ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАНАДЫ И РОССИИ В АРКТИКЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАНАДЫ И РОССИИ В АРКТИКЕ

Кучерявый А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир подвержен стремительным изменениям, отличным примером этого является Арктика. Данный регион, продолжительное время находился в отдалении от мировой политики, но теперь, довольно быстро становится одним из основных объектов пристального внимания со стороны государств. Именно здесь, в одном из самых труднодоступных регионов планеты, столкнулись интересы ведущих мировых держав.

Цель исследования – проанализировать современную арктическую стратегию Канады и России, проблемы их взаимоотношений и перспективы сотрудничества.

Из-за постепенного таяния арктических льдов, обусловленного климатическими изменениями, открывается доступ к богатейшим залежам природных ресурсов, что даёт огромные возможности для их разработки. По мнению экспертов, Арктика также обладает важным военно-стратегическим значением. Опираясь на содержание современных международно-правовых норм, только 5 государств, имеющие непосредственные границы с Арктикой, имеют права на освоение её шельфа: Россия, Канада, Норвегия, Дания и США [5, с. 2].

Абсолютными лидерами по протяжённости арктического побережья являются две страны – Россия и Канада [8, с. 2]. Данный факт побуждает обе страны проявлять значительную активность в Арктике. Таким образом, актуальность исследования взаимоотношений России и Канады как одних из важнейших игроков в Арктике, обусловлена их ключевой ролью в вопросах региональной политики.

Среди отечественных исследователей, оказавших определенное влияние на исследование темы, стоит выделить работы С. Иванова, Д. Володина [2, 3], В. Конышева [7, 8, 9], Д. Максимовой [10] и М. Паникар [14]. Со стороны зарубежных исследователей, исследуемая тема получила освещение в работах Л. Хейнинена [20] и Э. Кованды [26]. В своих работах, авторы исследуют внешнеэкономическую и внешнеполитическую стратегию Канады и России, обобщают основные направления и особенности деятельности стран, предлагают возможные пути сближения Канады и России.

На данный момент к проблемам изучения Арктического региона приковано пристальное внимание мирового сообщества. На это есть несколько причин. Во-первых, в Арктике скрыты значительные запасы энергоресурсов, стимулом добычи которых может послужить истощение текущих разработанных нефтяных месторождений, а также постоянный рост мировых цен на энергоносители. Во-вторых, через Арктику пролегает известный всем Северный морской путь, который позволяет значительно сократить продолжительность судоходства из Европы в Азию, и наоборот. Ключевую роль в Арктическом регионе занимает Российская Федерация, арктическое побережье которой является самым протяженным [1, с. 7]. Благодаря указанным выше факторам, можно прийти к заключению, что для России, Арктика является важнейшим регионом, с точки зрения экономического развития и безопасности, для усиления своих позиций в регионе. Существует предположение, что из-за постепенного истощения основных существующих в России месторождений, Арктический шельф, уже в недалеком будущем имеет все шансы стать главным источником сырья как для самой России, так и для всего мира, что открывает огромные перспективы для дальнейшего изучения региона [1, с. 9; 5, с. 37].

Москва учитывает возможные перспективы и поэтому закономерно начинает уделять повышенное внимание проблемам Севера. Только за последние десять лет были приняты различные документы, в которых обозначаются основные приоритеты, цели и задачи по реализации государственной политики в Арктике [13, с. 23]. Один из основных, «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В данном документе подтверждается наше предположение о постепенном увеличении роли Арктики в качестве ресурсно-сырьевой базы, уделяется внимание развитию транспортной коммуникации [2, с. 54-55]. Отметим тот факт, что на данный момент только России удалось разработать и принять долгосрочную стратегию в отношении исследуемого региона [4; 12].

Канада занимает второе место в мире по протяженности арктического побережья [8, с. 3]. Долгое время Северу не уделялось должного внимания, в связи с чем, регион остаётся малозаселенным и уступает РФ в социально-экономическом и военном отношении. Осознание возможных перспектив и повышение интереса к Арктике в государстве началось только в XXI веке. Наибольшую роль в этом сыграл премьер-министр от Консервативной партии С. Харпер. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал важную роль Арктики для будущего Канады и настаивал на том, что действовать нужно уже сейчас [23, с. 5].

