Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования

Михайлова А.Е. 1, Иванова М.К. 1
1СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной статьи является ознакомление педагогов с развитием логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. По определению Андрея Владимировича Брушлинского «Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью». В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация) [1, с.15].

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности [2, с.119].

Экспериментированиеособый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых окружающие предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях [4, с.35].

Высокий уровень становления научно-технического прогресса представляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования лишь только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень становления интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высочайшие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, собственно, что будет считаться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.

Проблема детского мышления (мышления детей дошкольного возраста) рассматривалась многими учеными: Ж. Пиаже, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Дж. Брунером, Б. Инельдером и многими другими.

Одним из ученых, занимавшихся данной проблемой является А.В. Запорожец. Он считал, что «…целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым данный возраст наиболее восприимчив». Достигнуть данной цели можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [3, с. 68].

Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления:

Наглядно–действенное мышление - один из наиболее ранних видов мышления. Находится в тесной взаимосвязи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления считается неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается только по мере реальных преобразований ситуации, стимулированных практическими действиями. В ходе многократных операций с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние свойства предмета и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

Наглядно–образное мышление – отличительной особенностью данной формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку создать образ и построить его в своем собственном воображении. Зачастую дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Словесно–логическое мышление - эта форма интеллектуальной деятельности ребенка возникает к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения [5, с.117].

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой постижения и изучения огромного нового мира.

Впервые понятие «детское экспериментирование» ввел отечественный психолог Н. Н. Поддьяков, что, в соответствии с его позицией, является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Мы придерживаемся позиции Н. Н. Поддъякова, полагая, что деятельность экспериментирования содействует формированию логического мышления [6, с. 8]. Именно в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В процессе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В дошкольной организации деятельность по экспериментированию помогает воспитанникам развивать логическое мышление, находить связь между причиной и следствием, приходить к умозаключениям самостоятельно и при этом стоит обратить внимание на то, что дети запоминают лучше, увиденное и испробованное самим, нежели чем при беседе с взрослым. Помимо этого, эксперименты для детей схожи с фокусами: они поразительны, цепляют интерес детей, а главное — дети являются главными участниками данного процесса.

Таким образом, детское экспериментирование является хорошим средством развития дошкольников и оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В ходе экспериментирования ребенок приобретает возможность удовлетворить свойственное ему любопытство, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

Задачи:

1) подбор методик, направленных на выявление особенностей развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

2) анализ результатов исследования;

3) интерпретация полученных результатов.

Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях (в кабинете психолога) в первой половине дня в старшей группе «Веселая карусель» МБДОУ ЦРР-д/с №15 «Северные звездочки» ГО «город Якутск» Республика Саха (Якутия). В исследовании приняли участие 20 детей: 12 мальчиков и 8 девочек 5-6 лет.

Работа строилась на основе трех этапов. Первый этап – констатирующий эксперимент. Второй этап – формирующий эксперимент, в ходе которого были проведены эксперименты, направленные на развитие логического мышления детей. Третий этап – контрольный эксперимент, где была проведена работа по перепроверке уровня сформированности логического мышления.

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста было проведено индивидуальное обследование с каждым ребенком в течение 5 минут. Оценивались набранные баллы. Учитывая то, что основными компонентами мышления являются операции анализа и синтеза, каждая из которых выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями, мы провели диагностику особенностей формирования у ребенка такого интеллектуального умения как сравнение, обобщение, рассуждение, используя следующие методики:

Методика изучения операций анализа и синтеза «Четвертый лишний» Н.В. Гатановой, Е.Г. Туниной.

5 детей (002, 009, 010, 011, 013) из 20 - 25% - набрали 8 баллов, что свидетельствует о высоком уровне развития операций анализа и синтеза.

Средний уровень развития отмечается у 12 детей (001, 003, 004, 006, 007, 008, 012, 014, 015, 018, 019, 020) - 60% - которые набрали по 7 баллов. При выполнении заданий они допускали неточности и ошибки. С помощью наводящих вопросов отвечали правильно, что свидетельствует о нахождении этих детей в «зоне ближайшего развития» данной операции мышления.

3 детей (005, 016, 017) - 15% - набрали наименьшее количество баллов, что говорит о низком уровне развития умения анализировать, сопоставлять присущие предметам признаки в представлении, без опоры на наглядность.

Методика диагностики сформированности понятийного, словесно-логического мышления ребенка по Н.В. Гатановой, Е.Г. Туниной

3 детей (001, 002, 003) из 20 - 15% - набрали по 8 баллов. Таким образом, по результатам методики можем сделать вывод, что у данных детей высокий уровень развития сформированности понятийного, словесно-логического мышления.

Полученные результаты для данного возраста можно интерпретировать, как высокие, в связи с тем, что умение решать задачу во внутреннем плане окончательно формируется только в школьном возрасте.

Средний уровень развития наблюдается у 10 детей (011, 012, 013, 014, 015, 016, 017, 018, 019, 020) – 50% - которые набрали по 5 баллов. В ходе задания дети затруднялись удерживать и сопоставлять одновременно несколько данных даже с опорой на схему, поэтому допускали ошибки и показали средний уровень развития умственной операции строить умозаключения.

Низкий уровень развития данной операции мышления показали 7 детей (004, 005, 006, 007, 008, 009, 010) - 35% - они набрали 3 балла, так как испытывали сильные затруднения, слушая второе условие задания, забывали предыдущее, не были заинтересованы в работе, отвлекались.

