Анаплазмоз – широко распространенный гемоспоридиоз, вызываемый простейшими, относящимися к царству Protista, роду Anaplasma (Rickettsia). Заболевание регистрируется у крупного и мелкого домашнего рогатого скота на территории Российской Федерации. Так же восприимчивы и дикие жвачные животные.
Это заболевание представляет большой интерес для науки и практики, так как характеризуется своеобразием паразито – хозяинных взаимоотношений, иммуно – биохимического и клинического проявления и причиняет значительный ущерб животноводству и дикой фауне [1].
Возбудители анплазмоза - круглые включения в эритроцитах, могут быть обнаружены в тромбоцитах и лейкоцитах. В эритроцитах локализуются преимущественно на периферии, иногда ближе к центру. В одном эритроците может быть от одного до четырех возбудителей. Паразитемия составляет от 3% до 40 %, в отдельных случаях может достигать 80 %[2]. Являются анаплазмы типичными прокариотами, не имеющие «истинного» ядра и других органоидов, свойственных простейшим. От вирусов они отличаются клеточной организацией и наличием в своем составе обеих нуклеиновых кислот – ДНК и РНК [3].
Первыми анаплазм на территории Российской Федерации обнаружили Е. Джунковский и И. Луис в 1903 году. В настоящее время в числе административно-территориальных единиц, поражённых данным заболеванием, насчитывается 27 муниципалитетов: Башкортостан, Северный Кавказ, Закавказье, Нижнее Поволжье, Новосибирская, Челябинская, Смоленская, Калининградская, Рязанская, Калужская и другие области, преимущественно в зоне Полесья [2, 4].
Сегодня важнейшим направлением животноводства в России является молочное и мясное скотоводство. Но, к сожалению, при заболевании коров анаплазмозом молочная продуктивность снижается до 27,3%, а ежегодный экономический ущерб только от снижения молочной продуктивности составляет свыше 1 000 000 рублей [4].
Возбудителями у крупного рогатого скота является Anaplasmamarginale и Anaplasmacentrale, у овец и коз- A. ovis.
Продолжительность инкубационного периода зависит от способа заражения и степени паразитемии и составляет от 10 до 175 суток, в среднем 1…2 месяца. У больных наблюдают повышение температуры тела (иногда до 42 °С). Животные больше лежат. Слизистые оболочки вначале желтушны, анемичны, в дальнейшем приобретают белый цвет. Дыхание учащается, увеличиваются поверхностные лимфатические узлы; возникают отеки век, щек, подчелюстного пространства, области шеи, подгрудка, живота. Животные испытывают жажду, аппетит у них обычно извращен (лижут стены и землю). Наступает атония ЖКТ. Больные быстро истощаются и слабеют. Молокоотделение резко снижается и иногда не восстанавливается до нормы. При тяжелой форме болезни отмечают аборты, мышечную дрожь и судороги [2,5].
Довольно часто анаплазмоз жвачных животных диагностируется в виде смешанной инвазии с бабезиозами, тейлериозом, эперитрозоонозом. Такие инвазии у животных протекают тяжелее моноинвазий: сокращается длительность инкубационного периода, появляются более яркие клинические признаки, а больные животные нуждаются в комплексном лечении [5].
Больные животные и паразитоносители являются источниками инвазии, а иксодовые клещи и другие кровососущие членистоногие - векторами передачи возбудителя. Передача анаплазм от больных животных к здоровым возможна через ветеринарный инструмент для забора крови и хирургических манипуляций [2].
Разные учёные отмечают, что длительное, а иногда пожизненное носительство возбудителя в организме однократно переболевших животных способствует поддержанию эпизоотических очагов [5]. Широкое распространение анаплазмоза среди поголовья домашних жвачных обеспечивают абиотические и биотические факторы, а также нарушение режима лечебных и профилактических мероприятий[6].
Видовое разнообразие, увеличение численности и высокий уровень экстенсивности инвазии в популяции иксодовых клещей инфицированности возбудителями клещей является основной причиной роста заболеваемости анаплазмозом домашних жвачных животных в России[7].
Георгиу Х., Белименко В.В. (2015) указывают, что передача анаплазм от паразитоносителей и больных животных здоровым может осуществляться при несоблюдении правил асептики и антисептики во время проведения вакцинации, взятия крови, кастрации, бонитировки и др.[2]. Перед проведением этих мероприятий изучают эпизоотическую ситуацию и планируют профилактические и лечебные мероприятия [8]. Ведущее значение имеют акарицидные обработки животных, а также мероприятия, направленные на разрыв контакта между восприимчивыми животными и векторами передачи. Для этого в пастбищный период при высокой активности иксодовых клещей животных рекомендуется содержать на прифермских территориях или выпасать на окультуренных пастбищах.
Профилактические мероприятия должны включать борьбу с векторами передачи анаплазм- клещами на животных и в естественных биотопах. Эти мероприятия проводят ранней весной. Окультуривание пастбищ, дезакаризация и дератизация позволяют сократить популяцию иксодовых клещей в естественных биоценозах.