Для комплексного освоения региона необходим четкий план действий, поэтому уже в 2009 году излагается актуальная позиция Оттавы в правительственном документе «Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future» [23]. В нем определяется план по развитию Севера, где подчеркивается необходимость военного присутствия для усиления контроля и обеспечения безопасности над сухопутными территориями, морским и воздушным пространствами Арктики. Также внимание уделяется и защите окружающей среды, что обусловлено постепенным таянием ледников и увеличением уровня Мирового океана [19]. Как отмечалось выше, обеспечению национальной безопасности уделяется повышенное внимание. Канада уже приступила к реализации данной программы, постепенно увеличивая присутствие в воздухе и на море, что является необходимым для усиления охраны на государственной границе. Целью регулярно проводимых военных учений называется защита национального суверенитета Канады на Крайнем Севере [25]. Несмотря на это, ряд экспертов, одним из которых является Михаил Делягин, Канада не успевает реализовать запланированные проекты в срок, отставая от графика [5, c. 30-31].

Канада и Россия, обладая наибольшей территорией в Арктике, стремятся к усилению своего влияния в регионе, что создает определенные проблемы в российско-канадских отношениях. Так между государствами существуют определенные территориальные споры. Россия и Канады нацелены на увеличение своего шельфа в Северном Ледовитом океане. Из-за претензий на хребет Ломоносова, обе страны вынуждены проводить научные исследования, вследствие чего между ними возникают споры и претензии [8, с. 9].

Стремление к увеличению собственного влияния в Арктическом регионе, сопровождается усилением военной активности, что определенным образом вызывает напряжение в двухсторонних отношениях. Милитаризация региона сопровождается увеличением количества вооруженных сил с обеих сторон. Разрабатываются новые виды техники и вооружения, которые приспособлены к применению в суровом арктическом климате. Российские и зарубежные эксперты, в число которых входят Д. Володин, В. Конышев и Л. Хейнинен, высказываясь по данной проблеме, отмечают переоцененность указанных военных приготовлений, так как по их мнению, эти действия не связаны с подготовкой к полномасштабному военному конфликту, а скорее всего, выражают желание продемонстрировать серьезность намерений отстаивать и защищать свои интересы в регионе [3, с. 49; 9; 20, с. 40].

На сегодняшний день, Арктика становится приоритетным направлением во внешней политике Канады, на что определенное влияние оказывает политическая обстановка внутри страны. Политики, преследуя цель увеличения собственного рейтинга, заигрывают с народными массами, выступая с популистскими лозунгами. Со стороны некоторых политиков замечаются антироссийские настроения, направленные на определенную часть электората, имеющую похожие взгляды. Подобные действия не способствуют сближению позиций Москвы и Оттавы по арктическим вопросам, вызывая недоверие к сотрудничеству [22].

Описанные выше проблемы между Канадой и РФ, не означают отсутствие перспектив для взаимовыгодного сотрудничества. Несмотря на ряд обозначенных напряженностей, существуют широкие возможности для налаживания взаимоотношений. В статье В. Конышева отмечается, что степень противоречий между Канадой и Россией по разделу шельфа значительно преувеличена, и соответственно существует вероятность компромисса в ряде сфер, что подтверждается следующими факторами. Между Российской Федерацией и Канадой разрабатывается стратегии по улучшению социально-экономического и социального развития северных территорий [16]. Также важно отметить международный форум «Арктический совет», который был создан по инициативе Канады ещё в 1996 году. Он является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Отметим, что такой формат международных организаций создает для Канады и России серьезные возможности для развития сотрудничества в Арктике как на текущий момент, так и в обозримом будущем [18].

