, представляющего угрозу для государства [10].

Следующим этапом в развитии законодательства, касающегося натурализации, стал 1868 год. Принятая в этом году 14 поправка к Конституции США предоставила право получения гражданства всем лицам, натурализованным или родившимся на территории США [2]. После отмены рабства право на получение гражданства также распространилось на чернокожих, но только лишь попадающих под определение «выходцы из Африки». В 1875 году Верховный суд США положил начало пересмотру иммиграционной политики [7, c. 145]. Вопросы иммиграции теперь должны были регулироваться на федеральном уровне. С начала 1880-х годов был принят ряд законов, регулирующих въезд на территорию страны отдельных групп лиц. Ограничение иммиграции было связано с явлением, появившимся в 1830-х годах в прибрежных городах США. «Нейтивизм» – это массовые антииммиграционные настроения среди граждан по причине перенаселенности приезжими и нехватки рабочих мест. Дешевая рабочая сила в виде приезжих не оставила шансов на рынке труда для местных жителей. Так, согласно Закону об исключении китайцев 1882 года во въезде стали получать отказ китайские рабочие [6, c. 38]. «Антикитайская» фаза нейтивизма получила свое начало в Калифорнии в 1850-е годы. Поражение Китая в опиумной войне, неудачное тайпинское восстание, голод и природные катаклизмы вынуждали китайцев бежать в США. Мотивация оставаться в этой стране подогревалась начавшейся «Золотой лихорадкой» [7, c. 146].

В 1891 году согласно Закону об иммиграции отказывать во въезде стали маргинальным слоям населения, больным и бедным, не способным прокормить себя. В начале XX века были установлены единые правила натурализации и утверждены базовые принципы. Введено понятие «желательность» [4, c. 113]. Изменения в законодательстве по вопросам натурализации были внесены 9 мая 1918 года. Согласно этому дополнению претендовать на получение американского гражданства теперь могли иностранцы, состоявшие на службе в вооруженных силах США не менее трех лет. Заявление о натурализации принималось без соблюдения ценза оседлости в виде пяти лет. Пересмотр иммиграционной политики в США и вынужденные ограничения на въезд вылились в запрет натурализации для отдельных категорий лиц после Первой мировой войны.

В ХХ веке вопросы натурализации все еще подчинялись дискриминации расовому признаку. В 1922-1924 годах Верховным судом США натурализация была запрещена для японцев. В решении, принятом по делу «Такао Озава против Соединенных штатов» судом было установлено, что японцы не являются представителями белой расы, а потому, следуя Закону о натурализации, не могут быть приняты в число граждан США. В последствие по этой же причине в натурализации было отказано индийцам. Кроме того, к числу групп, не имеющих права на гражданство по причине непринадлежности к белой расе отнеслись корейцы, арабы и бирманцы. Во время Второй мировой войны обязательной процедурой в процессе натурализации стало снятие отпечатков пальцев заявителей. Список «нежелательных лиц» увеличивался, участились случаи принудительной высылки членов «подрывных» организаций [4, c. 114].

Процедура натурализации в США стала доступна для китайцев только во время Второй мировой войны по причине союзнических отношений с Китаем. Японцы смогли вновь подавать заявления на получение гражданства США лишь с 1952 года. Закон об иммиграции и натурализации, принятый в этом году, добавил к числу причин для отказа в получении гражданства сексуальную ориентацию и политическую идеологию [6, c. 40]. Запрет на натурализацию в этом государстве получили все члены коммунистических партий. Кроме того, закон закрепил национальную систему квот. Иммиграционные квоты вводились для сохранения этнических пропорций в составе американского населения. Квоты не распространялись на выходцев из Западного полушария, на супругов и детей граждан США. Особые преференции в получении квот получили высококвалифицированные специалисты – на них приходилось 50% квоты, закрепленной для каждой страны. На близких родственников американских граждан пришлось 30% квоты, а для жителей Восточного полушария вводилось ограничение в 154 657 человек в год.

