В современном обществе люди, используя последние созданные изобретения в своей жизнедеятельности, не задумаются о том, как этот объект был произведен, не говоря уже о той цепочки мыслей и действий, которые привели к созданию данного объекта.Об этом в основном вспоминается в момент выхода из стоя объекта или при определении неполной функциональности, так как он чем-то неудобен или не может удовлетворить какую-то потребность.
Специалисты, у которых сформировано инженерное мышление, проектируют современное и будущее общество. Именно от них зависит технологическое окружение.
Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий [1].
Таким образом, возникает проблема в формирование у подрастающего поколения инженерного мышления, как систему функциональных сочетаний методов и приемов, основанных на творческом потенциале и потребности в самореализации.
Проблеме формирования инженерного мышления посвятили свои исследования Л.К. Алебастрова, Г.С. Альтшуллера, В.И. Белозерцева, М.В. Левиевой, Н.Н. Столяренко, В.С. Смирновой, Н.В. Чечеткиной, Г.И. Шеменева и др.
Изучая исследования ученых о мотивах поведения личности в зависимости от окружающей обстановки и людей, мы получаем вывод о том, что «организационная система оказывает на людей сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения» [2].
М. Вебер считает что «Организационная система позволяет эффективно управлять организациями и предсказывать их поведение».
Основываясь на этом факте можно утверждать, что одном из основных условий формирования инженерного мышления является организационная система.Важнейшим моментом такой организации станет установка приоритета переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями.
К основным компонентам организационной системы относятся [3]: организационные; технологические; кадровые; информационно-технические.
Одним из важных элементов организационной системы является внешняя окружающая обстановка влияющая на воображение и способствующее востребованию творческого потенциала, на основе увиденных реализаций мыслей и идей, пусть даже сложными и совсем нетривиальными методами, которые могли бы быть выполнены простыми действиями.
К такой организации можно отнести:
1. наличие наставника (тьютора) (инженер, преподаватель, инженер-преподаватель), с целью правильно сформулировать проблему и выделить цели и задачи для решения возникшей проблемы;
2. наличие помещения, которое должно вызывать желание творить, с готовыми разработками, образцами проектов, наличие соответствующего оборудования и т.п.;
3. наличие внешних мотивов, так это могут специально организованные мероприятия внутри учебного заведения или приглашение к участию в мероприятиях организованных вдругими учебными заведениями, например, предложения участия в конкурсах, грантах, фестивалях и т.п.
Одним из средств формирования инженерного мышления несомненно является участие в конкурсах среди студентов, например «Создание своей уникальной машины Голдберга», который позволил бы не только изучить принципы работы: наклонной плоскости, рычага, винта и т.п., но и сформировать элементы инженерного мышления на бессознательном уровне, через осознанное решение самостоятельно поставленной проблемы. В этом случае воображение и фантазия помогут создать необычные машины. Мотивом может быть следующее, что лучшая разработка будет украшать вестибюль учебного заведения.
Также вызывать интерес может: наличие помещения с соответствующими разработками, чертежами и результатами произвольного творческого инженерного мышления, которые позволят начинающему инженеру изучить схему создания объекта, возможно, увидеть недостатки и предложить свое решение.
Таким образом, организационная система, основанная на актуализации взаимодействия эмоционально-образного и логико-рассудочного компонентов, позволит формировать инженерного мышление у студента на осознанном уровне.
Используемая литература.
Дума, Е.А. Уровни сформированности инженерного мышления / Е.А. Дума, К.В. Кибаева, Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 143-144
Горьканова, Л. В. Организационное поведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. В. Горьканова, Р. М. Прытков; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ОГУ. - 2011. - 242 с.
Писарева О. М. Организаөионные аспекты проектирования систем поддерңки прогнозно-аналитической деятелҗности в управлении развитием многоуровневой организаөионной системы/О.М. Писарева // Управление науки в современном мире.- 2016.-№1(том 2).- с. 265-270. (https://elibrary.ru/download/elibrary_29046218_52207772.pdf нам нужно такое же сделать для вака, только с точки зрения педагогики).