История развития гражданского образования в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История развития гражданского образования в России

Ахмерова И.Р. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы становления российского социума в настоящее время находятся в зависимости от его нравственного совершенствования. Большое влияние на процессы обучения и воспитания оказывают динамичные процессы, происходящие в современном обществе.

В достаточно сложных условиях, сложившихся в настоящее время образовательные организации, как главный институт социализации подрастающего поколения должны воспитывать учащихся со стабильной социальной ориентацией. Такая направленность может быть определена как гражданская, соотносящаяся с утверждением общечеловеческих ценностей, которые являются способом продвижения общества по пути прогресса, в деле воспитания подрастающего поколения.

Ввиду этого появляется необходимость решения проблем гражданского образования, степень которых указывает на актуальность нашего исследования. Но для того, чтобы понять особенности гражданского образования в современном обществе, необходимо изучить его историю1.

Первое руководство по гражданственности России появилось в царствование Екатерины II, оно неоднократно публиковалось в книге «О должностях человека и гражданина».

В то время педагогика не работала на воспитание и понимание человека и гражданина. Однако педагогическая идея и философия ориентированы на воспитание гражданских качеств. В ХVІІІ веке идеальный гражданин – это человек, главное качество которого – патриотизм.

История гражданского образования, его роль в социуме, в семье установлены и проанализированы на уровне народного понимания философами ХVІІІ века. А.И. Герцен предложил изменить общество в целом, сформировав образ нового человека – свободного гражданина, стремившегося к социальной справедливости2.

Н.И. Новиков был одним из первых мыслителей того времени, который отразил в своих работах новую для российского общественного сознания направленность.

В истории гражданского образования и образования в России – это три важных этапа становления3:

первый этап был в период с 1901 по 1917 гг.;

затем в начале 20х – конец 80х годов XX века;

постсоветский этап с 1993 по 2005 гг.

В советское время был период, основанный на авторитарно-императивной педагогической парадигме. Специфика этой парадигмы состояла в том, что она способствовала восприятию определения гражданственности в свете коммунистических направленностей общественного патриотизма, интернационализма.

Морально-политическим взглядам дали широкую характеристику И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов. Вопросы обучения и воспитания гражданского мировоззрения изучили ученые Э.И. Моносзон, Р.М. Рогова, Е.П. Белозерцев, А.В. Иванценко, О.С. Газман и другие. Они анализировали воплощение в социуме гуманной парадигмы вопросов гражданского воспитания4.

Рассматривая современное состояние гражданского образования, необходимо отметить, что согласно Указу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в области образования ставятся следующие задачи:

обеспечить конкурентоспособность образования, полученного в России и вхождение РФ в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

сформировать основу для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, опираясь на духовность и моральные ценности, исторические корни и национально-культурные традиции народов РФ.

Помимо этого, в Национальном проекте «Образование» в области гражданского образования утверждается задачи, ориентированные на формирование определенной системы для определения способностей у молодежи, создание информационной среды, модернизация образования, увеличения в несколько раз числа иностранных обучающихся. Иными словами, выделенные нами задачи способствуют как реформированию отдельных элементов системы образования внутри государства, так и развитию международных связей, с целью увеличения эффективности образования, в частности, гражданского.

Таким образом, гражданское образование – это общественно- государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правого государства5.

В настоящее время в процессе гражданского образования ориентирами являются нравственно-правовые, политические, мировоззренческие культурные ценности, готовятся представители демократического общества, которые смогут осуществить эти ценности в практической деятельности6.

Таким образом, в исследовании мы рассмотрели основных ученых, изучавших исторический путь развития понятия «гражданское образование». Также определили, что гражданское образование в широком смысле состоит в том, что содержание всех школьных предметов создает человека –гражданина, личности, которой свойственны гражданские особенности.

Необходимо понимать, что основные качества гражданина в современном социуме – это способность к самоопределению, уважение к ценностям и достоинству каждого человека, гражданственность, целостность, самодисциплина, сострадание и патриотизм, уважительное отношение к защите Родины, закону, равенству и верховенству права.

Список литературы:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета, № 97с, 09.05.2018.

Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]: URL: https://минобрнауки.рф/проекты

Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. 2017. №1.1. С. 13-15.

Кабдиева С.Ш., Калемшарав С., Алпысова А.К. Проблемы гражданского образования в их историческом аспекте // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(25). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 61-66.

Лебедева О.В. Развитие гражданского образования в России: Дис. ... д-ра пед. наук. – Киров, 2006 – 431 с.

Литвинова О.В., Шенбергер И.А., Фомичёва И.Б. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей // Молодой ученый. 2014. №4. С. 1014-1016.

Папырин Д.И. Гражданское общество: социально-философское содержание понятия и его применение к социальной действительности России: диссертация ... кандидата философских наук. – Москва, 2009. –167 с.

Федотова И.Б. Становление и развитие истории педагогики в России: вторая половина ХIХ – начало ХХ веков: диссертация ... доктора педагогических наук.– Пятигорск, 2012. – 312 с.

1 Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. 2017. №1.1. С. 13-15.

2 Папырин Д.И. Гражданское общество: социально-философское содержание понятия и его применение к социальной действительности России: диссертация ... кандидата философских наук. – Москва, 2009. –167 с.

3 Лебедева О.В. Развитие гражданского образования в России: Дис. ... д-ра пед. наук. – Киров, 2006 – 431 с.

4 Федотова И.Б. Становление и развитие истории педагогики в России: вторая половина ХIХ – начало ХХ веков: диссертация ... доктора педагогических наук.– Пятигорск, 2012.– 312 с.

55 Гражданское образование и правовое просвещение: модели регионального развития [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека «Гражданское общество в России». Режим доступа: URL:http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_obrazovanie. Дата обращения 07.03.2019.

6 Кабдиева С.Ш., Калемшарав С., Алпысова А.К. Проблемы гражданского образования в их историческом аспекте // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(25). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 61-66.

Просмотров работы: 20