В соответствии с Конвенцией ООН «О правах инвалидов», Конституцией Российской Федерации, другими действующими нормативными правовыми актами людям с инвалидностью и другим маломобильным группам населения необходимо обеспечить возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности. Для этого нужно принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими лицами к транспорту, информационно-коммуникационным технологиям и системам, а также к другим объектам и услугам как в городских, так и в сельских поселениях. Эти меры, учитывающие выявление и устранение препятствий и барьеров, затрудняющих доступность, должны распространяться на здания, дороги, транспорт, учебные заведения, жилые дома, медицинские и социальные учреждения, рабочие места, а также на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные и т. д.
В настоящее время в России многое делается для обеспечения беспрепятственного и безопасного доступа маломобильных групп населения к социально-значимым объектам. Обеспечение доступной среды для маломобильных групп населения является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Объект исследования – доступная среда жизнедеятельности инвалидов.
Предмет исследования – маршруты передвижения инвалидов на предмет возможной труднодоступности для инвалидов, а также рисков травмирования.
В соответствии с целью определены следующие задачи.
Провести анкетирование инвалидов и других маломобильных групп населения на предмет оценки доступности транспортной системы г. Москвы для передвижения.
Исследовать маршруты передвижения людей с инвалидностью по зрению и передвигающихся на кресле-коляске, выявить проблемные участки маршрутов и оценить вероятность травматизма на них.
Пешеходные коммуникации – сооружения, являющиеся элементами транспортной инфраструктуры, расположенными вне зданий и предназначенные для движения по ним пешеходов, обеспечения пешеходных связей между зданиями, остановочными пунктами и т.п., обеспечение условий для временного отдыха, размещения малых архитектурных форм, безопасного передвижения пешеходов [1].
К объектам пешеходной инфраструктуры относятся: пешеходные улицы и площади, тротуары, пешеходные дорожки и галереи, пешеходные мосты. Их основное назначение заключается в обеспечении безопасных и доступных условий для самостоятельного передвижения людей.
В комплексе объекты пешеходной инфраструктуры формируют сеть пешеходного движения, которая должна обладать свойством универсальности и обеспечить следующие условия [2, 3]:
непрерывность пешеходных путей по кратчайшим и наиболее удобным маршрутам движения пешеходов;
беспрепятственность сетей пешеходного движения;
безопасность сетей пешеходного движения;
комфортные условия движения.
Весной 2017 г. был проведен опрос инвалидов на предмет исследования доступности и безопасности для них транспортной системы г. Москвы. Количество всех опрошенных составило 31 чел. Из них 13 инвалидов по зрению (42% от числа участников опроса), 8 передвигаются на кресле-коляске (26% от числа опрошенных). Мужчин 36%, женщин 65%. Возрастная структура опрошенных: от 19 до 29 лет – 3%, от 30 до 39 лет – 16%, от 40 до 49 лет – 13%, от 50 лет – 68%. Инвалиды I и II группы – 90%, III группы – 10%, 52% людей – инвалиды с детства. 55% опрошенных работают, 3% – учатся, 42% – не работают. По результатам ответов на вопросы анкеты была получена информация о доступности и безопасности пешеходной и транспортной инфраструктуры, транспортных средств, а также были выявлены и нанесены на карту приоритетные маршруты передвижения инвалидов (рис. 1, табл. 1).
№ 1
№ 2
№ 3, 10.
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8, 9.
№ 11
№ 12
Рисунок 1 - План приоритетных маршрутов передвижения инвалидов
Таблица 1. Перечень адресов приоритетных маршрутов
|
№ маршрута |
Адрес отправления |
Адрес прибытия |
|
1 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, Планерная улица, 7 |
|
2 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, Планерная улица, 14 |
|
3 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, улица Свободы, 59 |
|
4 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, Химкинский бульвар, 13 |
|
5 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, Лодочная улица 8с2 |
|
6 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, Живописная улица 34к1 |
|
7 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, улица Академика Комарова, 6 |
|
8 |
Россия, Москва Планерная улица, 7, |
Россия, Москва, улица Свободы, 59 |
|
9 |
Россия, Москва Планерная улица, 7, |
Россия, Москва, улица Свободы, 59 |
|
10 |
Россия, Москва, Планерная улица, 6к1 |
Россия, Москва, улица Свободы, 59 |
|
11 |
Россия, Москва, улица Свободы, 59 |
Россия, Москва, улица Фомичёвой, 10 |
|
12 |
Россия, Москва, Химкинский бульвар,13 |
Россия, Москва, Сходненская улица, 25 |
Для каждого обследованного маршрута были выявлены проблемные места и определены вероятности травмирования на маршруте [4]. Расчет выполнялся следующим образом.
