Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Никишина Е.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте в настоящее время становится все более значимой и актуальной. Напряженный характер современной ситуации развития общества, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков в образовательном процессе, пагубное влияние Интернета и компьютерных игр, высокий уровень социальной агрессии выступают факторами неадекватного решения подростками собственных проблем.

Подростковый возраст носит критический, переходный характер, когда коренным образом перестраиваются ранее сформированные психологические структуры, а также возникают новообразования и закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа характерно интенсивное половое созревание и развитие, появление «чувства взрослости», дисгармоничность в строении личности, эмоциональная неустойчивость, протестующий характер поведения по отношению к окружающим, негативизм, упрямство, повышенная тревожность, стремление стать самостоятельным и независимыми. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой.

Если вовремя не регулировать поведение подростков в конфликте, то оно может перерасти в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которое поддается коррекции гораздо труднее. Соответственно, формирование адекватного конфликтного поведения в подростковом возрасте является одним из важнейших условий целостного развития его личности.

Рассмотрим понятие «конфликт» и «конфликтное поведение».

Нам близка точка зрения таких конфликтологов, как А.Я. Анцупов и А.И.Шипилов. Они определяют конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий (внутренних и внешних) между обществом, микросредой и личностью, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1, с. 81].

Для обозначения понятия «конфликтное поведение» мы рассмотрим позицию Л.А. Петровской. Психолог определяет данных феномен следующим образом - «действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений» [4, с. 61], т.е. поведение, провоцирующее конфликт. Конфликтное поведение порождает восприятие, понимание реальности как конфликтной.

В подростковом возрасте на становление конфликтного поведения оказывают влияние такие факторы, как положение в группе сверстников, окружающая среда и личностные особенности. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Для подростка характерно стремление самоутвердиться в своей компании, в классе, занять удовлетворяющее его социальное положение. Это может толкнуть его на необдуманные поступки – примыкание к агрессивной компании, унижение других, драки, формирование зависимостей. Часто именно невозможность достичь желаемого статуса является причиной возникновения неадекватного конфликтного поведения. Как подчеркивает А.А. Бодалев - низкий социометрический статус ребенка в среде референтной группы содействует формированию внутренней конфликтности, а также негативного самоотношения.

В ситуации инклюзии жертвой конфликта, насилия часто становится подросток с особыми образовательными потребностями (проблемы физического и психического здоровья), представители других культур, конфессий, языка, дети из малообеспеченных семей. Такие подростки могут подвергаться буллингу, кибербулингу, школьному насилию со стороны одноклассников.

Огромное влияние на становление личности подростка оказывает окружающая среда. В первую очередь, это - семья. В проявлении конфликтности ребёнка не последняя роль отводится особенностям взаимоотношений с близкими, семейная сплочённость, близость между детьми и родителями, братьями и сестрами, стиль семейного воспитания. К сожалению, среда в большей степени оказывает негативное влияние на растущих детей, нежели позитивное. Все чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, применяются физические наказания, имеет место чрезмерная опека и принуждение к послушанию, вседозволенность, не принятие мнения детей и т.д.

Отрицательный микроклимат во многих семьях ведёт к возникновению таких негативных проявлений, как высокая конфликтность, нарушение поведения, грубость, отчуждённость, неприязнь к другим подросткам по различным причинам, желание делать что-то назло другим, вопреки воли окружающих. Всё это ведет к агрессивности, приводящей к конфликтам с учителями, сверстниками, друзьями, тормозит их социализацию.

В подростковом возрасте отношения со взрослыми становятся сложнее, так как всё чаще возникают непонимания и разногласия. Взрослые не могут учесть всю специфику личностного развития детей. Это может приводить к конфликтам с подростками, которые пытаются реализовать себя в жизни, освободиться от опеки, стать независимыми и самостоятельными. Однако, многие учителя, родители относятся к подросткам, прежде всего как к детям, и не дают возможности стать автономными. Всё это содействует увеличению психологических барьеров при взаимодействии подростков и взрослых, что также приводит к конфликтам.

Кроме отношений с окружающими, на особенности конфликтного поведения подростка оказывают влияние его личностные особенности: темперамент, характер, неадекватная самооценка, высокая тревожность, личностная нестабильность (частые смены настроения, «взрывчатость», связанные с физиологическими перестройками в организме) и т.д.

Подросток испытывает противоречия в самом себе, т.к. именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания и критического мышления. Это служит основой для изменения представления о себе и выражается в резком недовольстве собой, а также в сочетании таких противоположных качеств, как самонадеянность и неуверенность, черствость и повышенная чувствительность, развязность и робость.

Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, которая связана со спецификой протекания данного возрастного периода. Следовательно, если подростки не владеют позитивными формами поведения в конфликте, он может принимать деструктивный характер. Поэтому изучение и выявление особенностей конфликтного поведения подростков является важнейшим основанием для своевременной коррекции и предупреждения негативных последствий конфликтов.

На основании вышеизложенного мы провели исследование на базе МБОУ СОШ № 14 г. Узловая Тульской области. В нем приняли участие ученики 8 класса в возрасте 13-14 лет. Диагностическая программа включает в себя следующие методики: опросник «Стиль конфликтного поведения» К. Томаса, опросник Басса – Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).

Анализ результатов исследования по опроснику «Стиль конфликтного поведения» К. Томаса (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение испытуемых по стилям поведения в конфликте

Подростки чаще всего используют такой стиль конфликтного поведения, как соперничество (40% детей), 27% учащихся соответствует стиль разрешения конфликта – компромисс. У 20% преобладает приспособление. Наименее выражено в поведении подростков сотрудничество (13%).

Результаты исследования по опроснику Басса – Дарки (см. таблица 1).

Таблица 1

Виды конфликтных проявлений

№ п/п

Название проявления

Степень проявления (в процентах %)

1

Физическая агрессия

20

2

Косвенная агрессия

26

3

Раздражение

40

4

Негативизм

13

5

Обида

26

6

Подозрительность

20

7

Вербальная агрессия

33

8

Чувство вины

13

Подростки проявляют раздражительность (40%), т.е. готовы выражать негативные чувства даже при незначительном возбуждении, дети становятся вспыльчивыми, резкими, грубыми. 33% учеников имеют высокий уровень вербальной агрессии (отражают свои негативные эмоции через содержание и характер словесных ответов). Косвенная агрессия представлена у 26% подростков. Дети характеризуются неупорядоченностью (взрывы ярости - крики, топанье ногами, битье руками по столу и пр.), а также могут направлять свое раздражение на определенного человека (сплетни, травля, злобные шутки). 26% детей обидчивы, имеют склонность завидовать окружающим людям. Физическую агрессию и подозрительность используют против другого лица 20% подростков. Наименее представлены у подростков негативизм и чувство вины – по 13%.

Полученные данные говорят о том, что у подростков агрессивность (47% детей) выражена в большей степени, чем враждебность (33% детей).

Анализ результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева позволил выявить на основании конфликтных проявлений уровень позитивной и негативной агрессии, уровень конфликтности (см. рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ конфликтных проявлений подростков

У 53% детей наблюдается высокий уровень позитивной агрессии. Для них характерна неуступчивость (46%) и наступательность (40%).

Стоит отметить, что высокая конфликтность выражена у 47% подростков. Они отличаются бескомпромиссностью (33%), подозрительностью (33%), вспыльчивостью (26%) и обидчивостью (20%).

В меньшей степени у учащихся отмечается выраженная негативная агрессия (27%). Данный показатель составляют - нетерпимость к мнению других (27%) и мстительность (13%).

Таким образом, мы выявили особенности конфликтного поведения подростков: раздражительность, высокий уровень вербальной агрессии, неуступчивость и наступательность, стремление к соперничеству, следовательно, дети не владеют адекватными способами поведения в ситуации конфликта.

Для коррекции и профилактики конфликтного поведения была разработана программа, направленная на формирование адекватного конфликтного поведения учеников восьмого класса на занятиях у психолога. Программа рассчитана на 15 занятий 2-3 раза в неделю. Длительность 40-60 минут. Оптимальная численность группы 10-15 человек. В процессе ее реализации можно использовать следующие методы: обсуждение, дискуссия, игровые упражнения, интерактивные игры, арт-терапия, мозговой штурм.

Программа должна помочь подросткам лучше понять специфику конфликтов и конфликтного поведения, научиться справляться с агрессией, стрессом, групповым давлением и др. Значительный упор делается на обучение подростков умению конструктивно разрешать конфликтные ситуации, способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, на развитие коммуникативных навыков, способности к эмпатии и сплочение коллектива. Главная цель программы – формирование адекватного поведения учеников в ситуации конфликта.

Таким образом, цель работы по изучению особенностей конфликтного поведения подростков достигнута.

Список литературы

Анцупов. А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов М.: Юнити, 2010 378 с.

Бочарова Е. Е. Конфликтология. – Саратов.: ИЦ «Наука», 2011 – 110 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008 – 544 с.

Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. – М.: «Смысл», 2017 – 687 с.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 544 с.

Просмотров работы: 1435