Анализ изучения вопросов культурологии в курсе обществознания - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ изучения вопросов культурологии в курсе обществознания

Макшанова А.А. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной школе обществознание – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека, их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовки школьников к условиям жизни в обществе, к решению практических задач, возникающих в процессе их деятельности

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.Культурология является одной из самых молодых гуманитарных наук, она появилась примерно в XX веке и включает в себя как социальную, так и духовную сферы общества [2].

Значение культурологии в курсе обществознания велико, так как культура присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Она способствует формированию мировоззрения, пониманию ценностей, привитию норм морали. Обществознание, как главная гуманитарная дисциплина в образовательных учреждениях, помимо изучения политических и экономических аспектов, воспитывает в ученике, в первую очередь, человека, а без культурологии сделать это невозможно.

В рамках исследования вопроса были проанализированы примерные программы по предмету «Обществознание», а также учебники по обществознанию, наиболее используемые в современной массовой школе. В примерной программе общей школы мы выявили следующие темы, относящиеся к вопросам культурологии:

Отношения между поколениями.

Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Добро и зло.

Культура, ее многообразие и основные формы. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Этнокультурные ценности. Диалог культур. Государственные символы России. (культурологический аспект) Реклама. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что культурология в курсе обществознания в общей школе занимает значимую роль и на ее изучение нужно уделить внимание, так как она включает в себя важные понятия и определения. В средней школе рассматриваются следующие вопросы: Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Общественные блага.

В них рассматриваются вопросы, которые изучает культурология, и для того, чтобы знания учеников эффективнее усваивались, необходимо использовать различные методы обучения.

Проанализировав содержание обществоведческого образования в средней школе можно сделать вывод, что культурологии выделено достаточно большое количество времени. С учетом того, что все образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур.

При изучении вопросов культурологии в курсе обществознания важно учесть, что словесный метод обучения не является панацеей, так как учащиеся могут рассеять свое внимание и отвлечься от важных моментов. Важно обращать внимание на наглядные методы обучения, чтение культурных текстов и использование интерактивных тренажеров. Один из тренажеров я использовала на своей практике. Суть этого тренажера заключается в том, что ученики заранее готовятся к уроку, читают заданный текст, а после по картинкам пытаются его восстановить. Такой метод хорошо подойдет для притч, религиозных текстов, мифов и сказок. Он привлекает внимание учащихся и способствует лучшему запоминанию.

Как же можно использовать остальные методы обучения? К примеру, в ходе урока по теме «Религия и религиозные организации» Можно использовать иллюстративный ряд с обрядами, святыми местами, изображениями святых людей. Для того, чтобы раскрыть сущность религиозных организаций – можно включить в урок просмотр фильма «Что такое секта». В случае с культурными текстами – это прекрасный способ, чтобы ученик научился анализировать, как различается мнение автора учебника и авторов предлагаемых преподавателем текстов. К данной теме можно использовать тексты Библии, Торы, Корана, а также мнения философов. К примеру, статью Карла Маркса, который в своих трудах высказался, что «Религия – это опиум для народа»[4]. Ученики должны объяснить смысл данной фразы и проанализировать явное отличие авторов текстов.

В результате исследования можно сделать вывод, что вопросы и темы, связанные с культурологией, изучаются в рамках курса обществознания. Так как культурология – это совокупность исследований культуры, то она играет немаловажную роль в образовательной деятельности, потому что ее изучение способствует решению личностных, а также частично предметных и метапредметных задач. Главной же задачей педагога является поиск тех методов обучения культурологическим темам, которые привлекли бы внимание ребенка, повысили эффективность запоминания и побудили их к умственной и творческой деятельности.

Список используемой литературы:

Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 10 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2014. –

350 с.

Левит, С.Я. Культурология. ХХ век: Энциклопедия [Текст]: в 2 т. / С.Я. Левит [и др.] – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. – 447с. – 1 т.

Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [пер. с нем., фр., англ.] Т. 1, Кн. 1: Процесс производства капитала / К. Макс [науч. ред.: Л. Л. Васина и др.]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 557 с.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] / Реестр примерных основных образовательных программ. - Электрон. дан. - М.: Министерство образования и науки РФ, 2015. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru, свободный. - (дата обращения 11.12.2018).

 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс] / Реестр примерных основных образовательных программ. - Электрон. дан. - М.: Министерство образования и науки РФ, 2016. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru, свободный. - (дата обращения 11.12.2018).

Эренгросс, Б.А. Культурология [Текст]: Учеб. для вузов / Б.А. Эренгросс и др. – М.: Оникс, 2007. – 460 с.

Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики / Л. Н. Боголюбов. - М.; СПб. : Нестор-История, 2013. - 256 с. 

Просмотров работы: 134