Арт-терапия как превентивная мера эмоциональной депривации у детей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Арт-терапия как превентивная мера эмоциональной депривации у детей

Тумаева Ю.В. 1
1Ульяновский государственный университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе особую актуальность приобретает вопрос охраны и укрепления психического, т.е. эмоционального здоровья. Экономические катастрофы, социальные конфликтные и неблагоприятные ситуации, психосоциальное напряжение приводит к повышенному риску нервно-психических расстройств среди населения, в особенности детей и подростков.

К сожалению, проблемы ребёнка, связанные с эмоциональным состоянием, привлекают к себе внимание родителей, педагогов или других специалистов только в крайнем случае, в формах психопатоподобных расстройств и различных депрессивных состояний.

Основным направлением социально-адаптационных мероприятий специалистов, занимающихся решением данной проблемы, является поддержка детей, нуждающихся в ней, и обеспечение условий социальной защиты, а, также, реабилитационная помощь в жизненном самоопределении.

В последние годы многие специалисты отмечаю рост количества детей, имеющих эмоциональные нарушения. Эмоциональные нарушения - это нарушения, возникающие в эмоционально-волевой сфере в результате нарушения баланса между положительным и отрицательным переживанием ребенка, особое внимание уделяется изучению эмоционального развития подростков, так как эмоциональные нарушения, возникающие на данном этапе развития, имеют далеко идущие последствия. В связи с этим возрастает интерес к изучению эмоциональной депривации подростков [7, с. 2].

Понятие «депривация» обозначает утрату чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. И здесь мы говорим о недостаточном удовлетворении именно психических потребностей (психическая депривация), а не о физических лишениях [1, с. 7].

По утверждению З. Матейчека и Й. Лангмейера, психическая депривация ни что иное, как психическое состояние, которое возникает в следствие таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в нужной мере и в течении довольно длительного времени [4, с.67]. Можно провести аналогию между психической и биологической недостаточностью: возникновение серьёзных нарушений, например, в результате дефицита питания, недостаток витаминов и т.п., возможное возникновение нарушения и в случае психического дефицита – дефицита социальных, стимуляции, любви.

Недостаточное поступление стимулов (чувствительных, социальных, сенсорных) – один из факторов, провоцирующих возникновение психической депривации, другим же, предположительно, является прекращение связи, создавшейся уже между ребёнком и его социальной средой, часто приводящее к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Этот феномен был описан ещё Я. А. Коменским, а далее и Ж. Итаром, а в ХХ в. А. Гезеллом, который анализировал современные попытки воспитания детей, оторванных от социума в силу непредвиденных и экстремальных обстоятельств.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Эмоциональная депривация возникает при недостаточной возможности для интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыве идентичной связи, если такова уже была создана. В эту обедненную среду чаще попадают дети, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или в любом другом учреждении закрытого типа. Такое состояние вызывает сенсорный голод, который особенно губителен для ребёнка, т.к. для нормального формирования и созревания мозга в детском возрасте необходимо достаточное количество внешних впечатлений, что упражняет органы чувств соответствующие структуры мозга.

Огромный вклад в разработку этой проблемы внесла группа учёных под руководством Н.М. Щелованова, которые установили, что участки мозга, без должного упражнения, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Решение этих задач осуществляется через различные технологии психолого-педагогической помощи, при которой главным предметом являются проблемы ребёнка.

Особое место определенно направлению, которое наиболее эффективно используется в реабилитационной работе с детьми, в особенности с несовершеннолетними, - это арт-терапия.

Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия, помогающий, посредством художественного (изобразительного) творчества отобразить больным с психическими заболеваниями свои скрытые психотравмирующие переживания, пытаясь от них избавится.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию, социологию и др.

Арт-терапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе [5]:

- негативная «Я-концепция», низкая степень самопринятия;

- трудность эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

- неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими, проблемы в межличностных отношениях, враждебность к окружающим, трудности в коммуникативной сфере;

- трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, эмоциональная депривация ребенка, переживание отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях;

- низкий уровень развития самосознания и рефлексии ребенка, проблемная социальная адаптация, несформированность позиции учащихся как субъектов обучения, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность и др.

В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу) [3].

В процессе организации арт-терапевтических занятий важно заботиться о реализации следующих условий:

- эмпатическом принятии ребенка, создании психологической атмосферы личностной безопасности, эмоциональной поддержке ребенка;

- постановке креативной задачи и обеспечении ее принятия ребенком и др.

Эти условия могут быть реализованы в директивной и недириктивной форме.

Директивная арт-терапия предполагает постановку задачи перед ребенком в прямой форме в виде темы занятия, руководство поиском лучшей формы выражения темы, интерпретацию символического значения детского рисунка.

В недирективной форме арт-терапии ребенку предоставляется свобода, как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время, важно оказание ребенку эмоциональной поддержки, а случае необходимости - и технической помощи в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка [6].

По данным ряда исследователей, применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие результаты [2, c.97]:

- обеспечивает эффективное отреагирование, придает ему социально приемлемые формы;

- обеспечивает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;

- создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной “Я -концепции” и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Изучив различные отечественные и зарубежные источники, можно сделать обобщение об арт-терапии как совокупности психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений, а также используемых с целью лечения, психопрофлактики, психокоррекции, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, в особенности, представителей групп риска. Имея тесную связь с терапевтической практикой, арт-терапия имеет преимущественно психопрофилактическую, развивающию и социализирующию направленность, являясь ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных центров (проектов) и в социальной работе.

Итак, превенция эмоциональной депривации, связанной с обеднённостью социальной среды, а также с особенностями индивидуального развития ребёнка, возможно через комплекс психологических, педагогических и социальных мер со стороны специалистов, занимающихся данной проблемой и при поддержке государства. Такой подход должен лечь в основу педагогической и социальной политики в области детства.

Арт-терапевтические методы помогают ребёнку открыть широкие возможности для эмоциональной нейтрализации тяжёлых переживаний социально приемлемым способом, способствующим достичь состояния психологического комфорта.

Список литературы:

Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие / Е. Г. Алексеенкова. — СПб.: Питер, 2009. — 96 с.

Карабанова, О. Игра в коррекции психического развития / О. Карабанова. -М.:, 1997.-С.

Маслоу, А.Х. Дальние пределы человеческой психики. / А.Х. Маслоу. -Изд.: Питер, 2018. - 448 с.

Матейчек, З., Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте. Перевод. Г. Овсянников / З. Матейчек. - Изд.: Авиценум, 1984. – 336 с.

Медведева, Е. А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е. А. Медведева, И.Ю. Левченко. - М.: Academia, 2001. - 246 c.

Перепелкина, Т. Е. Арт-терапия как одно из направлений социально-реабилитационной работы в условиях социально-реабилитационного центра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1176–1180. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53238.htm (дата обращения: 13.02.2019)

Тимофеева М. А. Особенности и проблематика подросткового кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. [электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://ekoncept.ru/2016/86374.htm (дата обращения 20.02.19)

Просмотров работы: 57