Система дискриминации по расовому признаку в сфере натурализации начала свой спад в ходе движения за гражданские права. Одновременно с закреплением на законодательном уровне системы квотирования по поручению президента Трумэна, считавшего ее «оскорблением патриотизма, способностей и порядочности значительной части американских граждан», Комиссией по иммиграции и натурализации был подготовлен отчет «Кого мы будем приветствовать». Этот отчет заложил основу для будущего закона Харта-Селлера. К 1964 году согласно опросам 66% респондентов не считали ограничения иммиграции необходимыми. Программа президента Линдона Джонсона, занявшего пост президента в этом же году, получила название «Великое общество», а одной из главных ее целей стало реформирование иммиграционной политики. Законом Харта-Селлера были установлены расширенные квоты для въезда на территорию США: 120 тысяч человек в год для Западного полушария и 170 тысяч для Восточного [5].

Закон 1965 года об иммиграции и гражданстве установил категории лиц, «желательных» для въезда на территорию государства и получения гражданства. К ним относились дети граждан США, не состоящие в браке; высококвалифицированные специалисты; близкие родственники (братья и сестры) граждан США; супруги и холостые дети граждан, имеющие разрешение на пребывание на территории США; дети граждан США, состоящие в браке; высококвалифицированные специалисты для областей, испытывающих их дефицит; беженцы. Принятие категорий «желательных» лиц было ориентировано на воссоединение семей и обеспечение рынка труда США. После принятия этого закона в стране ощутился резкий прирост населения [1].

Для описания процедуры натурализации в настоящее время необходимо вновь обратиться к Закону об иммиграции и гражданстве. Правом на натурализацию в Соединенных Штатах Америки обладают все лица вне зависимости от расы, пола, семейного положения. Однако существуют критерии для отбора заявителей. Соискатель гражданства должен подходить под определенные условия его предоставления. Заявление о натурализации может быть приято и рассмотрено от лица старше 18 лет. Кроме подачи заявления в любой суд штата проживания, ведающий делами натурализации, претенденту необходимо продемонстрировать владение английским языком на достаточном уровне, т.е. обладать навыками чтения, письма, разговорной речи. Кроме того, претенденту необходимо уверить суд в знаниях и понимании основ истории, принципов и форм государственного устройства США. Заявитель должен проживать на территории государства в течение пяти лет, т. е. физически там присутствовать. Непрерывное физическое присутствие требуется в течение двух с половиной лет из пяти. Также одним из условий является соблюдение принципов нравственности. Заявитель должен обладать высокими моральными устоями (не быть вовлеченным в нелегальные азартные игры, проституцию, торговлю людьми; не уклоняться от уплаты налогов; не хранить и не распространять наркотические средства; не лжесвидетельствовать под присягой; не иметь алкогольной зависимости) и гарантировать отсутствие судимостей. Последним важным принципом является приверженность конституционным принципам Соединенных Штатов и лояльность по отношению к государству [1].

Прошение о натурализации подается заявителем в Службу иммиграции и натурализации за три месяца до истечения его пятилетнего срока пребывания в статусе постоянного резидента США. К числу необходимых документов относятся фотографии претендента, копия грин-карты, чек на оплату сбора для рассмотрения заявления. Затем заявитель проходит процедуру снятия отпечатков пальцев. В дальнейшем отпечатки пальцев претендента на гражданство проходят проверку на наличие у него тяжких уголовных преступлений.

Одним из самых значительных этапов прохождения процесса натурализации является собеседование с заявителем. В ходе собеседования сотрудник Службы по делам иммиграции и гражданства под присягой задает ряд вопросов о биографии соискателя, свидетельствах в поддержку заявления, продолжительности пребывания в стране, роде занятий, моральных качествах и готовности произнести Клятву верности Соединенным Штатам. В ходе собеседования заявитель получает письменный тест на знание основ английского языка и истории государства. При одобрении заявления Службой по делам иммиграции и гражданства осуществляется церемония принятия присяги на верность США. Американское законодательство не запрещает натурализованным гражданам сохранять второе гражданство.