Методика диагностики логического мышления старших дошкольников «Умозаключения» Н.В. Гатановой, Е.Г. Туниной.

4 детей (001, 011, 014, 017) из 20 - 20% - набрали по 8 баллов. Таким образом, у них выявлен высокий уровень развития способности рассуждать логически и строить умозаключения на основе представлений.

9 детей (002, 003, 004, 007, 010, 015, 016, 018, 020) – 45%, набрали по 5 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития.

Низкий уровень развития мышления показали 7 детей (005, 006, 008, 009, 012, 013, 019) - 35% - они набрали по 2 балла, так как затруднялись выполнять задание, даже принимая помощь педагога.

Таким образом, мы видим, что в данной группе детей старшего дошкольного возраста редко встречаются дети с высоким уровнем развития логического мышления. В основном это дети со средним уровнем, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. В тоже время наблюдаются дети с низким уровнем развития логического мышления, которые испытывают сильные затруднения в плане анализирования, сравнения, обобщения и умению давать полные ответы, делать выводы.

Для дальнейшей работы с детьми был разработан план ознакомления с различными материалами, объектами и явлениями природы посредством детского экспериментирования. Данный план предусматривал организацию опытов и экспериментов в форме непосредственной образовательной деятельности, а также наблюдения и эксперименты на прогулке.

При проведении эксперимента с воздухом дети активно участвовали, старались отвечать на вопросы, употребляя в речи такие предложения как:

- «воздух бесцветный, прозрачный, невидимый, без запаха»;

- «можно из этого сделать вывод»;

- «салфетка не намокла из-за воздуха, а когда стакан наклонился, то воздух вышел, и салфетка стала мокрой».

Благодаря экспериментированию с воздухом дети узнали, что он находится вокруг нас, его можно почувствовать, увидеть, проделать с его помощью ряд действий («Поиск воздуха», «Живая змейка», «Реактивный шарик», «Подводная лодка», «Свеча в банке»).

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. В данном эксперименте дети активно проявили себя и давали следующие ответы:

- «вода без вкуса, поэтому и запаха у нее быть не может»;

- «если в воду что-нибудь добавить, то у воды появится вкус и даже цвет».

Данный эксперимент позволил детям узнать, что вода может быть прозрачной; у воды нет вкуса, запаха; лёд это твёрдая вода, и что вода может испаряться; пар может превращаться в воду; вода может становиться грязной, но ее можно очистить с помощью фильтра («Таяние льда», «Испарение воды», «Превращение пара в воду», «Куда исчезла вода?», «Разная вода»).

В ходе экспериментирования с песком («Песчаный конус», «Свойства мокрого песка», «Где вода?», «Ветер», «Песочные часы») дети имели возможность выделить для себя новые свойства песка:

- «песок сыпучий и может двигаться»;

- «песок – это много маленьких крупинок, поэтому он может принимать любую форму»;

- «у песка песчинки маленькие и легкие, поэтому, когда дует сильный ветер, они могут летать».

Проведение экспериментов продолжалось на прогулках в виде: сравнение мокрого и сухого песка, лепка поделок; наблюдение за наполнением различных ёмкостей дождевой водой; рисование на сухом и мокром песке; что быстрее высохнет дерево или камень и др.

В ходе каждого экспериментирования мы совместно с детьми ставили цели, определяли этапы, делали выводы, с помощью которых дети убеждались в том, что необходимо выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, фиксировать этапы действий. Дети принимали активное участие, учились выделять последовательность действий, делать выводы, находить сходства и различия между объектами.

Таким образом, дети смогли поучаствовать в экспериментировании и познакомиться со свойствами воздуха, воды и песка, которые развивают: инициативность, умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Далее нами было проведено контрольное экспериментирование с целью выявления эффективности использования детского экспериментирования для развития логического мышления.

Высокий уровень развития логического мышления по методике «Четвертый лишний» показали 9 детей (45%), что на 20% выше, чем во время констатирующего эксперимента; средний уровень развития наблюдается у 11 детей (55%), что говорит нам о том, что на данном этапе произошло повышение на 5%. Детей с низким уровнем развития по данной методике выявлено не было, но на констатирующем этапе детей было 3 (15%).

По методике диагностики сформированности понятийного, словесно-логического мышления ребенка по Н.В. Гатановой, Е.Г. Туниной получились следующие результаты: высокий уровень – 6 детей (30%), заметно повышение на 15%, средний уровень повысился на 10% - 12 детей (60%), низкий уровень во время констатирующего эксперимента наблюдался у 7 детей (35%), но на данном этапе был выявлен всего у 2 детей (10%).

Результаты исследования детей старшей группы «Веселая карусель» по методике «Умозаключения»: высокий уровень повысился на 15% - 7 детей (35%); средний уровень повысился на 5% - 10 детей (50%), низкий уровень развития спал до 20% - 3 детей (15%).

Сравнивая результаты методик, можем сделать вывод, что систематическое использование детского экспериментирования показал положительную динамику, и уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в целом повысился. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование способствует повышению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Ссылки на источники

Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение /А.В. Брушлинский.- М. : Знание, 1986. – С. 96.

Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский.- Гл. 5. Экспериментальное исследование понятий.- М. : Лабиринт, 1999. – С. 352.

Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /А.В. Запорожец.- М.-Л., 1958. – С. 91.

Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений /А.И. Иванова.– М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 56.

Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – С. 244.

Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт /А.Н. Поддьяков.- М., 2000. – С. 266.

Просмотров работы: 128