Суворовские военные училища являются относительно новой формой общеобразовательной и профессионально ориентированной подготовки несовершеннолетних обучающихся мужского пола в системе МВД Российской Федерации. Данного вида организации призваны организовывать образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Предметом деятельности сотрудников училищ является не только подготовка обучающихся к поступлению в образовательные организации МВД России, но и эффективное содействие им в успешной социализации, гармоничном развитии, становлении личности с активной гражданской позицией.
Для достижения поставленных ориентиров в училище особым образом организована культурно-образовательная среда, направленная на морально-психологическое развитие личности подростка и её влияние на качественное формирование коллектива, который в свою очередь открывает огромные возможности для развития их индивидуальных способностей.
В училище со сроком освоения основных общеобразовательных программ, 3 года могут поступать несовершеннолетние граждане (мужского пола), после 8 класса.
Поступление в суворовское училище системы МВД России является сложным этапом в жизни подростка, обусловленным процессом адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Адаптация в суворовском училище – это процесс приспособления обучающегося к новым условиям жизни и обучения, пронизанным правилами и порядками.
Дальнейшее обучение и воспитание обучающегося в училище должно быть нацелено на всестороннее развитие его душевных и физических способностей: правильно образовывать характер, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству.
С этой целью в период адаптации (подготовительный период обучения) командирами взводов совместно с обучающимися заполняется социальный паспорт обучающегося и его семьи (Приложение 1). На основе полученных данных производится анализ условий жизни, интересов и круг общения обучающихся, изучаются и анализируются процессы, происходящие ранее в его ближайшем окружении. Всё это даёт возможность курсовым офицерам совместно с сотрудниками отделения морально-психологического обеспечения училища составить картину условий воспитания и жизненных обстоятельств суворовцев, выбирать правильный подход к каждому и верно спланировать деятельность в училище по организации воспитания и социализации суворовцев на весь период обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мощенко А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.1: Москва, 1998. – 516 c. РГБ ОД, 71:99-19/23-X.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Основная образовательная программа основного общего образования Читинского суворовского военного училища МВД России.
.Устав Читинского суворовского военного училища МВД России.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования.
Приложение 1
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТсуворовца и его семьи
Ф. И. О. обучающегося ___________________________________________________________
Дата рождения ________________ Взвод ______________
Домашний адрес ________________________________________________________________
1. Состав семьи:
Мать Ф. И. О. _________________________________________________________________
Дата рождения _______________ Образование (высшее, незакон. высшее, среднее, ср.специальное. иное.; наличие уч степени) _________________________________________
Место работы __________________________________________________________________
Должность _____________________________________________________________________
Отец Ф. И. О. _____________________________________________________________________
Дата рождения _______________ Образование (высшее, незакон. высшее, среднее, ср.специальное, иное.; наличие уч степени) _________________________________________
Место работы ___________________________________________________________________
Должность ______________________________________________________________________
Сведения о других детях в семье (Ф.И.О., дата рождения, место учебы, работы):
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сведения о других родственниках, проживающих совместно (Ф.И.О., дата рождения, степень родства, место учебы (работы), должность): __________________________________________
2. Жилищно-бытовые условия семьи:
Площадь квартиры (дома) (м2) _____________, кол-во комнат ___________________________
Состояние жилья (требует ли ремонта, санитарное состояние) __________________________
Форма собственности (своя или сьемная квартира (дом)) _______________________________
3.Характеристика семьи:
по структуре: (полная, неполная) _______________________________________________
(если неполная, то указать: один отец, одна мать, опекун) указать причину неполноты: развод, смерть одного из родителей и т.д.
если в разводе (или брак не зарегистрирован) указать __________________________________
Есть ли в семье люди с ограниченными возможностями________________________________
по материальной обеспеченности___________________________________________________
по социально-правовой устойчивости ____________________________________________
по взаимоотношениям _________________________________________________________
по воспитательной позиции семьи________________________________________________
4. Особенности учебной деятельности:
успеваемость обучающегося _________________________________________________________
интеллектуальные возможности обучающегося (высокие, средние, низкие) ______________
поведение обучающегося на уроках ______________________________________________
любимые предметы в училище _______________________________________________________
5. Положение во взводе, отношение к коллективу:
позиция в коллективе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный, отрицательный лидер) ____________________________________________________________
с кем из взвода наиболее близок, характер взаимного влияния _________________________
взаимоотношения с другими суворовцами ___________________________________________
стиль общения с окружающими _______________________________________________________
доминантный /не доминантный ______________________________________________________
экстраверт /интроверт ______________________________________________________________
6. Отношение к общественной деятельности:
отношение к общественным поручениям
выполнение общественных поручений
отношение к трудовым делам взвода
участие во мероприятиях различного уровня
7. Направленность интересов:
проявляет интерес к деятельности (физический, умственный труд, техническая, организаторская, художественная, спортивная)
в каких кружках (секциях) состоит
8. Самооценка личности:
адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения)
завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)
заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)
9. Внешняя культура поведения:
неряшливость, запущенность формы, отсутствие культурных навыков общественного поведения
безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения
аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения
эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в иной одежде, поведении
10. Особенности поведения:
положительные поступки обучающегося (как часто они совершаются?)
отрицательные поступки, их проявления (эпизодически, систематически), их характер
отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает
отношение к педагогическому воздействию: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования
Командир взвода __________________________________________________
Дата __________________________ подпись ________________________