В животноводческих помещениях и на самих животных клещей уничтожают разными акарицидными средствами из группы синтетических пиретроидов, авермектинов, хлор и фосфорорганических соединений в соответствии с наставлениями к ним. Кроме того, уничтожают сорную растительность на территориях ферм, проводят своевременный ремонт помещений [9,10,11].
Животных обрабатывают первый раз за 5-7 дней до планируемого выгона на пастбища, затем в зависимости от препарата каждые 10-20 дней, до окончания пастбищного периода. Необходимо учитывать ограничения и противопоказания к акарицидным препаратам: для дойных животных, больных, ослабленных или планируемых к убою [12].
Для профилактики заражения животных и распространения инвазии всех поступающих в хозяйство животных необходимо во время карантина исследовать клинически и гематологически на наличие возбудителя в клетках крови. Строгое соблюдение правил асептики и антисептики во время хирургических вмешательств, плановых вакцинации и других ветеринарных мероприятий позволяет так же профилактировать инвазию [13].
Возможно использование вакцины против анаплазмоза, которая предохраняет животных от заболевания при введении заведомо инфицированной крови и нападении инвазированных клещей [3].
Для лечения анаплазмоза было предложено более 200 препаратов, но выраженным лечебным эффектом обладают лишь препараты тетрациклинового ряда, что подчёркивает необходимость поиска специфических лекарственных средств. Подход к лечению должен быть комплексным и включать в себя патогенетическую и симптоматическую терапию, направленную на восстановление функции кроветворения, нормализацию работы пищеварительного тракта [3,13,14].
Для восстановления нормальной деятельности пищеварительного тракта животным скармливают свежие, зелёные, доброкачественные корма, болтушку из овсяных отрубей, молоко.
При атонии преджелудков назначают внутривенно 0,9%-ный раствор
хлористого натрия из расчёта 0,75 мл на 1 кг массы животного, настойку чемерицы. Из средств, регулирующих сердечно-сосудистую систему, – кофеин [11,14].
Таким образом анаплазмоз является тяжёлым заболеванием, которое сопровождается с расстройством системы кроветворения, пищеварительной и сердечно-сосудистой. И требует комплексного подхода в оценке эпизоотической ситуации и разработке системы лечебно-профилактических мероприятий, применительно к конкретному хозяйству с учётом прирордно - экономических и климатических условий.
Список литературы
1. Казаков Н.А., Идина М.Ф. Анаплазмоз крупного рогатого скота в Тверской области// Ветеринарная патология. - 2009. - № 2 (29). - с. 72-75.
2. Георгиу Х., Белименко В.В. Анаплазмоз крупного рогатого скота// Российский ветеринарный журнал. Сельскохозяйственные животные. - 2015. - № 1. - с. 5-7.
3. Казаков Н.А. Анаплазмоз овец, меры профилактики и борьбы// Ветеринарная патология. - 2003. - № 1 (5). - с. 124-128.
4. Малофеева Н.А. Анаплазмоз крупного рогатого скота и усовершенствование мер борьбы с ним в Рязанской области: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук// Московская государственная академия ветеринаринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина. – Москва. - 2007.
5. Заблоцкий, В.Т., Казаков Н.А., Мутузкина З.П., Мальцева О.Е. Терапия и специфическая профилактика анаплазмоза рогатого скота// Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы диагностики, профилактики и борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных», посвященной 70-летию Ставропольской НИВС, Ставрополь. - 1999. - с. 182-183.
6. Рахимов Ф.Ф. Распространение анаплазмоза крупного рогатого скота на территории Гиссарской долины республики Таджикистан// Российский паразитологический журнал. - 2011. - № 1.- с. 129-131.
7. Абмэд Д., Хаснатинов М.А., Данчинова Г.А., Нимадаваа П., Нимахуу Д. Итоги исследований клещевых инфекций в Монголии// ActaBiomedicaScientifica, 2012. - № 5-1 (87). - с. 171-172.
8. Либерман Е.Л., Силиванова Е.А., Георгию Х. Эпизоотология анаплазмоза и бабезиоза северного оленя в Тюменской области// Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. - 2012. - №6. - с. 25-30.
9. Глазунов Ю.В., Глазунова Л.А. Сравнительная эффективность действия акарицидов на иксодовых клещей// Вестник ветеринарии. - 2015. - № 1 (72). - с. 36-39.
10. Глазунов Ю.В. Особенности биологии и методы ограничения численности иксодовых клещей в Северном Зауралье// Мир инноваций. - 2017. - №2. - с. 20-24.
11. Дарбишева М.Г., Абдулмагомедов С.Ш., Магомедшапиев Г.М., Бакриева Р.М. Эпизоотическая ситуация по пироплазмидозам крупного рогатого скота и меры их профилактики и терапии в республике Дагестан// Российский паразитологический журнал. - 2014. - № 3.- с. 24-29.
12. Логвинов А.Н.Анаплазмоз овец распространение, патоморфологические проявления и профилактика// – 2016.
13. Либерман Е. Л. Кровепаразитарные болезни овец в хозяйствах юга Тюменской области / Е. Л. Либерман, Б. А. Королев // Вестник АПК Ставрополя, 2016. - №3(23). - с. 78-83.
14. Абуладзе К.И. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных// - М.: Колос, 1975.