Общая вероятность травмирования определялась как произведение событий:
, (1)
где Рпостр- вероятность пострадать при преодолении элемента маршрута, Рсам- вероятность пострадать при самостоятельном передвижении, Рсопр- вероятность пострадать при сопровождении, Ртрав- вероятность получения травмы при передвижении.
, (2)
где Рпостр- вероятность пострадать при преодолении элемента маршрута, Рот.р- вероятность отсутствия риска.
Суммарная вероятность травмирования [5]:
Q(X = n) = Рот.рn-1 * q; (3)
где Рпостр- вероятность пострадать при преодолении элемента маршрута, q- вероятность риска, Q(X = n)- вероятность травматизма, n – количество падения в год из 1000 случаев (n = 2).
Полученные результаты расчетов для маршрута № 1 представлены в таблицах 2, 3.
Таблица 2. Результаты расчета рисков для маршрута № 1
|
Элемент маршрута |
Риск при самостоятельном передвижении |
Риск при сопровождении (по правилу Парето) |
Риск травматизма |
|
Уклон (пандус, съезд, тротуар) |
|||
|
до 2,5 % |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
до 5 % |
0,01 |
0,2 |
0,1 |
|
до 8 % |
0,75 |
0,2 |
0,2 |
|
до 10 % |
0,9 |
0,2 |
0,4 |
|
более 10 % |
0,95 |
0,2 |
0,5 |
|
Перила |
|||
|
в наличии |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
частично в наличии (с 1 стороны) |
0,05 |
0,2 |
0,3 |
|
нет |
0,01 |
0,2 |
0,5 |
|
Подъемное устройство |
|||
|
работает |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
неправильно размещены элементы |
0,02 |
0,2 |
0,35 |
|
не работает |
0,95 |
0,2 |
0,5 |
|
Габариты пешеходных путей |
|||
|
свободное ( >2 м) |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
ограниченное (от 2 до 1,2 м) |
0,01 |
0,2 |
0,1 |
|
сильно ограниченное ( от 1,2 до 0,75 м) |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
|
недоступное ( <0,75 м) |
0,99 |
0,2 |
0,5 |
|
Боковые ребра (съезда) |
|||
|
доступно |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
скошенные грани |
0,01 |
0,2 |
0,2 |
|
недоступно |
0,9 |
0,1 |
0,5 |
|
Неровность поверхности |
|||
|
до 10% повреждений |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
до 60% повреждений |
0,01 |
0,2 |
0,3 |
|
свыше 60% повреждений |
0,7 |
0,2 |
0,5 |
|
Остановочный пункт |
|||
|
доступен |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
не доступен |
0,6 |
0,2 |
0,5 |
|
Транспортное средство |
|||
|
доступен |
0,001 |
0,2 |
0,1 |
|
не доступен |
0,96 |
0,2 |
0,5 |
Таблица 3. Итоговый результат расчетов риска травмирования для маршрута № 1
|
Маршрут №1 |
|||
|
Элемент маршрута |
Рот.р |
q |
Q(X=n) |
|
Вход |
0,9990 |
0,0010 |
0,0010 |
|
Тротуар |
0,9296 |
0,0704 |
0,0654 |
|
Съезд |
0,9698 |
0,0302 |
0,0293 |
|
Вход |
0,9990 |
0,0010 |
0,0010 |
|
Итог |
0,9743 |
0,1027 |
0,0968 |
В итоге по результатам расчетов получается, что возможный риск травмирования инвалида на данном маршруте передвижения составит 0,0968.
Общая ситуация на обследуемых маршрутах приведена на рисунке 2.
|
0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0 |
Вероятность травматизма |
Рисунок 2 - Гистограмма вероятности травмирования по всем обследованным маршрутам
Расчет по приведенной методике рисков травмирования инвалидов на маршрутах передвижения позволяет выявить и ликвидировать проблемные места, повысить доступность и безопасность маршрутов, тем самым улучшив условия жизнедеятельности инвалидов.
Список литературы
Мельникова О.Г. Доступная среда для инвалидов/ сост.: О.Г. Мельникова, Е.В. Рыбников. Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2014. 80 с.
Енин Д.В. Город равных возможностей: доступная пешеходная инфраструктура/ Д.В. Енин, Е.И. Енина, А.В. Евстигнеева. Воронеж, 2011. 180 с.
Отраслевой дорожный методический документ от 05.06.2013г ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства // АО «Кодекс». – 2017.
Свод правил от 01.01.2013г. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) // АО «Кодекс». – 2017.
Фалгин Г.И. Теория риска для актуариев в задачах/ Г.И. Фалгин, А.И. Фалин. М.: Мир, «Научный мир», 2004. 240 с.