Воспитание детей дошкольного возраста на эвенкийских традициях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Воспитание детей дошкольного возраста на эвенкийских традициях

Федорова Н.Р. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ель статьи – рассмотреть проблемы изучения и сохранения эвенкийской культуры в ДОО.

Эвенкийский язык относится к северной подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Письменность языка была создана в 1931 г. В образовательных учреждениях РС (Я) его изучают в Золотинской СОШ им. Г.М.Василевич Нерюнгринского, Тяньской СОШ им. И.Н. Кульбертинова, кочевой школе «Черода» Олекминского, Хатыстырской СОШ, Угоянской СОШ, Кутанинской СОШ, кочевых школах «Угут», «Амма» Алданского, Харыялахской СОШ, кочевой школе «Куэнэлэкээн» Оленекского эвенкийского национального улусов, экспериментальной школе-интернат «Арктика» в Нерюнгринском районе. По подсчетам специалистов, в 2008 г., эвенкийский язык как родной изучали 3283 школьников. И с каждым годом использующих свое право на изучение родного языка становится все больше.

Эвенкийский язык изучают в детских садах «Туллукчаан» с.Оленек Оленекского района, в МБДОУ «Золотинка» с.Иенгра. По материалам статистического ежегодника РС (Я) в 2009 г. изучением эвенкийского языка было охвачено 20 детей, в 2012 г. – 89 детей [4].

Но не секрет, что родной язык и культуру знают и сохраняют старое поколение, наши бабушки и дедушки. Среднее поколение и молодежь не владеют родным языком. В связи с этим появляется опасность исчезновения эвенкийского языка и культуры, что недопустимо для воспитания будущих поколений. Причинами данной ситуации можно отметить унифицированную систему образования советской эпохи, для которой было характерно то, что многие дети малочисленных народов Севера не имели возможности изучать родной язык и не знали родного языка. Письменность эвенкийского языка была создана позже, в 1931 году, не было специалистов для преподавания, учебников, методической базы.

Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, созданный ЮНЕСКО [39] идентифицирует языки народностей Севера в качестве языков, находящихся под угрозой исчезновения с лингвистической карты мира, что относится и к языкам и культурам малочисленных языков народов Севера Якутии [1].

В данных условиях, считаем актуальным и необходимым возрождение родного эвенкийского языка и культуры, начиная с раннего возраста. Поэтому свое исследование я посвятила разработке программы кочевого детского сада по возрождению родной эвенкийской культуры.

Основой для данной программы мы взяли модель этнокультурного дошкольного образования, разработанную в НИИ национальных школ при МО РС (Я). Функции этнокультурного образования в дошкольном образовательном учреждении определяются как целенаправленная социализация личности, введение растущего человека в мир природных и человеческих связей и отношений, подлинного и искреннего погружения в истоки этнической культуры.

Построение и реализация данной модели основывается на интеграции Педагогики Олонхо, Педагогики Севера и научной педагогики, этнокультурных принципах, выделенных А.М.Лобоком. Педагогика олонхо направлена на приобщение детей дошкольного возраста с героическому эпосу родного народа – олонхо, ознакомление детей с героями олонхо, их подвигами во имя спасения родной земли, идеалу народного героя, образу жизни, народным традициям.

Педагогика Севера направлена на использование в практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста принципов, средств, форм этнопедагогики коренных малочисленных народов Севера и современной этнодидактики[3].

Модернизация этнокультурного образования в РС (Я) осуществляется в соответствии с принципами государственной национальной политики на территории Республики Саха (Якутия):

1) укрепление общероссийской гражданской идентичности;

2) обеспечение равенства прав и свобод человека независимо от его расы, национальности, языка, принадлежности к религии, социальным группам и объединениям;

3) защита прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

Создание арктической модели образования связано с новой ролью северных регионов в глобальном развитии, разработкой концепции об Арктике как международном регионе, как одной из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям цивилизаций и гипотезой о возможности приобретения арктических знаний как модели жизнеспособности, адаптированности, выживания в условиях возрастания глобальных, экологических и технологических проблем [2, с.184]. В качестве примера приведу план НОД «Традиции и обычаи эвенков»

Образовательные области: Познание

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие, речевое развитие, ознакомление с миром природы, изобразительная деятельность

Лексическая тема: Традиции и обычаи эвенков. Вид занятия: НОД.

Формы образовательной деятельности: групповая

Цель: дать представление о жизни и быте коренных малочисленных народов Якутии – эвенки.

Задачи

Образовательные: Познакомить с бытом и традициями народа эвенки.

Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о народе эвенки, проживающих в Якутии.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народам России, к природе.

• уважение к культуре малочисленных народов России — эвенки.

Развивающие:Расширять представления детей об образе жизни людей на Севере, природе и животных северного края.

• Развивать интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности.

• Развивать изобразительные умения детей в процессе нетрадиционной техники рисования на тему «Северное сияние», «Солнышко».

Планируемый результат: Дети узнали новую лексику: тундра, эвенки, юрта, олени, шест, мох, нарты, северное сияние, праздник оленеводов.

Оборудование:проектор, ноутбук, экран, презентация по ходу занятия, краски, бумага, кисточки, губки, музыка.

Таблица 1.