Постепенное развитие получают отношения торгово-экономического характера. Уже сейчас, насчитывается несколько перспективных направлений в данной сфере. Отсутствие транспортной инфраструктуры, является ключевой проблемой освоения Арктики. Однако, данный вопрос побуждает обе страны объединять усилия, для достижения выгодных целей. Так развитие получает проект «Северный воздушный мост», в котором предлагается обеспечение авиационного сообщения между аэропортами городов России и Канады, что повлечет экономическую выгоду для пассажиров и авиакомпаний за счет уменьшения полетного времени между странами, находящихся на разных континентах. Другим перспективным проектом выступает «Арктический мост», где планируется осуществить возможность морских перевозок между российско-канадскими морскими портами. Также существуют договоренности по крупным совместным инвестиционным проектам в Российской Арктике, в частности разработка месторождений полезных ископаемых [8, с. 14].

Перспективы двухстороннего сотрудничества не ограничиваются только экономической сферой. В 2011 году были определены возможные варианты совместных действий в наиболее приоритетных областях российско-канадского сотрудничества. Проводятся научные исследования в Арктическом регионе, которые необходимы для создания современных ледоколов, специальных судов для ведения исследований в суровых северных условиях [11].

Экологии и защите окружающей среды также оказывается определенное внимание. В связи с ухудшением экологической обстановки как в регионе, так и в мире в целом, страны вынуждены объединять свои усилия, ради общего блага. Поэтому были разработаны проекты, в которых реализуются программы по сохранению и восстановлению биологического разнообразия в Арктическом регионе [11; 16].

Подведём итоги, которые касаются взаимоотношений России и Канады. В последнее время обе страны рассматривают Арктику как регион с огромными перспективами, которые позволят обеспечить благополучие и процветание. Конкуренция в данном регионе порождает определенные конфликты, но несмотря на это, государства стремятся к усилению и расширению международного сотрудничества и взаимодействия, подчеркивая необходимость мирного ведения диалога. Для этого создаются всё новые международные договоры и конвенции, ежегодно проводятся форумы, на которых обсуждаются проекты по развитию и освоению региона. Все это позволяет избавиться от конфликтных ситуаций и создает благоприятные условия для партнерства и открывает новые возможности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества. В 3-х томах / ред. И. С. Иванов. – М.: Аспект пресс, 2013. – Т.1. – 360 с.

2 Володин, Д. А. Россия, Канада и новые морские пути в Арктике [Электронный ресурс] / Д. А. Володин // Российская академия наук. – 2013. – № 3. – С. 53-70 // НЭБ eLIBRARY: офиц. сайт. – 2000. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18894600. – 02.02.2019.

3 Володин, Д. А. Участие Канады в милитаризации Арктики [Электронный ресурс] / Д. А. Володин // США и Канада. – 2015. – № 6. – С. 47-53 // НЭБ eLIBRARY: офиц. сайт. – 2015. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23702431. – 05.03.2019.

4 Выступления В. В. Путина и С. К. Шойгу на пленарном заседании III Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» [Электронный ресурс] // Русское географическое общество: офиц. сайт. – 2013. –– Режим доступа: https://clck.ru/FKkba. – 26.02.2019.

5 Делягин, М. Г. Арктика в фокусе современной геополитики [Электронный ресурс] // М. Г. Делягин // Институт региональных проблем. – М, 2015. – 56 с. // Арктика и Север: офиц. сайт. – 2015. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.arcticandnorth.ru/Encyclopedia_Arctic/arctic_focus.pdf. – 03.03.2019.

6 Комлева, Н. А. Арктическая стратегия приарктических государств: общее и особенное [Электронный ресурс] / Н. А. Комлева // Арктика и Север. – 2011. – № 2. – С. 1-7 // narfu.ru: офиц. сайт. – 2011. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: https://narfu.ru/upload/iblock/2b3/kgzmaktcksvvum.pdf. – 09.02.2019.

7 Конышев, В. Н. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? [Электронный ресурс] / В. Н. Конышев // Рос. ин-т стратег. исслед. – М.: РИСИ, 2011. – 194 с. // publications.hse.ru: неофиц. сайт. – 2011. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/2ke7smc7xx/direct/80283747. – 05.02.2019.

