ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЛЕПОГЛУХИМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЛЕПОГЛУХИМ

Маллаев Д.М. 1, Алибекова П.А. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена развития человеческого общества были люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих недостатки в физической, сенсорной, моторной, интеллектуальной сферах, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. Еще со времен Аристотеля, мы знакомы с примерами сопровождения людей с ОВЗ.

Очень много посвящено работ по изучению детей с нарушениями речи, зрения, слуха, интеллектуальными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но работ направленных на изучение людей со сложными дефектами практически нет.

В своем исследовании мы рассматриваем людей с нарушением слуха, зрения и речи – это категория слепоглухих. Конечно, одной из основных задач, работе с людьми данной категории является социальная адаптация, а успешность подготовки к са­мостоятельной жизни в обществе зависит от уровня сформированности общения. Добровольческое сопровождение слепоглухих с использованием дактильной коммуникативной речи, формирует у них умение налаживать отношения с окружающими, психологических особенностей такого человека, влияющих на его поведение в социуме.

Исходя из специфических особенностей психического развития слепоглухих ряд авторов научных исследований в данной области указывают, что при слепоглухоте в процессе развития ребенка формируется очень сложная взаимосвязь между сохранными анализаторами и внешней афференцией, т.е. информацией, поступающей извне через осязание, обоняние, вкусовые рецепторы, и возможно через частично сохранное зрение и слух. [2;4]

В республике Дагестан насчитывается 146 людей со слепоглухотой, из них 8 детей. Конечно, человеческий фактор и традиции дагестанских народов не оставили этих людей без внимания, но получить квалифицированную помощь и психолого-педагогическое сопровождение нет.

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета при поддержке президентского фонда «Со-единение» провели серию курсов повышения квалификации педагогов, психологов и студентов-волонтеров, после которых был организован лагерь на берегу Каспия для взрослых слепоглухих (150 человек) из разных регионов РФ, где в сопровождении обученных волонтеров помогали формировать социальные компетенции у слепоглухих.

В конце января в Москве благодаря ресурсному центру «Ясенева поляна» и Сообществу семей слепоглухих проходил лагерь под названием «Зимняя школа» для слепоглухих детей при поддержке Фонда Со-единение.

Целью проведения такого лагеря было хоть немного подготовить слепоглухих подростков к самостоятельной жизни.

На зимнюю школу съехались слепоглухие подростки со всей России

Для ребят была подготовлена обширная программа.

Организаторы постарались, как можно качественно организовать программу школы с учетом интересов ребят:

Предварительная работа с волонтерским коллективом, обслуживающим добровольческое сопровождение для создания оптимальной образовательной среды, которая предполагала подготовку слепоглухих подростков к самостоятельной жизни. Почти для всех ребят это был первый выезд за пределы своего города без родителей. На волонтеров возлагалась очень большая ответственность. Волонтеры, владеющие дактильной коммуникацией были глазами и ушами для ребят.

Учитывались индивидуальные особенности каждого слепоглухого подростка.

Участвовало в зимней школе 14 подростков в возрасте от 17 до 26 лет с различными дефектами зрения и слуха, и сопровождали их 10 волонтеров с разных регионов странны.

Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие социальной компетентности ребенка, коррекцию эмоционального состояния. Каждый день был расписан поминутно. [1] Ребята посещали занятия психолога, занимались также зимними видами спорта - лыжи, катание на коньках, посещали бассейн, спортивный зал (АФК, игровые технологии) [4].

При проведении работы по формированию социальной компетентности и подготовки слепоглухих подростков к самостоятельной жизни мы использовали групповые и индивидуальные занятия. В связи с тем, что целью проведения лагеря было, подготовить ребят к самостоятельной жизни, мы старались давать ребятам больше возможности для самостоятельной деятельности.

Выводы, полученные из анализа проделанной работы позволяют в известной мере доказать влияние добровольческого сопровождения глухих в формировании и развитии положительных взаимоотношений, ответственности, организованности; на развитие умений и навыков общения; средств и способов усвоения общественного опыта; формирование представлений о других людях, об окружающей действительности; на формирование адекватного поведения в ближайшем окружении слепоглухих и в условиях инклюзии.

Литература:

Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха//Дефектология , 1997,№1

Катаева А.,А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза//Дефектология , 1997,№1

Маллаев Д.М. Психология и педагогика слепого и слабовидящего ребенка. М., 2008.- 365 с.

Психология глухих детей/Ж.И. [и др.]. М., 2006.

Омарова П.О., Салахбекова А.Н. Роль семьи в социализации личности ребенка с отклонениями в развитии // Вопросы гуманитарных наук, 2005. №4. С.67-70

Просмотров работы: 28