Технологическая карта НОД по теме «Традиции и обычаи эвенков»

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно побудительный

 Ребята, мы с вами уже очень много интересного узнали об истории нашего родного края, посёлка, людях которые здесь живут. Давайте вспомним о нашем родном крае, как называется поселок в котором мы живём? Какой национальности люди живут в нашем посёлке? – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем в эвенкийском поселке Оленек.  И узнаем как они живут, чем занимаются? Я вас приглашаю на экскурсию

(Коренные – эвенки, русские, якуты)

Организационно поисковый

Презентация (Приложение№1) Слайд1

Ребята, а где живет  мой народ эвенки? Правильно, они живут в тундре Слайд «Тундра»

 Вы живете в больших каменных домах, а где живут эаенки? Слайд «Юрта»

Как вы думаете, почему юрта, а не дом? (старшие)

эвены часто переезжают на новое место, где много ягеля. Ягель – мох, еда оленей слайд «Ягель – мох». Юрту удобно возить с собой.

Из чего состоит юрта?

Чум состоит из шестов. А что такое шест? Это длинные палки, а сверху покрывается покрытием. Слайд «Юрта».

 

 Как вы думаете чем занимаются люди? Слайд 6,7,8.

Разводят оленей. Слайд «Олени» и ловят рыбу .Слайд «Рыба»

Одежда у эвенов очень красивая, теплая, из меха оленя, украшены бисером.

А вы знаете, какие животные живут на Севере? На севере живут медведи, песец, волки, зайцы.

Динамическая пауза

Подвижная Игра «Олени». Музыка танцевальная.

Как вы думаете , есть ли праздники у народов эвенки?

Праздник оленевода. Слайды.

Гонки на оленях, прыжки на нартах.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи.

Зимой в Оленьке можно увидеть северное сияние. Слайд Северное сияние. Это редкое явление. Его можно увидеть только на севере.

2 группы «Оленята» и «Медвежата».

Рисование северного сияния по технологии .НТР (рисование по мокрому)

По технологии – трафарет - солнышко

Ответы детей:

Чум

Предположения детей.

Зимой покрытие должно быть более теплое.

 Кладут доски и оленьи шкуры. 

Печкой

Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

Из дерева.

.

Рефлексивно корригирующий

 Где мы с вами сегодня побывали?

 О чём мы сегодня с вами говорили?

Что нового узнали? 

Викторина . 5 вопросов с картинками на повторение пройденного материала

 В гостях у эвенков.

Как живут, где живут , во что одеваются эвенки.

Для своей программы мы разработали мультимедийное пособие «Этноальбом о культуре эвенкийского народа», который включает темы»: «Жилище и уклад жизни эвенков», «Традиционные занятия эвенков», «Национальная еда», «Посуда и утварь», «Национальная одежда», «Традиции и праздники», «Фольклор», «Сказки, легенды, былины», «Народные игры», «Музыкальная культура», «Народное декоративно-прикладное искусство». На основе данного этноальбома разработаны занятия, беседы, игры, викторины, мастер-классы и др.

Свою программу я разрабатываю в рамках выпускной квалификационной работы и после окончания вуза собираюсь поехать в родное село Оленек и реализовывать свою программу кочевого детского сада.

Литература

Mozly, C., 2010. The Atlas of Word Endangered Languages. Issue 3, Paris: Published by UNESCO, www.unesco.org|culture|en|endangeredlanguages|atlas

Неустроев, Н.Д. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера/Н.Д.Неустроев, А.Н.Неустроева//Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской. - Якутск, 2015.(с.184)

Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Якутск: ИД СВФУ, 2013

Семенова А.Д., Винокурова У.А. Современная этнодидактика, Якутск, 2015

Статистический ежегодник РС (Я), 2013. – Якутск, 2013

К этнопедагогическим принципам относятся принципы сэргэ, балагана, сандалы. Принцип сэргэ рассматривается как принцип понимания и диалога. Сэргэ – это символ якутской культуры. С одной стороны, это коновязь, столб, к которому якут привязывает своего коня. С другой стороны, сэргэ для якута – это духовный столп, на котором держится мир. Символ жизни и духа, на котором держится якутское мировоззрение и мировосприятие.

Принцип балагана рассматривается как принцип единения внутреннего и внешнего мира. Балаган - это якутское жилище. В традициях воспитания детей народа саха огромная роль отводится личному жизненному примеру членов семьи (уhуйуу). Воспитательный процесс происходит внутри и вокруг «балагана», который становится символом единения внутреннего и внешнего мира. Именно здесь ребенок открывает для себя этические нормы и ценности. Принцип сандалы олицетворяет в модели принцип коммуникации. Сандалы – символ общения, коммуникации человека с обществом, в результате которого рождается собственная картина мира [41, с. 125].

«Воспитание дошкольников на эвенкийских традициях» детского сада «Туллукчаан» Оленек Оленекского улуса

«Воспитание дошкольников на эвенкийских традициях» детского сада «Туллукчаан» Оленек Оленекского улуса

МБДОУ «Туллукчаан» с. Оленек Оленекского улуса «Воспитание дошкольников на эвенкийских традициях», детского сада №38 «Золотиноча» с.Иенгра – «Детский сад- центр возрождения эвенкийского языка и работы с социумом[22, с.102].Ефимова, Д.Г., Захарова, О.И., Колосова, Е.Н. Дошкольное образование РС (Якутия): истоки и развитие (1920-2015 гг)/ Д.Г.Ефимова. – Якутск: Бичик, 2017.

Просмотров работы: 119