8 Конышев, В. Н. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? [Электронный ресурс] / В. Н. Конышев // Арктика и Север. – 2012. – № 8. – С. 1-23 // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://clck.ru/FAXAL. – 06.02.2019.

9 Конышев, В. Н. Стратегия Канады в освоении Арктики [Электронный ресурс] / В. Конышев // РСМД: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://clck.ru/FKGey. – 16.02.2019.

10 Максимова, Д. Д. Опыт российско-канадского межрегионального взаимодействия в Арктике [Электронный ресурс] / Д. Д. Максимова // Канадский ежегодник. – 2015. – № 19. – С. 1-18 // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://clck.ru/FAXYL. – 07.02.2019.

11 Международный форум «Арктика – территория диалога» [Электронный ресурс] // kremlin.ru: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/54149. – 01.03.2019.

12 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] // Правительство России: офиц. сайт. – 2008. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: https://clck.ru/FCyoR. – 01.02.2019.

13 Павленко, В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны [Электронный ресурс] / В. И. Павленко // Арктика: экология и экономика. – 2013. – № 4. – С. 16-25 // ibrae.ac.ru: офиц. сайт. – 2013. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: https://clck.ru/FKkdZ. – 06.03.2019.

14 Паникар, М. М. Российско-канадские отношения в Арктическом регионе в начале XXI века: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / М. М. Паникар // Вестник Северного федерального университета. – 2017. – № 1. – С. 39-50 // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://clck.ru/FAYJE. – 09.02.2019.

15 Постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. N 228 Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики [Электронный ресурс] // Правительство России: офиц. сайт. – 2015. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Cozw5FAxCGc.pdf. – 03.03.2019.

16 Российско-канадский план совместных действий по расширению двустороннего сотрудничества [Электронный ресурс] // docs.cntd.ru: неофиц. сайт. – 2002. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901820539. – 25.02.2019.

17 Совещание по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики [Электронный ресурс] // kremlin.ru: офиц. сайт. – 2014. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/45856. – 03.02.2019.

18 Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере [Электронный ресурс] // docs.cntd.ru: неофиц. сайт. – 2001. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901781407. – 07.02.2019.

19 Федосеев, А. Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики [Электронный ресурс] / А. Федосеев // Зарубежное военное обозрение. – 2013. – № 6. – С. 3-9 // pentagonus.ru: неофиц. сайт. – 2013. – Режим доступа: https://clck.ru/FKGeR. – 15.02.2019.

20 Хейнинен, Л. Политика России в Арктике: Как избежать новой Холодной Войны [Электронный ресурс] / Л. Хейнинен // Арктика и Север: офиц. сайт. – 2014. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.arcticandnorth.ru/Encyclopedia_Arctic/arctic_rus.pdf. – 18.02.2019.

21 Цветков, В. А. Арктика – зона стратегических интересов России [Электронный ресурс] / В. А. Цветков // ИПР РАН: офиц. сайт. – 2014. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: https://clck.ru/FKGfG. – 20.02.2019.

22 Щекотова, М. А. Проблемы международного сотрудничества и конкуренции в Арктическом регионе [Электронный ресурс] / М. А. Щекотова // Студенческая наука. – 2018. – № 1. – С. 311-314 // НЭБ eLIBRARY: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35197184. – 02.03.2019.

23 Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future [Электронный ресурс] // northernstrategy.gc.ca: офиц. сайт. – 2009. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf. – 22.02.2019.

24 Speech of Minister Carolyn Bennett to the Northern Lights Conference [Электронныйресурс] // canada.ca: офиц. сайт. – 2018. – Режимдоступа: https://clck.ru/FKmyS. – 08.03.2019.

25 Statement on Canada's Arctic Foreign Policy [Электронныйресурс] // international.gc.ca: офиц. сайт. – 2017. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режимдоступа:https://clck.ru/FKGfT. – 19.02.2019.

26 The Arctic region [Электронныйресурс] // amo.cz: неофиц. сайт. – 2017. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режимдоступа:https://clck.ru/FKnSw. – 09.03.2019.

Просмотров работы: 45