ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ УСТАНОВКА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ УСТАНОВКА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ

Алиева А.М. 1, Бажукова О.А. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития в толерантных условиях обучения. Как отмечает Суменкова А.М., инклюзивная модель обучения затрагивает интересы всех субъектов образовательного процесса: лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, обучающихся и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Таким образом, в образовательной организации должно быть создано толерантное пространство, под которым понимается [7]: «…единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания».

Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный ”чумой ХХI столетия” терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипом – вызвали к жизни понятие толерантности.

Распад СССР и последующие межэтнические конфликты, как по периметру России, так и внутри ее показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующем поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы.

Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидация общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействия и конструктивная профилактика всех видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и меж конфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма.

Проблема изучения формирования толерантности среди детей и молодежи с ОВЗ практически не рассмотрена, однако в среде нормотипичных рассматривалась в значительном количестве работ (Е.Н. Бондаревская, А.И. Дулов, В.Н. Волков, Е.В. Васильев, З.Т. Гасанов, Н.М. Лебедева, М.Х. Дзейтова и др.).

Древние философы предостерегали: «Трех вещей избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, можно определить основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности.

Согласно общим положениями о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде – в семье, учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом).

Образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера).

Социокультурные изменения неизбежно ведут к смене требований к образованию, к необходимости удовлетворения новых требований и введению инноваций в сферу образования. Таким образом, внося изменения в организацию образовательной деятельности надо адаптировать существующие подходы и дополнить их новыми методами, повышающими уровень вовлеченности в образовательный процессе.

Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют определенные финансово-экономические условия. Как отмечают многие ученые, лучшим средством в современных условиях является мобилизация внутренних ресурсов регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта.

В связи с «быстрым» развитием общества возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной отвечать на вызов новых требований. Современная российская педагогика строится на личностно-ориентированных, индивидуальных подходах к организации деятельности как педагога, так и учащегося. Все чаще возникают противоречия по поводу преобладания традиционных фронтальных и групповых форм образовательной деятельности. [2]. У студентов, в настоящее время – время инновационных технологий и больших возможностей, возникают дополнительные интересы по получению знаний. Все чаще ими выражается инициатива быть активными участниками не только на практических занятиях, но и на лекционных.

Однако, образовательная стратегия должна реализовать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

Мы считаем, что в реализации вышеперечисленных идей и стать одной из форм организации образовательного процесса может тренинг. Тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. С конца двадцатого века возникает интерес к психологическому тренингу (синонимы: активное психологическое обучение, социально-психологическая подготовка) как форме социального обучения личности.

Проблема формирования терпимого и уважительного отношения среди детей и молодежи очень не легкая. Формируя, основные ценностные общечеловеческие навыки у детей надо еще и объяснить, для чего они нужны в жизни, как и когда их надо применять. С 2005 года Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) при поддержке министерств образования, науки и молодежной политики четырех республик Северного Кавказа (Дагестан, Чеченская Республика, Ингушетия и Северная Осетия – Алания) действует Программа «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». Программа построена на тренинге, который способствует более эффективному восприятию материала. Тренинговые занятия проводятся на протяжении 5 дней, где каждый день рассматривается новая тема, происходит знакомство с новыми словами, играми и упражнениями.

В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-тренинг направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта». В тренинге используется довольно большое количество различных методов и форм обучения: лекция, демонстрация, индивидуальное консультирование, дискуссия, ролевая игра, разбор и анализ различных ситуаций, тренинговые игры, работа в проективных группах. Этот набор методов и форм указывает на структурированность или формальность и отличительность тренинга от стихийного приобретения опыта. Знания, получаемые, в тренинге приобретаются, целенаправленно и в определенные сроки. Тренинг признается одной из форм обучения. Как отмечает в своем исследовании Дзейтова М.Х. «тренинг как метод формальной подготовки предназначен не для замены формального образования, а для его дополнения … является одной из форм образовательной деятельности и может включаться в образовательную программу» [2].

Данные, полученные по результатам тренингов проводимых с 2005 по 2006 гг. показали высокий уровень толерантности среди детей Республик Северного Кавказа. Специалисты, сравнив, результаты до и после проведения тренингов по толерантности указали на разницу между цифрами, оценивающими уровень толерантности. Эти статистические данные являются показателем эффективности социально-психологического тренинга как метода по формированию толерантности среди детей и молодежи.

Уровень развития черт толерантной личности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и непохожими на него самого.

Наличие этих знаний предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп. Поэтому тренинг, с одной стороны, призван объединить участников и удовлетворить важное, особенно для подростков, чувство групповой принадлежности, которое базируется на нормах, ценностях и установках, разделяемых членами собственной группы. С другой стороны, в тренинге ставится задача развития навыков и качеств, способствующих развитию компетентности во взаимоотношениях с людьми, принадлежащими к другим группам.

Литература:

Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновации. Будущее. - М., 2001.

Дзейтова М.Х. Миротворческое образование в условиях современного образовательного учреждения Дисс.канд.пед.наук. Нальчик: КБГУ, 2007.- 150 с.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993. – 49 с.

Щербаков А.В. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе. Дис.канд.пед. наук. М.:РГБ, 2000.-181 с.

Омарова П.О. и др. Пространство диалога – путь к взаимопониманию. – Махачкала: Полиграф-сервис, 2003 – 64 с. – (При поддержке Фонда им. Г.Белля).

Суменкова А. М. Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 50-55.

Просмотров работы: 26