Мотивация – это процесс, управляющий деятельностью каждого человека. Он представляет собой совокупность тех факторов, что побуждают нас действовать, поэтому можно говорить о том, что успех в каком-либо роде деятельности определяется не только наличием знаний, умений и навыков, касающихся её осуществления. А.Н. Леонтьев рассматривает мотивацию как побудительную силу, Зигмунд Фрейд считал её бессознательным импульсом, а К. Роджерс полагал, что мотивация является стремлением к самореализации. Чем выше мотивацию у ребёнка, тем сильнее желание учиться и тем лучше результаты такого учения, потому что больше усилий прикладывается.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) провел исследование «Школьники: ориентиры и ценности», в котором приняли участие более 2500 учащихся от 13 до 18 лет из 84 регионов страны. Опрос был проведен в декабре 2018 года, и его результаты показали, что в России всего 28 процентов учащихся посещают школу с удовольствием, тогда как 16% ходят на занятия по принуждению. Причины могут быть различны, сгруппируем их по трём основаниям:
социальные-психологические – у подростка возникают трудности в общении со школьным коллективом, по причине которых он не хочет посещать школу;
психофизиологические – отсутствие мотивации в силу особенностей возраста, неспособность объяснить себе необходимость обучения;
психолого-педагогические – к потере мотивации приводят ошибки в воспитании ребёнка со стороны учителей и родителей, отсутствие сформированных навыков для успешного обучения.
Как же мотивировать подростка на учебу?
Прежде всего, необходимо разобраться в причинах снижения интереса и постараться устранить то, что является демотивирующим фактором.
Средняя и старшая школа учит подростка не только тем дисциплинам, что лягут в основу его высшего или среднего-профессионального образования, позволив освоить навыки той или иной профессии, - она учит ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми. Так, конфликты с одноклассниками и недопонимание со стороны учителей ложатся в основу нежелания ребёнка вновь оказаться в той среде, что его угнетает.
Как выйти из такой ситуации? Помочь разобраться. Родителям стоит выслушать ребёнка, но не ругать (даже в том случае, если он неправ, а поступки кажутся неправильными), а постараться понять его чувства и поступки, не судить, а оказать поддержку, стать эмоциональной опорой и дать понять, что он не одинок в своей проблеме.
Если же причина кроется в том, что подросток просто не понимает, какие перспективы открывает перед ними школа, задача родителей сводится к тому, чтобы помочь ребёнку заглянуть в своё будущее, но не в негативном ключе («Если не будешь учиться, пойдёшь работать дворником!»), а на примерах успеха. Планомерно, побуждая и вдохновляя, родители могут показывать школьнику простые и понятные примеры того, что образование нужно далеко не только для поступления в институт и получения профессии, но и для того, чтобы лучше понимать тот мир, что его окружает. Цель – пробудить в ребёнке любопытство, интерес к учебе, что в дальнейшем позволит ему учиться ради себя, а не для галочки, а в этом случае он будет прилагать куда больше усилий для освоения школьной программы.
Ошибки психолого-педагогического характера также могут стать причиной нежелания ребёнка учиться. Как среди родителей, так и среди учителей часто встречаются те, кто предъявляет невыполнимые требования и ожидания, не учитывая возможности ребёнка; кто выстраивает общение с ними, основываясь лишь на тотальной строгости, запретах, ограничениях и наказаниях; кто часто высмеивает ребёнка, унижает и подавляет, заставляя разочароваться в себе. Такие дети теряют веру в себя и свои силы, так как не видят этой веры в глазах родителей и наставников, которые стремятся указать и без того сомневающемуся подростку на любые ошибки и недостатки, которые язвят и унижают, которые неизменно сравнивают его с хорошими Машами и умными Петями не в пользу своего ребёнка, которые стремятся требовать, а не помогать.
Если причина в этом, родитель или учитель должен выстроить отношения с ребёнком таким образом, чтобы стать для него другом, который не будет давить, вызывая чувство вины, а поймёт, что старшекласснику трудно, будет акцентировать внимание на успехах, а не ругать за неудачи, не будет сводить общению к обсуждению исключительно учебных моментов, а начнёт интересоваться жизнью детей, их победами и поражениями, радостями и переживаниями, их мечтами и надеждами.
Таким образом, родители и учителя должны помнить о том, что каждый ребёнок уникален, поэтому, если ребёнок не хочет учиться, стоит прежде всего разобраться в причинах такого нежелания, ведь первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе, ведь хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Ребёнку нужно объяснить, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.