Подводя итог данной работы, следует отметить, что процесс натурализации в Соединенных Штатах Америки существует уже на протяжении длительного времени. Тема не теряет своей актуальности из-за высокого уровня привлекательности страны для иностранцев. Первый закон, касающийся процедуры приобретения гражданства принят уже в конце XVIII века. Критерии для претендентов на получение гражданства США переживали некоторые трансформации с течением времени, но в целом сохранили свою суть и по сей день. Трансформации законодательства в этой сфере были связаны с развитием многонационального общества и необходимостью распространения прав на различные категории лиц. Процедура принятия в гражданство в настоящее время носит либеральный характер и доступна для всех иностранцев, готовых продемонстрировать свое желание стать гражданами США.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Гражданство. Свод законов США [Электронный ресурс] // История государства и права США: Проект «Avalon»: офиц. сайт. – 2019. – Режим доступа: https://avalon-law.ru/?p=384. – 10.03.2019.

2 Конституция США [Электронный ресурс] // Исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm. – 10.03.2019.

3 Борискова И.В. Некоторые проблемы гражданства в зарубежных странах [Электронный ресурс] / И.В. Борискова // Территория науки. – 2015. – № 6. – С. 142-146 // CyberLeninka: научная электронная библиотека: офиц. сайт. – 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/nekotorye-problemy-grazhdanstva-v-zarubezhnyh-stranah. –10.03.2019

4 Иванов О.А. Гражданство США [Электронный ресурс] / О.А. Иванов // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2009. – № 2. – С. 108-116 // ELibrary.ru: научная электронная библиотека: офиц. сайт. – 2018. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15483450&. – 10.03.2019

5 Кардан М.И. Закон об иммиграции Харта-Селлера: исправление исторической ошибки США [Электронный ресурс] / М.И. Кардан // X Международная студенческая научная конференция. – 2018. // Студенческий научный форум: офиц. сайт. – 2019. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018008043. – 10.03.2019.

6 Кивисто П.Д., Резаев А.В., Жихаревич Д.М. Расовая демократия, гражданство и иммиграция: опыт США в сравнительной перспективе [Электронный ресурс] / П.Д. Кивисто, А.В. Резаев, Д.М. Жихаревич // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 1. – С. 29-46 // CyberLeninka: научная электронная библиотека: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rasovaya-demokratiya-grazhdanstvo-i-immigratsiya-opyt-ssha-v-sravnitelnoy-perspektive. – 10.03.2019

7 Кучер Н. А. К вопросу о периодизации иммиграционной политики США в XIX в. [Электронный ресурс] / Н. А. Кучер // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – №7. – С. 144-147 // CyberLeninka: научная электронная библиотека: офиц. сайт. – 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-periodizatsii-immigratsionnoy-politiki-ssha-v-xix-v. – 10.03.2019

8 Овсепян Ж. И. Филиация и натурализация как ключевые категории конституционно-процессуального института возникновения и прекращения гражданства [Электронный ресурс] / Ж. И. Овсепян // Северо-Кавказский юридически вестник. – 2009. – № 2. – С. 36-45 // CyberLeninka: научная электронная библиотека: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/filiatsiya-i-naturalizatsiya-kak-klyuchevye-kategorii-konstitutsionno-protsessualnogo-instituta-vozniknoveniya-i-prekrascheniya. – 11.03.2019

9 Legal Immigration and Adjustment of Status Report [Электронныйресурс] // U.S. Department of Homeland Security: офиц. сайт. – 2019. – Режимдоступа: https://www.dhs.gov/immigration-statistics/special-reports/legal-immigration#. – 10.03.2019.

10 The Alien Act (1798) [Электронныйресурс] // Constitution Society: Everything Needed to Decide Constitutional Issues: неоф. сайт. – 2019. – Режимдоступа: https://www.constitution.org/rf/alien_1798.htm. – 10.03.2019.

11 The Naturalization Act (1790) [Электронныйресурс] // Legis Works: неоф. сайт. – 2019. – Режимдоступа: https://legisworks.org/sal/1/stats/STATUTE-1-Pg103.pdf. – 10.03.2019.

Просмотров работы: 13